• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

100 вопросов и ответов о том, как стать лучшим

Уважаемые преподаватели — те, кто только делает свои первые преподавательские шаги в университете и те, кто уже и сам готов делиться опытом! На этой страничке мы подготовили для вас большое FAQ, вдохновлённое интервью с 30 лучшими преподавателями. Мы надеемся, что ответы на эти вопросы помогут вам найти интересные преподавательские "фишки", преодолеть страхи, улучшить методы обучения, а также развить уверенность в своих силах и профессиональных навыках. Этот ресурс создан как поддержка на вашем пути к становлению не просто хорошим преподавателем, но и наставником для своих студентов. Здесь вы найдёте ответы на вопросы, охватывающие как теоретические аспекты, так и практические советы по решению типичных и нестандартных ситуаций в аудитории, включая управление образовательной динамикой, интеграцию новых технологий и обеспечение активного взаимодействия с студентами. В некоторых вопросах мнения преподавателей совпадали; в других - их ответы были неоднозначными, дополняющими друг друга или даже противоположными, и мы постарались указать все эти точки зрения. Мы надеемся, что найденные нами ответы помогут вам справиться с текущими вызовами и позволит предвидеть будущие трудности.

Можно ли стать лучшим преподавателем, не погружаясь в разные методики преподавания?

 

Да! Главное — быть профессионалом в своем деле, «гореть» им и уметь объяснить что-то студентам. Тогда студентам будет интересно.

Надо ли отмечать посещаемость?

 

Да, потому что иначе у студентов будет большой соблазн не ходить на занятия. Но посещаемость — не самоцель. Вариантом текущей работы, опосредованно фиксирующим посещаемость, но содержательно направленным на усвоение материала, может быть рабочая тетрадь курса.

Посмотрите, как описывает эту идею Юрий Андреевич Кабанов:

Нужен ли базовый учебник по курсу?

 

В большинстве случаев — нет, либо он остается вне аудитории. Студенты могут сами к нему обратиться.

Что обязательно должно быть на первом занятии?

 

Для первого занятия обязательна конкретика: план курса, система оценивания. Это надо рассказать просто и прозрачно.

А для повышения интереса можно использовать метод «крючков», которые предложила Нино Юрьевна Габуния.

Искусственный интеллект может быть помощником преподавателя?

 

Да, нейросети можно использовать, например, для генерации разного рода задач, кейсов, игровых ситуаций.

Можно ли «перекреативить»?

 

Нет. Студенты очень охотно отзываются на креативные задания. Креативьте больше!

Да. Многочисленные креативы, инновации и гаджеты утяжеляют курс и превращают его в развлечение. «Серьёзной» части надо отдавать приоритет, так как мы готовим профессионалов.

Практические задания — это хорошо. Но где их взять?!

 

Практические задания действительно важны, и их можно получить через взаимодействие с коллегами. Создавайте коллективно обновляемые базы кейсов и данных по предметам вашего департамента. Это не только поможет иметь доступ к разнообразным заданиям, но и станет отличным поводом для внутреннего взаимодействия в департаменте или на факультете.

Совместная работа и обмен опытом могут значительно обогатить учебный процесс для всех.

Как можно научиться преподавать лучше? Есть ли курсы, методички, видеоролики?

 

Похоже, специальное обучение тут не предусмотрено. Научиться преподавать лучше можно, посещая занятия лучших преподавателей. Не стесняйтесь просить разрешение присутствовать на их занятиях — это отличный способ увидеть эффективные методы преподавания в действии.

Учиться у профессионалов — это один из самых эффективных способов улучшить свои навыки.

Как объяснять сложные и очень сложные темы?

 

Важно представлять информацию разными способами. Например, можно использовать графические схемы для визуального представления сложных концепций, математические доказательства для логического понимания, а также примеры «на пальцах». Включение образовательных видео, рилсов, интерактивных симуляций также может помочь студентам лучше визуализировать и осмыслить материал.

Ну с лекциями понятно, а как быть с семинарами?

