Коммуникация преподавателя со студентами в аудитории и за ее пределами
Коммуникация между преподавателем и студентами в рамках образовательного процесса рассматривается через перспективу межличностного взаимодействия, включающего как поведенческие, так и эмоциональные компоненты в онлайн и офлайн среде. В настоящее время можно выделить широкий спектр моделей, которые объясняют природу взаимоотношений между преподавателями и студентами:
- двухмерную модель межличностных отношений (доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность),
- трехкомпонентную модель (чувство принадлежности (тепло/привязанность), утверждения (статус) и привязанности (безопасность/защищенность)
- многомерную модель вдохновляющего преподавания (Florian & Pantić, 2017; Oatley, 2004; Williams et al., 2016).
Многомерная модель включает:
- особенности поведения преподавателя (проявлению вербальных и невербальных сигналов симпатии, тепла и дружелюбия) (Thomas et al., 1994),
- личностные особенности («харизматичный», «честный», «открытый» и «дружелюбный») (Farley–Lucas & Sargent, 2011),
- эмоции (любовь, радость, сострадание, сочувствие) (Tormey, 2021),
- опыт (Wubbels et al., 2005).
💡 Установление положительных межличностных отношений приводит к большей вовлеченности студентов в процесс обучения, качественному усвоению предлагаемого материала, в то время как в ситуации тревоги или страха отмечается снижение академической успеваемости (Ambrose et al., 2010). Для сохранения положительной динамики, преподавателям необходимо увеличивать социальное взаимодействие со студентами, проводить индивидуальные консультации, оказывать внимание и проявлять заботу (обращаться по именам к студентам, учитывать трудные обстоятельства, с которыми могут сталкиваться студенты) (Farley–Lucas & Sargent, 2011; McKeachie & Svinicki, 2010).
▶️ Видео по теме
Выбор коммуникативных практик зависит от подхода к преподаванию (Porter, 2014): традиционный подход (ориентация на преподавателя) или гуманистический подход (ориентация на студентов). Традиционный подход включает использование похвалы/наказания для подкрепления правильного поведения и соблюдения установленных правил, в то время как гуманистический подход — активное слушание, недирективные сообщения для предоставления студентам возможности для самостоятельного регулирования своего поведения и принятия ответственности за принимаемые решения (Porter, 2014). Результаты исследований показывают, что ориентация на студентов способствует формированию доверительных отношений между преподавателями и студентами и повышению академической успеваемости (Gokalp & Can, 2021).
Коммуникация между преподавателями и студентами включает проактивные и реактивные стратегии. Проактивные стратегии предполагают построение отношений, активное вовлечение студентов, создание безопасной среды (Hepburn & Beamish, 2019). Реактивные стратегии — ответ на поведение студентов, что находит выражение в применении дисциплинарных мер (наказания, предупреждения, угрозы, выговоры) (Paramita et al., 2024). Результаты исследований показывают, что реактивные стратегии приводят к негативным реакциям преподавателей и усиливают нежелательное поведение студентов (Paramita et al., 2024). Однако использование реактивных стратегий совместно с проактивными, могут быть эффективными, помогая учащимся решить возникающие проблемы с поведением и предоставляя пространство для саморегуляции (Madden & Senior, 2017).
В процессе обучения большую роль играют личностно-ориентированные методы общения, среди которых отмечают:
- эмоциональную поддержку студентов (признание эмоций и поддержка в переживании негативных эмоциональных состояний),
- развитие автономии (принятие позиции студентов, предоставление выбора и принятие возможных негативных последствий),
- использование открытого стиля общения (подсказки, повторение ожиданий от студентов и выполненного задания, Я-сообщения и прямые вопросы),
- форма сообщения и способ ее представления (использование зрительного контакта, жестов, тона голоса, улыбки), объяснения материала, правил и ожиданий, подчеркивая личностные ценности и важность (саморакрытие, определение ожиданий студентов) (Chesebro & Lyon, 2020; Karasova & Nehyba, 2023; Wallace et al., 2014).
Результаты исследований показывают, что использование таких методов приводит к повышению просоциального поведения, посещаемости занятий, вовлеченности студентов и их мотивации, академической успеваемости, благоприятной атмосферы в аудитории (Vansteenkiste et al., 2012; Wallace et al., 2014). Для установления безопасной среды необходимо спрашивать о чувствах учащихся и признавать их отношение к проблеме, формулировать задачи через перспективу личностной значимости для студентов (Aelterman et al., 2018).
Использовать или не использовать социальные сети для коммуникации со студентами?
В образовательных целях использование социальных сетей играет немаловажную роль (Hutchens & Hayes, 2014). Обучение с использованием социальных сетей повышает успеваемость учащихся, причем большую эффективность «виртуальная среда» предлагает в ситуации совместного выполнения поставленных задач (Phungsuk et al., 2017). Положительный эффект от использования социальных сетей объясняется тем, что взаимодействие в таком случае воспринимается как более справедливое и эгалитарное (Garrido et al., 2021). Обзор влияния социальных сетей на коммуникацию преподавателей и студентов, показывает положительную связь с мотивацией, созданием позитивной учебной среды и удовлетворенностью среди студентов (Garrido et al., 2021). Однако некоторые исследования отмечают и негативные последствия, которые связаны с повышением «близости» или, наоборот, «дистанции» в отношениях между преподавателем и студентами, несоблюдением норм этикета в электронной переписке (Bolkan & Holmgren, 2012), предвзятости по отношению к отдельным студентам, снижением мотивации, ухудшением успеваемости (Froment et al., 2017; Gomez et al., 2013).
▶️ Видео по теме
Для эффективного использования социальных сетей необходимо учитывать широкий спектр направлений для работы: выбор наиболее подходящей социальной сети, создание контента, фасилитация общения и взаимодействия среди обучающихся, предложение различных пособий и источников информации (Ling, 2014; Phungsuk et al., 2017), полные и своевременные ответы на запросы студентов, частота общения (Garrido et al., 2021).
Ключевые ошибки во взаимодействии со студентами: формы нежелательного поведения
Нежелательное поведение преподавателя определяется как поведение, которое препятствует обучению, и которое можно отнести к трем кластерам — содержательным, нормативным и организационным (Kearney et al., 1991).
Исследования отношения к преподавателям, которые получают низкие оценки среди студентов, показывают, что им приписывают низкие показатели коммунальных черт и недостаток социальных навыков (Farley–Lucas & Sargent, 2011), в рамках таких курсов отмечается плохая организация или отсутствие конкретных ожиданий, неясные задания (Farley–Lucas & Sargent, 2011). Нежелательные формы поведения приводят к снижению мотивации и вовлеченности, готовности «реагировать» на предлагаемые преподавателем требования, отсутствию доверия и снижению позитивного отношения к дисциплине (Kelsey et al., 2004), выученной беспомощности среди студентов, и, как следствие, отсутствию мотивации в освоении дисциплины. Для профилактики возможных негативных последствий необходимо отмечать время для консультаций, оказывать помощь, демонстрировать поддерживающее общение, обращаться к студентам по имени, сообщать новости о курсе и учебных задачах, обсуждать личные проблемы студентов (преподаватель как наставник), делать регулярные напоминания в течение семестра о возможности получения дополнительной помощи (Karasova & Nehyba, 2023; Wallace et al., 2014).
▶️ Видео по теме
Видео — Конфликты между преподавателем и студентом на онлайн-курсе и как их разрешать? Источник: https://www.youtube.com/embed/qLd9Kw7aCws
Иллюстрации раздела созданы ИИ (Napkin AI)
Список использованных источников
Курсы повышения квалификации и дополнительные ресурсы
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.