Портрет лучшего преподавателя
И все-таки, кто же такой - лучший преподаватель? Есть ли универсальный рецепт или формула успеха? Можно ли этому научиться? Конечно, единого решения нет, но мы постарались обобщить то, что узнали от коллег-преподавателей, а также то, что говорит об этом современная наука.
Лучший преподаватель сегодня — это вдохновляющий наставник, который не только глубоко знает свой предмет, но и умеет передавать это знание живо и доступно. Он(а) проявляет искренний интерес к каждому студенту, внимательно прислушивается к их потребностям и создает доверительную атмосферу, где каждый чувствует себя важным. Такой преподаватель всегда открыт к новым технологиям и методам, интегрирует интерактивные инструменты и креативные задания, делая процесс обучения динамичным и увлекательным. Он(а) разрабатывает свои курсы, работая с логикой и структурой, чтобы студенты ясно понимали цели и этапы работы, и всегда прозрачно объясняет критерии оценивания, поддерживая справедливость и мотивацию. Такой преподаватель постоянно совершенствует свои навыки, участвуя в профессиональных мероприятиях, следит за тенденциями и ищет новые подходы, чтобы соответствовать вызовам современного мира. Просто хороший преподаватель — это тот, кто много знает о том, что он рассказывает и умеет это объяснить. Отличный — тот, кто сам «горит» своей дисциплиной и может передать эту увлечённость студентам. Он(а) отлично объясняет! Умеет рассказать сложное простыми словами, подкрепляет объяснение примерами из жизни, иллюстрирует видеороликами, кейсами, интерактивными заданиями. Не отказывает, если студенты просят объяснить второй, третий… десятый раз.
Советы преподавателю для повышения своей профессиональной эффективности:
- Предоставляйте персонализированный фидбек каждому студенту, чтобы помочь им увидеть свои сильные стороны и области для улучшения.
- Развивайте навыки эмоционального интеллекта, чтобы лучше понимать потребности и интересы студентов.
- Поддерживайте интерес к своему предмету, демонстрируя увлеченность и энтузиазм.
- Участвуйте в международных конференциях и профессиональных мероприятиях для обмена опытом и обновления знаний.
- Внедряйте современные технологии и платформы, чтобы сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
- Разрабатывайте структуру курса с четкой логикой, чтобы помочь студентам ориентироваться в материале и понимать цели обучения.
- Объясняйте критерии и принципы оценивания, чтобы студенты знали, на чем сосредоточить усилия.
- Уделяйте внимание созданию доверительной атмосферы, где студенты чувствуют себя услышанными и важными.
- Применяйте различные методики, такие как активные обсуждения и презентации, для поддержания интереса и вовлеченности студентов.
- Вовлекайте студентов в исследовательские проекты, развивая их навыки анализа и критического мышления.
- Ведите регулярные консультации, предоставляя студентам возможность обсудить трудные темы и получить дополнительную помощь.
- Используйте креативные задания, чтобы развить творческое мышление и активное участие студентов.
- Будьте наставником для студентов, помогая им находить свои сильные стороны и интересы.
- Сравнивайте свои методы с методами коллег и обменивайтесь опытом, чтобы находить новые подходы в преподавании.
- Меняйте форматы подачи и виды деятельности, чтобы поддерживать внимание студентов во время лекций.
- Уделяйте время саморазвитию, обновляя свои знания и навыки для соответствия современным стандартам образования.
- Обсуждайте задания и проекты заранее, чтобы студенты понимали цели и критерии их выполнения.
- Используйте искусственный интеллект и цифровые платформы, но будьте осторожны с их применением, чтобы избежать ошибок.
- Создавайте задания, которые невозможно просто списать, чтобы мотивировать студентов к самостоятельной работе.
- Развивайте эмпатию к студентам, учитывая их культурные и личностные особенности.
Вредные советы для преподавателя:
1. Читайте лекции исключительно по бумажке. Монотонно, без эмоций, не поднимая глаз. Идеально, если бумажка пожелтела от времени и шуршит, отвлекая студентов от Вашего захватывающего повествования. Бонусные очки за чтение по бумажке, которую Вы сами написали 20 лет назад.
2. Никогда не обновляйте свой курс. Зачем тратить время на актуальную информацию? Примеры из 1990-х вполне подойдут для объяснения современных концепций. Студенты должны знать историю!
3. Используйте как можно больше непонятной терминологии. Чем сложнее, тем лучше! Пусть студенты знают, что умные тут - не они. Бонусные очки, если Вы сами не до конца понимаете значение используемых терминов.
4. Заваливайте студентов огромным объемом домашней работы. Лучше всего, если она никак не связана с пройденным материалом. Главное — количество, а не качество! Пусть учатся тайм-менеджменту (и искусству списывания).
5. Игнорируйте вопросы студентов. Зачем их слушать? Исходите из принципа “Вам надо меня слушать, значит, вы должны молчать!!!” Если уж совсем прижали к стенке, отвечайте что-то вроде: "Это слишком сложный вопрос для вашего уровня понимания" или "Мы это не проходили".
6. Пишите на доске так мелко и неразборчиво, как только можете. Пусть студенты развивают зрение и учатся расшифровывать иероглифы. А еще лучше — пишите всё на одном маленьком участке доски, постоянно стирая и записывая поверх.
7. Начинайте и заканчивай пары с опозданием. Время — понятие относительное. 15 минут туда-сюда — не считается! Пусть студенты ценят каждую минуту, проведенную с Вами.
8. Никогда не хвалите студентов. Зачем им поощрение? Пусть учатся ради знаний (и страха перед экзаменом). Критика — вот лучший мотиватор!
9. Устраивайте контрольные без предупреждения. Эффект неожиданности — наше всё! Пусть студенты всегда живут в состоянии боевой готовности.
10. Забудьте про чувство юмора. Университет — это серьезное место. Никаких шуток, улыбок и прочих легкомысленных проявлений.
11. Всегда подчеркивайте свою власть и превосходство. Смотрите на студентов свысока, буквально и метафорически. Постоянно напоминайте им, что Вы здесь главный, а они всего лишь студенты. Обращайтесь к ним исключительно по фамилии (даже если фамилия сложная и Вы постоянно ее коверкаете).
12. Ну или наоборот! Старайтесь быть "своим в доску". Обращайтесь к студентам исключительно на "ты", рассказывайте им о своих личных проблемах и требуйте того же взамен. Размывайте границы между преподавателем и студентом. Пусть Вас называют по имени (или даже придумают Вам милое прозвище).
13. Держите студентов в неведении. Никогда не рассказывайте им о своих требованиях к курсу. Пусть сами догадываются, что нужно делать. Изменяйте правила игры на ходу. Чем больше неопределенности, тем лучше!
14. Создайте запутанную систему оценивания. Никогда не объясняйте, как формируется итоговая оценка. Пусть это будет большой секрет, известный только Вам. Бонусные очки за использование сложных формул и коэффициентов, которые никто не понимает. Супербонусные очки за изменения требований “по ходу” и добавление новых элементов к уже сделанным заданиям.
15. Не сообщайте дедлайны заранее. Информируйте студентов о сроках сдачи заданий в последний момент. Пусть учатся работать в условиях стресса и аврала. Идеально, если дедлайны постоянно меняются.
16. Регулярно теряйте студенческие работы. Это классика! Просто говорите, что Вы их не получали. Пусть студенты учатся делать резервные копии (и не надеяться на Вашу организованность).
Иллюстрации раздела созданы ИИ (Napkin AI)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.