 

Даже в этом случае презентация может быть очень полезна: современные студенты любят визуальные образы — и это нормально и хорошо. Визуальные сопроводительные материалы позволяют закрепить информацию, лучше её запомнить.

Используйте графики, статистику, схемы, иллюстрации, видеоматериалы чтобы подсветить самое важное.

Стоит ли вкладываться в разработку и поддержание страницы курса на сайте Вышки?

 

Да! Студентам нравится открытость и прозрачность информации. Они очень ценят наличие стабильного ресурса, дающего информацию о том, какие темы будут в курсе, какие типы работ и правила их выполнения, где можно посмотреть примеры выполненных работ и т.д.

Нет. Текущих материалов в виде презентаций, отправленных на почту или в группе в Телеграме, например, достаточно.

Как и когда заниматься наукой, если на подготовку к занятиям и проверку работ уходит столько времени?

 

Это очень сложный вопрос и вряд ли ответ может быть универсальным, но можно попробовать несколько вариантов:

1) заниматься наукой летом или в свободный модуль;

2) заниматься наукой в «спаринге» со студентами, которые имеют доступ или умеют собрать эмпирические данные;

3) собирать данные в течение года, а летний отпуск посвящать работе над публикациями.

Писать по ночам вредно для здоровья :)

А можно ли как-то органично совмещать науку и преподавание?

 

Да! Можно попытаться интегрировать одно в другое и преподавать те дисциплины, которые непосредственно относятся к вашей научной деятельности. Это полезно для всех: ваши научные находки пригождаются на семинарах, а обсуждения теорий со студентами дарят вам новые инсайты.

Что, если студент попался слабый, очень слабый?..

 

Важная часть педагогического мастерства — это оставить надежду. Не в том смысле, что «Оставь надежду всяк сюда входящий», а чтобы слабый студент не сложил лапки и не сказал — «Я сдаюсь». Это связано и с психологическим здоровьем.

Рефлексия для преподавателя — это добро или зло?

 

Рефлексия нужна. Если ты не обдумываешь, не рефлексируешь, просто провалишься и сгоришь, не будет никаких улучшений.

Правда, что преподавателем можно стать только по призванию?

 

Да. Если это не призвание, то лучше не идти вовсе. Это занятие, которое отнимает много времени, сил, энергии, но отдача есть.

Меня ждёт преподавание в межкультурной группе студентов. Так ли это страшно?

 

Безусловно, будут культурные различия, но по большому счёту разница, скорее всего, будет невелика. Если у студента будет желание учиться, культурный аспект скажется на процессе не так сильно.

Я время от времени провожу занятия онлайн, и мои студенты часто не включают камеры. С этим можно что-то сделать?

 

Это действительно может демотивировать. Если на занятии вам важно участие студентов — попросите их включить камеры и объясните, зачем это нужно. Также постарайтесь не давать студентам большие объёмы информации подряд — разбавляйте занятия интерактивами.

В студенческой среде распространён запрос на экологичное отношение со стороны преподавателей. Это что?

 

Экологичность здесь означает создание гармоничных, здоровых и уважительных взаимоотношений между участниками образовательного процесса, формирование комфортной и поддерживающей обучающей среды.

Что значит учить мыслить критически?

 

Пытаться научить мыслить — значит учить нестандартным подходам и решениям. Если студент научится видеть уровни, то он близок к развитию критического мышления.

Как должны пройти занятия, чтобы в конце дня уйти домой с улыбкой?

 

Важно не только полностью отработать запланированный материал, но и вызвать активный интерес студентов. Эти вопросы указывают на то, что студенты задумались над темой.

Если я внедрю много гаджетов, кахутов, интерактива, студентам понравится?

 

Это не гарантия. Большинство лучших преподавателей считают, что чем проще подход, тем лучше.

Можно ли проводить лекции без презентации?

 

Есть ощущение, что лекции современными студентами (поколение Z) воспринимаются вообще плохо, а уж без визуальной поддержки тем более. Возможно, стоит вообще рассмотреть отказ от традиционных лекций и перевести ее в диалоговый режим или организовать перевернутый класс. Можно постараться преобразить её в формат воркшопа: вы как преподаватель «вкидываете» какую-то идею, даёте основу, а затем инициируете обсуждение. Это позволяет студентам погрузиться в материал и сформировать своё собственное видение, не пренебрегая важными теоретическими концептами.

