• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вузам предстоит привыкнуть к свободе»

Переход на федеральные государственные стандарты (ФГОС) третьего поколения по-прежнему вызывает много вопросов у образовательного сообщества. О проблемах, которых возникнут при внедрении стандарта по социологии, говорит руководитель недавно созданного Центра развития социологического образования факультета социологии НИУ ВШЭ Маргарита Бершадская.

Переход на федеральные государственные стандарты (ФГОС) третьего поколения по-прежнему вызывает много вопросов у образовательного сообщества. О проблемах, которых возникнут при внедрении стандарта по социологии, говорит руководитель недавно созданного Центра развития социологического образования факультета социологии НИУ ВШЭ Маргарита Бершадская.

— Маргарита Давыдовна, как предполагается организовать поддержку вузов при переходе на стандарт третьего поколения?

Для этого в Высшей школе экономики и создан Центр развития социологического образования. Это решение поддержано представителями вузов, входящими в консорциум разработчиков стандартов по социологии.

На днях состоялось очередное заседание консорциума (планируется проводить их в среднем раз в месяц), где мы обсудили накопившиеся вопросы по примерным учебным планам и программам отдельных дисциплин. В ближайшее время все материалы будут размещены как на портале НИУ ВШЭ, так и на Федеральном образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент».

Обязательно будут организованы курсы повышения квалификации для вузовских преподавателей.

Я думаю, в самое ближайшее время мы разместим несколько примерных учебных планов по дисциплинам для основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, чтобы наглядно продемонстрировать те подходы, которые стандарт третьего поколения дает возможность реализовать вузам, и предложим коллегам присылать их учебно-методические материалы на экспертизу в Центр развития социологического образования.

В качестве примера можно привести собственный учебный план и программы НИУ-ВШЭ, но – несмотря на то, что эти программы будут размещаться именно как примеры - есть риск, что многие их просто скопируют. Откровенно говоря, практика, существовавшая в социологическом сообществе до сих пор, будет толкать вузы именно к такому варианту.

— Что же тут плохого? Ведь вузы могут ориентироваться на опыт лидеров социологического образования.

На мой взгляд, коллегам следует задуматься, в какой мере им подходит опыт того или иного лидера. В первую очередь, следует ориентироваться на стандарт, а материалы вузов-членов консорциума должны продемонстрировать возможности работы со стандартом.

Вузам еще предстоит привыкнуть к свободе, которую им предоставили. Раньше вуз, где располагалось учебно-методическое объединение (УМО), предлагал всем остальным свой собственный учебный план. Зачастую он даже не соответствовал стандарту в полной мере. У ведущих вузов здесь проблем не было – они всегда работали по своим программам. А тем, кого серьезно проверяют при аккредитации, проще было сказать, что они полностью следуют рекомендациям УМО, чем доказывать, что их собственные разработки лучше и в большей степени соответствуют стандарту.

— Стандарт третьего поколения подразумевает переход на систему кредитных единиц при зачете курсов. Как это оценивается вузовским сообществом?

К сожалению, далеко не всем ясно, что такое зачетные единицы. Не так давно я присутствовала на конференции, организованной одним академическим институтом, где докладчик, исследовавший новшества в системе высшего образования, утверждал, что система зачетных единиц отрицательно влияет на образовательный процесс. Когда я задала ему несколько вопросов, выяснилось, что он, как и многие из присутствующих, просто не знает, что такое зачетные единицы. Некоторые почему-то путают их с рейтингами студентов. Я не спорю с тем, что вуз, создавая свою систему рейтингования, может связать ее с зачетными единицами. Но влияние вузовской системы на образовательный процесс определяется отнюдь не фактом использования зачетных единиц. Примеров подобного непонимания очень много.

Однако зачетные единицы — это самое простое, к чему, на мой взгляд, вузы должны будут привыкнуть очень быстро. Тридцать шесть академических часов равны одной зачетной единице – в противоположность прежней системе, когда считали «в часах», - по сути ничего нового, только арифметических ошибок при подсчетах будет меньше.

