• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учить лучшему, учить лучше всех: методическое пособие по педагогическому мастерству для преподавателей НИУ ВШЭ

В современной университетской среде преподаватели сталкиваются с разными вызовами, которые связаны как с организацией учебного процесса, так и с взаимодействием со студентами в высококонкурентной среде. Результаты опросов общественного мнения показывают, что среди преподавателей отмечается высокий уровень эмоционального выгорания, что существенно влияет на качество жизни и эффективность работы. Причем, такая тенденция характерна не только для преподавателей с большим стажем, но и тех, кто в данной сфере работает менее 1 года. В этом случае особую важность представляет проблема поддержания психологического благополучия всех участников образовательного процесса и развивать навыки психологической устойчивости в постоянно трансформирующихся условиях профессиональной среды.

Современный ритм преподавательских и исследовательских циклов практически исключил живое общение между коллегами. Взаимное посещение лекций и семинаров, обсуждение лучших практик на кафедрах сегодня воспринимается как некий архаизм. Однако вряд ли кто-то будет спорить с тем, что преподаватель, держащий «руку на пульсе» и умеющий перенять лучшее от коллег, является гарантией качественного образования и успешного будущего студентов. Следовательно, необходимо сформировать инструменты, которые позволили бы извлекать конструктивные следствия высококонкурентной среды и делать возможным трансляцию опыта преподавателей, признанных лучшими, на широкую аудиторий профессорско-преподавательского состава. На организацию в университете ресурса для обмена профессиональными знаниями и преподавательскими находками направлен данный проект.

Цель проекта

Подготовка методических материалов, основанных на анализе лучших практик преподавания и направленных на совершенствование преподавательского мастерства в Высшей школе экономики.

Задачи проекта

  • Изучить современную литературу по педагогическому мастерству в высшей школе на русском и английском языках. Результаты анализа представить в виде кратких тезисов со ссылками на источники.
  • Подготовить текст, посвященный анализу социально-психологических особенностей учебного процесса, в том числе взаимодействия преподавателей и студентов, и выделить оптимальные стратегии обучения студентов с учетом этих особенностей. Текст представить в виде кратких тезисов со ссылками на литературу для дополнительного чтения.
  • Проанализировать и обобщить преподавательские подходы, инструменты и технологии победителей конкурса на звание лучшего преподавателя.
  • Представить в наглядном и удобном для изучения виде мультимедийные методические рекомендации для преподавателей НИУ ВШЭ (вкладка на странице hse.ru/best) с использованием видеороликов, тезисных фрагментов, презентаций.
  • Провести межкампусный семинар по результатам проекта.

Целевая аудитория проекта

Профессорско-преподавательский состав НИУ ВШЭ. Особый фокус в образе целевой аудитории при работе над проектом будет сделан на молодых преподавателей с опытом работы менее 5 лет и преподавателей «старшего поколения». Взаимодействие с лучшими преподавателями в рамках проекта предусмотрено в онлайн и офлайн форматах.

Содержание проекта

Проект носит методико-аналитический характер и реализуется по трем направлениям.

Первое направление предполагает изучение современной литературы по педагогическому мастерству как на русском, так и на английском языках. В ходе этого этапа будут выявлены основные тенденции, подходы и инновации в области преподавания и взаимодействия преподавателя с учащимися. После анализа литературы будут сформулированы краткие тезисы, содержащие ключевую информацию, оформленные с ссылками на источники. Эти тезисы позволят обозначить актуальные проблемы и направления развития в педагогике.

Второе направление посвящено работе с анализом социально-психологических факторов учебного процесса, учитывая особенности взаимодействия преподавателей и студентов. В краткой и содержательной форме будут выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в рамках учебного процесса (ситуации конфликта, негативной обратной связи), и предложены механизмы по их разрешению. В результате будет разработан текст, описывающий социально-психологические особенности образовательного процесса и механизмов по повышению его эффективности и благополучия как для преподавателей, так и для студентов, учитывая индивидуальные особенности, процесс взаимодействия и контекст.

Третье направление предполагает интервью с не менее чем 30 преподавателями НИУ ВШЭ, избиравшимися лучшими, с целью выявить и обобщить практические рекомендации от лучших преподавателей. Приоритет в выборе респондентов будет отдан тем преподавателям, которые выбирались лучшими несколько раз. В процессе интервьюирования преподаватели будут рассказывать о своем опыте, методах преподавания и подходах к работе с учащимися. Затем собранный материал будет обработан и преобразован в виде нарезки видео и текстовых комментариев. Эти комментарии будут содержать конкретные рекомендации, которые смогут быть применены другими преподавателями для повышения качества образования.

Гайд интервью включает в себя несколько разделов:

  • Основные составляющие профессиональной компетенции педагога НИУ ВШЭ. Педагог-исследователь как особая профессия и миссия;
  • Особенности преподавания в исследовательском вузе: как интегрировать достижения научных подразделений в учебные курсы и как включать студентов в исследовательский процесс;
  • Методика и техника обучения: приемы, стратегии и лайфхаки;
  • Техническая сторона обучения: программы и гаджеты;
  • Личные советы, секреты и тонкости;
  • Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в образовательном процессе, и пути их решения.

Результаты проекта

В итоге проекта будет получен ценный набор информации о современных тенденциях во взаимодействии преподавателя с аудиторией, об элементах педагогического мастерства, о ключевых социально-психологических механизмах, повышающих эффективность образовательного процесса и практических рекомендациях от лучших преподавателей, что позволит оптимизировать и усовершенствовать образовательный процесс и повысить его эффективность.

Результаты проекта будут представлены в мультимедийной форме, удобной и интересной для изучения. Результаты будут также представлены и обсуждены на межкампусном онлайн-семинаре.