Можно ли встречаться со студентами в учебное время неформально — например, пить кофе и болтать после пар; быть посвященным в их личные проблемы?

 

Да. Быть вовлеченным в студенческую жизнь 24/7 дает хороший шанс стать в их глазах лучшим, потому что студенты оценивают образ преподавателя в совокупности. Это может помочь иностранным студентам адаптироваться в новой культуре и укрепить связи в группе.

Что главное в оценках? Если я буду ставить только «десятки», меня выберут лучшим?

 

Необязательно. Есть строгие преподаватели с низким средним баллом, которых выбирают лучшими за справедливость их оценок.

Как узнать, что интересно студентам?

 

Разговаривать с ними о прошлых опытах и будущих планах, а также учитывать их интересы при выборе тем для заданий.

Вариантов заданий так много! Как выбрать подходящий?

 

Помогут насмотренность и анализ: посмотрите, какие задания дают коллеги, и спрашивайте студентов о их предпочтениях. Образовательные форматы, такие как TikTok, могут быть эффективными и увлекательными.

Что делать, если студент сидит за задней партой и кажется совсем-совсем не заинтересованным в учебе?

 

Важно индивидуально подходить к таким студентам. Попробуйте вовлечь их через интерактивные формы работы, но не переусердствуйте — некоторым может потребоваться больше времени для адаптации.

Что делать, если в курсе много текущих заданий? Как справиться с объемом проверки?

 

Подайте заявку на учебных ассистентов. Это уменьшит рутинную нагрузку и сделает работу более творческой.

Как оценить студентов в групповом проекте? Как не допустить уравнивания оценок?

 

Проводите беседы с группой, чтобы выявить вклад каждого. Это поможет предотвратить «безбилетников».

Как выстроить личные границы в коммуникации со студентами?

 

Установите четкие правила и время доступности для общения. Важно соблюдать эти границы и не делать исключений.

Что важнее для преподавателя: принципиальность или милосердие?

 

Найти баланс между принципиальностью и человечностью. Хороший педагог должен уметь поддерживать студентов в критических ситуациях.

Нужна ли ролевая дистанция между преподавателем и студентами?

 

Да, некоторая дистанция важна. Преподавателю не стоит пытаться стать «своим парнем» — это может вызвать негативную реакцию студентов.

Сегодня миссия преподавателя состоит в передаче всех знаний мира?

 

Нет, наша миссия — помочь студентам разобраться в важном для их роста и развития, научить их самостоятельно учиться и анализировать информацию.

Как сделать так, чтобы не было сюрпризов-жалоб в СОПе?

 

Проведите анонимную анкету после курса, чтобы дать студентам возможность конструктивно высказать свое мнение. Однако не ждите, что это предотвратит все жалобы.

Надо ли быть предсказуемым преподавателем?

 

Да, стабильность важна. Если ожидаются изменения, важно предупредить студентов, чтобы они могли спланировать свою жизнь.

Как понять, каким преподавателем стоит быть?

 

Вспомните своих преподавателей и их подходы, подумайте, что вам нравилось, а что — нет. Используйте этот опыт для формирования своего стиля.

В последнее время все говорят, что нейросети заменят преподавателей. Так ли это?

 

Вряд ли. Нейросети требуют базовых знаний для эффективного использования, и без них студент не сможет извлечь максимальную пользу.

Как готовиться к занятиям? Нужно ли прописывать доскональный план?

 

Имеет смысл иметь «каркас» занятия, но будьте гибкими и готовыми адаптироваться в зависимости от потребностей студентов.

Чем хорошо использование социальных сетей в преподавании?

 

Социальные сети предоставляют хорошую обратную связь и помогают лучше понимать групповую динамику, благодаря активному участию студентов.

Каковы ожидания студентов от преподавателей?

 

Студенты, особенно те, у кого уже есть высшее образование, ожидают, что их преподаватели будут хорошими специалистами, способными обсуждать серьезные проблемы в той или иной сфере. У них высокая потребность в том, чтобы им говорили правду о реальных проблемах и их решении.