— Как вузы смогут при составлении учебных планов и программ учитывать свою специфику, образовательные традиции?

Учебный план, разработанный в Высшей школе экономики, рассчитан на сильные преподавательские кадры. Кроме того, здесь сложился сильный «крен» в сторону экономической социологии. Но нужно понимать, что дисциплины в вариативной части можно заменить – исходя из собственных возможностей и потребностей регионального рынка труда.

Можно также сократить количество зачетных единиц, даваемых за дисциплины, в которых конкретный вуз не очень силен. Так, в учебном плане НИУ-ВШЭ курс «Методы социологических исследований» - это 13 зачетных единиц. Для сравнения, «средняя дисциплина» - это 3-4 зачетные единицы. То есть в Вышке курс предполагается как очень объемный и трудоемкий, потому что здесь социологи получают усиленную математическую подготовку.

— А курсы повышения квалификации – какие предполагается организовать в первую очередь?

Пока мы хотим начать с простых вещей — с тех же зачетных единиц. С этим, я думаю, мы справимся быстрее всего. Эта система соответствует международным принципам, благодаря ей нам будет проще организовывать стажировки студентов за рубежом, устанавливать соответствие курсов и «перезачитывать» их. Принципы построения вузовских образовательных программ и рабочих программ по дисциплинам – вещь важная, и помогать вузам нужно незамедлительно. Первые курсы предполагается организовать уже в апреле.

Новый стандарт в целом должен увеличить как внутреннюю, так и международную мобильность студентов — раньше из-за жесткости стандарта очень сложно было создавать совместные программы, координировать требования нашего стандарта с требованиями зарубежного вуза. И даже между российскими вузами организовать мобильность студентов было весьма проблематично. Сейчас, благодаря применению кредитных единиц, это станет проще.

Кроме того, мы намерены организовать курсы, посвященные компетентностному подходу, в частности, рассказать о контрольно-измерительных материалах (КИМах), которые помогут отслеживать появление у студентов соответствующих компетенций, но прежде консорциум должен прийти к согласованному решению относительно КИМов. Я думаю, самым простым здесь будет проверка навыков анализа текста – есть ведь успешный опыт тестирования читательской грамотности школьников в рамках международных сравнительных исследований PIRLS и PISA. Преподаватель может давать студентам один и тот же текст в начале и в конце курса и смотреть, какую информацию они из него извлекут, как смогут проанализировать. Обязательно будем рекомендовать эссе, тестирование, возможно, различные формы групповой работы.

— Новый стандарт дает вузам много свободы, но нет ли у его авторов опасения, что она будет использована неправильно?

Это вполне возможно, и именно по этой причине мы готовим для ознакомления наши примерные учебные планы и программы дисциплин. В них, в частности, будет расписано, какие компетенции формирует та или иная дисциплина — то есть вузовское сообщество сможет уже оценить общий принцип.

Я считаю, необходима экспертиза учебных планов. И Центр развития социологического образования, созданный недавно в НИУ-ВШЭ, будет заниматься в том числе ею. Это поможет избежать, с одной стороны, слепого подражания учебным планам ведущих вузов, а с другой - серьезных проблем с планами, составленными вузами самостоятельно.

Новый стандарт основан на компетентностном подходе, то есть принципиально отличается от предыдущего и нуждается в иных учебных пособиях. И потому логично, чтобы их рецензентами были эксперты, участвовавшие в разработке стандарта. Мне представляется также, было бы правильно, чтобы Центр рецензировал новые учебные пособия для студентов-социологов.

— Как вы в целом оцениваете готовность вузов к реализации стандарта?

Пока не все вузы готовы к переходу на стандарты третьего поколения. Много вопросов вызывают и компетентностный подход, и способы оценки достижений выпускников, и разработка новых учебных планов и программ.

Беседовала Екатерина Рылько