• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая среда образования и цифровые технологии обучения

Цифровое образование — это инновационное использование цифровых инструментов и технологий в процессе преподавания и обучения, которое часто называют технологически усовершенствованным обучением или электронным обучением (Aldhafeeri et al, 2022; Bayne et al., 2021). Внедрение таких цифровых инструментов, как смарт-доски, планшеты, ноутбуки, программы для динамической визуализации, виртуальные лаборатории, LMS и т.п., существенно изменило сферу образования.

Цифровые технологии делают обучение более увлекательным и гибким, позволяя адаптировать учебные программы к потребностям каждого студента (Martin, 2019). Они также упрощают использование современных методик, таких как геймификация и “перевернутые классы”, повышая вовлеченность студентов и помогая преподавателям эффективнее раскрывать учебный материал. Благодаря системе обратной связи, цифровые инструменты позволяют преподавателям оперативно оценивать усвоение материала студентами и ускоряют проверку работ. Исследования (Tanis, 2020) подтверждают, что быстрое получение результатов тестирования повышает мотивацию студентов к анализу ошибок. Создать “цифровой двойник” курса и ускорить взаимодействие со студентами позволяют виртуальные классы, сайты курса, а также системы управления обучением (LMS). Они дают преподавателям возможность взаимодействовать со студентами в режиме реального времени, обмениваться материалами, проводить оценку и получать обратную связь. 

Я.И. Кузьминов о том, что цифровизация — это не просто перенос обучения в онлайн, а создание новой образовательной среды с использованием современных технологий

Искусственный интеллект (ИИ) стремительно меняет образование, предлагая широкие возможности для персонализации и оптимизации учебного процесса. ИИ автоматизирует рутинные задачи, помогая преподавателям сосредоточиться на обучении и наставничестве. Инструменты ИИ, такие как ChatGPT, упрощают планирование уроков (Kehoe, 2023), анализируют успеваемость и вовлеченность студентов (Moyseos et al., 2023), способствуя адаптации учебного процесса. ИИ также персонализирует обучение с помощью интеллектуальных систем (Шабазов, 2021) и формирует эффективные учебные группы (EduTech, 2022). Более того, ИИ модерирует взаимодействие в системе образования, выявляя проблемные области и улучшая коммуникацию (Tan et al., 2023).

Как ИИ может помочь в образовании (англ).
ИИ в Китайских школах

Индивидуальные стратегии образования, основанные на ИИ, предоставляют мгновенную обратную связь и формируют адаптивные учебные группы (Шабазов, 2021; EduTech, 2022). ИИ также может отслеживать взаимодействие в образовательной среде, выявляя проблемные области и оптимизируя коммуникацию (Tan et al., 2023).

Несмотря на преимущества, цифровые технологии в образовании имеют и обратную сторону. Исследования (León, 2021; Haleem, 2022) указывают на потенциально негативное влияние технологий на успеваемость, посещаемость и здоровье студентов и преподавателей. Отмечаются проблемы, связанные с чрезмерной нагрузкой от гаджетов и недостаточной цифровой грамотностью педагогов. Внедрение ИИ порождает этические вопросы и риски. Чрезмерная зависимость от технологий может негативно сказаться на когнитивных способностях учащихся, а также упростить академическую недобросовестность (UNESCO, 2020; Forbes Advisor, 2023).  

Иллюстрации созданы ИИ (Napkin AI)

Список использованных источников

 

Полезные для преподавателей сайты и ТГ-каналы:


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.