Как преодолеть проблему разделения работы на части в групповых проектах?

 

Можно внедрить коллективное планирование задания, обязать всех участников проекта вести регулярные встречи для обсуждения прогресса. Важно обучить студентов осознавать и практиковать коллективную ответственность за весь проект, подчеркивая важность знания каждой его части, независимо от того, кто непосредственно её выполнял.

Как сделать формат лекции интересным и доступным для студентов?

 

Один из вариантов — чередовать активности. Например, на лекции ты должен сначала рассказывать вводный материал в течение 10 минут, а потом организовать 15 минутную активность. Потом снова ты что-то рассказываешь 15 минут и снова какая-то активность. Студентам от такого становится весело.

Работает ли традиционный метод кнута и пряника в образовании сегодня?

 

Да, кнут и пряник — стандартный прием. Пряник выражается в форме бонусных баллов. Например, домашнее задание. У меня за домашнее задание можно набрать больше 10 баллов из 10. Можно набрать 12 баллов из 10, сбалансировав другие более низкие оценки. Либо кнут — это страх, что ты провалишь контроль. Классика, старая добрая классика.

Нужно ли стремиться к индивидуальному подходу к студентам?

 

Это действительно непросто в современных реалиях, но такой подход может окупиться! Когда вы работаете с человеком индивидуально, вы можете лучше понять, почему он чего-то не понимает. Так можно подобрать объяснение на «его языке». А ведь суть — как раз в том, чтобы человек понял ваш предмет. Пусть это непросто, но к индивидуальному подходу нужно хотя бы стремиться. Главное найти баланс и применять этот подход тогда, когда он действительно необходим. Если у вас 100 студентов на потоке, на индивидуальный подход не хватит часов в сутках!

Стоит ли делать исключения: например, позволять студентам досдать что-то после срока?

 

Пожалуй, однозначного ответа нет, и стоит попробовать найти баланс: всё-таки через наши руки ежегодно проходит очень много студентов, у нас существуют регламенты и правила, которым они (и мы) должны подчиняться. Однако, это не значит, что вы не можете войти в положение студента в трудной жизненной ситуации. Случаи, требующие индивидуального подхода и исключения из правил действительно бывают.

Стоит ли внедрять на курсе взаимооценивание студентами?

 

В целом обсуждение всей группой каждого проекта или исследования — это хорошая практика, которая способствует обмену идеями и улучшению усвоения знаний. Стоит ли внедрять это как элемент оценивания с каким-то весом — вопрос дискуссионный.

Как прочитать сухую теоретическую дисциплину так, чтобы было интересно?

 

Есть курсы, которые требуют скорее лекционного, чем семинарского формата. Чтобы достичь успеха в таких дисциплинах, стоит принять во внимание 3 аспекта: 1) стараться, по возможности, всё-таки разбавлять монолог дискуссиями и интерактивными вставками, 2) заботится о психологическом комфорте студента и подсвечивать, что аудитория — не место, где их будут поучать, а, скорее, пространство совместного путешествия, где вы — союзник и проводник, 3) быть заинтересованным в той «сухой» теории, которую вы даёте и не скрывать своей увлечённости.

Аттестация — это только тесты, билеты и эссе?

 

Нет, аттестацию по курсу можно проводить в любом формате, в том числе в креативном. Например, задание может заключаться в создании мультфильма. Главное, чтобы содержательная информация, использованная в нем, соответствовала материалу, прослушанному студентами.

Правда, что знак качества преподавателя — это когда студенты говорят больше преподавателя?

 

С текущим поколением это полезно. Говорить все меньше и меньше, но говорить по существу, направлять дискуссию и делать так, чтобы они студенты говорили не просто на безотносительные темы, а именно мыслили, — это Сократовский подход к поиску знания, он универсально работает и правда маркирует уровень преподавателя.

Как преподавателю справляться с перегрузками и выгоранием?

