Как формировалась образовательная модель в НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики, как национальный исследовательский университет, имеет право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты (см. ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Они отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), но их требования к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ не могут быть ниже требований ФГОС ВО.
Впервые в НИУ ВШЭ были утверждены собственные образовательные стандарты (ОС НИУ ВШЭ) в 2010 г.; это были стандарты бакалавриата. С тех пор они уже много раз обновлялись.
ОС НИУ ВШЭ магистратуры 2020 года
Вступил в действие в два этапа:
- с 2021/2022 учебного года для студентов 2021 года набора, обучающихся на основных образовательных программах-участниках пилотного этапа реализации ОС;
- с 2022/2023 учебного года для студентов 2022 года набора, обучающихся на всех основных образовательных программах магистратуры.
Новый образовательный стандарт предусматривает максимально широкие возможности вариативности и персонализации образования для студентов магистратуры НИУ ВШЭ:
- возможность подготовки студентов по одной из трёх траекторий внутри ОП:
- общей (обучение предусматривает значительную долю выбора элементов образовательной программы студентом из широкого пула предложений, либо высокую долю обязательных курсов, дающих глубокие фундаментальные знания по направлению подготовки);
- прикладной (обучение характеризуется значительной долей практической подготовки на базе компаний и организаций-партнеров или структурных подразделений НИУ ВШЭ);
- исследовательской (обучение строится вокруг работы над индивидуальным исследовательским проектом под руководством научного руководителя. Траектория предполагает аффилиацию с одной из аспирантских школ НИУ ВШЭ).
- возможность обучения по выбранной траектории в соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП) и персональными образовательными целями студента
- единую модульную структуру всех ОП магистратуры, предусматривающую в зависимости от траектории обучения студента различное наполнение 5-ти образовательных модулей:
- Модуль «Ключевые семинары» (Ключевые семинары) предназначен для проектирования персональных образовательных результатов студентом под руководством академического наставник, координации учебной деятельности по освоению ОП в соответствии с ИУП студентов, объединенных одним семинаром наставника, а также для получения студентом представления о передовом опыте и/или исследованиях, соотнесенных с тематикой его траектории обучения.
- Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.
- Профессиональный модуль (Major) предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов студентов.
- Дополнительный модуль (МагоЛего) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции, позволяющие персонализировать ИУП по запросу студента.
- Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
- позволяет студентам выстраивать обучение в соответствии с тремя разными моделями: освоить одну или несколько программ магистратуры; освоить одну программу + элементы другой (других); сконструировать траекторию обучения полностью самостоятельно в соответствии с индивидуальными потребностями.
Структурно новый ОС представляет собой единый для всех направлений подготовки магистратуры документ, включающий в себя три структурных блока:
- основные принципы (общий контекст подготовки студентов и декларация возможности учиться не только в рамках образовательной программы (ОП);
- общие условия и требования (единая модель ОП магистратуры и условия реализации);
- дополнительные требования (характеристики ОП) по направлениям подготовки.
ОС НИУ ВШЭ бакалавриата 2019 года
Вступил в действие с 1 сентября 2020/2021 учебного года для студентов первого курса 2020 года набора.
Новый образовательный стандарт отличают следующие особенности:
- позволяет студентам выстраивать обучение по различным траекториям: освоить одну или несколько программ бакалавриата; освоить одну программу + элементы другой (других); сконструировать траекторию обучения полностью самостоятельно в соответствии с индивидуальными потребностями.
- предусматривает в структуре каждой программы 7 образовательных модулей:
- Профессиональный модуль (Major), формирует теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента
- Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную, научно-исследовательскую, предпринимательскую, экспертно-аналитическую.
- Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления.
- Дополнительный модуль (Minor) даёт студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению.
- Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке.
- Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности.
- Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП.
- устанавливает по каждому направлению подготовки ключевые образовательные результаты (КОР) — измеряемые комплексные результаты обучения по всем программам одного направления подготовки, критически важные и минимально достаточные для освоения данного направления.
- предусматривает два обязательных для всех выпускников Вышки КОР и устанавливает их уровни: английский язык не ниже B2 (для языковых направлений уровень выше) и методы наук о данных на уровне, определённом для конкретной образовательной программы.
Структурно новый ОС представляет собой единый для бакалавриата документ, состоящий из:
Части, описывающей:
— основные принципы обучения в бакалавриате НИУ ВШЭ (общий контекст подготовки студентов, траектории обучения, технологии и сервисы);
— общие условия и требования (единая модель ОП бакалавриата и условия её реализации);
и комплекта паспортов направлений подготовки, описывающих особенности реализации ОП по конкретным направлениям.