 

Сложно. Важно находить баланс между преподавательской и исследовательской деятельностью. Один из способов достичь этого — эффективное планирование рабочего графика, с концентрацией на миграции учебных задач по модулям, позволяя сосредоточить нагрузку и управлять ею более эффективно. Такой подход позволяет переключаться между различными видами деятельности, что предотвращает монотонность и снижает риск профессионального выгорания. Кроме того, тактика умеренной нагрузки научных и учебных проектов помогает сохранить энергию и увлеченность работой.

Для меня сложны гибридные занятия. Что делать?

 

Действительно, гибридные занятия — это очень тяжело для преподавателя. Многие преподаватели привыкли ходить, передвигаться по аудитории, это тоже часть изложения материала, убедительности, харизмы. А в гибриде перед тобой около 80 студентов в аудитории и тут же одновременно в зуме у тебя человек 150 из разных стран. И ты прикован к одному месту, ты должен преподавать, как будто бы на две аудитории, прямо беда, что ты такой неподвижный. Как решить? Можно обратиться к руководству с просьбой о предоставлении дополнительной технической поддержки. Наличие технического ассистента или помощника курса может значительно облегчить управление занятиями, позволяя сосредоточиться на подаче учебного материала, минимизируя отвлечения, вызванные техническими аспектами.

Кто такой успешный преподаватель, уважаемый педагог и как таким стать? Есть секрет?

 

Никаких секретов нет. Самое главное — это собственное знание и опыт. Кроме того, важна некая такая искренность по отношению к студентам, которые её чувствуют, и на эту искренность откликаются. Закомплексованность перед ними возникает только в том случае, если ты сам недостаточно компетентен в этих вопросах, а всё остальное — нормально. Это как вот родителей спрашивают: как вы воспитываете детей? Да самый лучший способ воспитания детей — это правильная жизнь родителей на глазах у детей.

Можно ли проводить успешно занятия, смешивая онлайн и оффлайн формат?

 

Да, и иногда, в случае, например, магистерских аудиторий, это может быть выходом для тех студентов, которые не могут прийти в аудиторию из-за работы или опаздывают. Посмотрите, что об этом говорит Василий Викторович Власов.

А если студент ну никак не заинтересован курсом, как его вовлечь?

 

Возможно, что и никак. Иногда нужно просто смириться, что курс или обучение в целом может кому-то не нравиться. Это нормально. Но вообще причина может быть в том, что студенту сложно и, в связи с неудачным прошлым опытом, например, в математике, некомфортно в том или ином предмете. Важно объяснять практический смысл курса, акцентировать отсутствие необходимости просто «зазубривать» информацию, приводить примеры из жизни.

Есть ли какая-то универсальная педагогическая технология, которую я могу использовать, если с аудиторией стало сложно?

 

Да. Кажется, что эта технология — игра. Лучшие преподаватели стараются даже в самом «душном» курсе внедрять элементы игры. Такие форматы любят. Их, правда, сложно встраивать в программы курса, менеджерить, управлять. Плюс лимиты времени: тебе дают полтора часа, и какие-то игровые модели очень сложно упаковать, допустим, в один семинар. Если сложно придумать игровой формат под вашу тему, можно посоветоваться с ChatGPT.

Как понять, что студентам сложно или, наоборот, просто проходить курс?

 

Можно просто спросить у студентов после прохождения какой-то части курса, что им сложно / интересно / легко. Подобные опросы, правда, заставят вас «балансировать» между заявленной программой курса и запросами аудитории, но зато курс станет более «живым».

Как понять, что студенты тебя не только слушали на лекции, но и услышали?

 

Можно дать небольшой тест в конце лекции с закрытыми вопросами, чтобы оценивать было легче.

Можно ли давать какие-то активности студентам и не оценивать их?

 

В целом, конечно, да, но всё же лучше оценивать. Любой неоценённый труд воспринимается современными студентами как исполненный зря — и это в том числе влияет на оценку преподавателя.

Уместно ли рассказывать студентам про свои научные работы? А про работы коллег?