Образовательный стандарт бакалавриата (с 2020 года набора)
Паспорта направлений подготовки нового ОС бакалавриата (с 2020 года набора):
58.03.01 Востоковедение и африканистика
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
41.03.01 Зарубежное регионоведение
11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
10.03.01 Информационная безопасность
41.03.05 Международные отношения
01.03.04 Прикладная математика
01.03.02 Прикладная математика и информатика
09.03.04 Программная инженерия
41.03.06 Публичная политика и социальные науки
41.03.02 Регионоведение России
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Предыдущие ОС НИУ ВШЭ
В 2014 году были приняты бакалаврские ОС НИУ ВШЭ нового поколения. Они отражают новую концепцию обучения на первой ступени высшего образования, а именно:
- Наличие в бакалаврских программах дисциплин общего цикла (их слушают вместе студенты разных направлений подготовки; эти дисциплины развивают кругозор, закладывают прочный фундамент научной картины мира); «фишка» ВШЭ — в хорошей экономико-социальной составляющей образования.
- Наряду с профильной подготовкой по выбранному направлению (Major) студентам предлагается выбрать дополнительный профиль (Minor) — это другое направление обучения, дополняющее основное. В Minor входит 4 дисциплины (по 5 зачетных единиц каждая); обычно они связаны между собой содержательно. Для тех, кто не определился, есть возможность выбирать свободный Minor — 4 дисциплины из разных областей знания.
- Студенты НИУ ВШЭ учатся эффективной работе с данными, осваивая дисциплины Data Culture. Будущим бакалаврам предлагаются дисциплины по культуре работы с данными разных уровней: от базового до экспертного, которые формируют у студентов компетенции применения технологий Data Science в будущей профессиональной деятельности.
- Будущему бакалавру предлагается значительно больший, чем раньше, объем научно-исследовательской и проектной деятельности и практик. Проектная деятельность как особый тип учебной деятельности вообще появилась в этих ОС НИУ ВШЭ впервые; это означает, что студент НИУ ВШЭ обязан участвовать в реальных проектах (в том числе по заказу потенциальных работодателей) и получает за это зачетные единицы в свой индивидуальный учебный план. С первого курса бакалавры НИУ ВШЭ участвуют в научно-исследовательских семинарах.
- Изучение иностранного (английского) языка в бакалаврских программах как бы выведено за скобки: мы считаем, что наши абитуриенты обычно поступают уже с хорошим уровнем английского. Но его можно подтянуть (или изучить с нуля) вне рамок основной подготовки, на первых двух курсах. После этого всех студентов ждет серьезный экзамен по правилам внешнего сертификационного тестирования (и проводят его тоже не университетские преподаватели). Экзамен проверяет, готов ли второкурсник в дальнейшем осваивать специальную литературу и профильные дисциплины на английском языке — а такие дисциплины будут обязательно! (И это тоже требование ОС НИУ ВШЭ).
Структура образовательной программы бакалавриата
Числа соответствуют количеству зачетных единиц (кредитов). Одна зачетная единица равна 38 академическим часам
ОС НИУ ВШЭ для магистратуры впервые были разработаны в 2011 году. Они, хотя тоже прошли ряд обновлений, в целом сохраняют ту структуру и особенности, которые были заложены с самого начала:
- Есть небольшой по объему цикл дисциплин, который задает «ядро» профессиональных знаний и компетенций; эти дисциплины являются общими для всех магистерских программ одного направления подготовки;
- Цикл дисциплин программы содержательно определяет ее особенности — и с точки зрения профиля будущей профессиональной деятельности, и с точки зрения общей направленности (на академическую карьеру или развитие прикладных компетенций). Он в основном состоит из специальных дисциплин, часто выбираемых студентом в составе какой-либо специализации.
- Для тех, кто при поступлении в магистратуру сменил профиль своего образования или чувствует нехватку специальных знаний, предлагаются 1-2 адаптационные дисциплины — они позволяют выровнять стартовые возможности разных первокурсников-магистрантов.
- Небольшое количество дисциплин — всего 12-14 за весь курс подготовки для одного студента — позволяет более глубоко осваивать программу, не размениваясь по мелочам.
- Практически половина всей магистерской подготовки посвящена научно-исследовательской (проектно-исследовательской) работе и практикам; здесь отрабатывается применение теоретической базы для решения конкретных задач.
Структура образовательной программы магистратуры
Числа соответствуют количеству зачетных единиц (кредитов). Одна зачетная единица равна 38 академическим часам
В 2014 году в НИУ ВШЭ впервые разработаны образовательные стандарты для аспирантуры — уровня высшего образования для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Они являются общей рамкой, объединяющей индивидуальные образовательные планы аспирантов, наполненные самостоятельными исследованиями и участием в научной и образовательной деятельности университета. Цель подготовки аспирантов в НИУ ВШЭ — написание и защита ими кандидатских диссертаций, выращивание поколения молодых ученых — исследователей и аналитиков.
Структура образовательной программы аспирантуры
Блок дисциплин12,5–17%, 30 ЗЕ Подготовка к сдаче кандидатских экзаменов, основы педагогической подготовки |
Практики и научные исследования80–85% Основная индивидуальная подготовка исследователя по выбранной тематике |
Государственная итоговая аттестация2,5–3% Государственный экзамен и защита научного доклада по результатам подготавливаемой диссертации |