 

Конечно! Во-первых, это помогает студентам верить, что хорошая наука в России есть. Во-вторых, ваши исследования могут заинтересовать студентов, и впоследствии они придут к вам в качестве курсовиков, дипломников или стажёров в лабораторию. Конечно, едва ли стоит строить курс целиком только на своих работах, однако о них точно можно и нужно говорить тогда, когда это уместно.

Какие навыки студентов сегодня стоит развивать?

 

Может быть, более разумным в нынешнем контексте является не навык написания эссе, а навык структурированного изложения своей мысли информации в виде презентации, интервью. Задал вопрос интервьюируемому, а тот на ходу, как таракашка, начинает лапками перебирать. Это важный навык — экспромтом импровизировать что-то на камеру. Мы очень мало это используем.

Что делать, чтобы студенты читали рекомендованную литературу?

 

Никак невозможно это сделать. Я смирился. Я говорю: «Ребят, мы пишем этот несчастный пуд. Два часа лекционная работа, два часа семинар, восемь самостоятельная — это не просто так написано. Вы должны какие-то материалы читать». Я пытаюсь подбирать статьи интересные, разнообразные материалы. Но кроме как просто побудить интерес, нельзя. Либо если у человека есть потребность, ты его интерес поддержал, и он будет работать. Если у него нет такой потребности, то и не надо.

Какие нестандартные приёмы поощрения студентов можно использовать?

 

Можно, например, дарить подарки - ручки, книжки. Не только за самую высокую оценку, а по разным критериям. Кто-то был на семинарах яркий и отвечал, кто-то написал лучшее эссе. Просто было оригинальное, красивое эссе. И в конце курса, например, на экзамене, когда все собираются, можно всех наградить. Им приятно, радостно. Поощрить, выделить кого-то, поддержать кого-то. Это даже не всегда про лучших-лучших, а про понимание — элементы человечности всегда должны быть.

Могут ли студенты вызывать негативные эмоции? И что с этим делать?

 

Да, бывает, студенты раздражают, ничего не поделаешь, все мы люди. Это как-то не должно затмевать взгляд, проблемы должны решаться. Если есть какие-то проблемы с дисциплиной — это должно отдельно оговариваться, нужно выяснять причины и стараться их устранить со своей стороны.

Нужно ли брать себе курсовиков и дипломников? Мне страшно/у меня нет времени вкладываться в них.

 

Да, это может быть очень хорошей практикой. Студенты, на самом деле, очень ценят преподавателей, которые готовы глубоко вовлекаться в процесс подготовки и написания научных работ.

Что значит «доверительные отношения» со студентами?

 

Пожалуй, тут два компонента — не ставить себя выше студентов и уважать их мнение. Особенно это касается дисциплин, где есть пространство для дискуссий: не старайтесь доказать студенту, что его позиция неверна. Лучше привлеките всех в аудитории к диалогу, чтобы показать многообразие мнений и ценность каждого из них. В конце концов, человеку любого возраста часто важно именно быть услышанным, а не оказаться правым.

Мне так страшно ошибиться! Что мне делать, если я допущу ошибку?

 

Не бойтесь потерять свой авторитет в глазах студентов, если ошибётесь. На самом деле, это может быть неплохим индикатором: если вы ошиблись, и студенты вас поправили — значит, они действительно вас слушают! Возможно, вам кажется, что если вы ошибётесь, вас ни во что не будут ставить студенты. На самом деле, это не так — главное, чтобы вы разбирались в предмете и могли ему научить. А ошибаются абсолютно все.

Нужно ли гнаться за современной повесткой, «быть в тренде» и включать это в занятия?

 

Однозначного ответа нет, решать стоит вам — на классических примерах тоже можно хорошо объяснить материал. Однако, определённые плюсы у «трендового» подхода есть. Иллюстрируя материал современными примерами, вы налаживаете контакт со студентами и показываете им, что теоретические модели, выведенные много лет назад — не просто какие-то главы из учебников, а то, что актуально и сегодня. Кроме того, это может помочь студентам лучше запомнить то, что вы им рассказываете, потому что примеры будут иметь отношение к их жизни, они будут про них самих.

Чем привлекателен Telegram как инструмент общения со студентами?

 

Пожалуй, тут три преимущества: скорость, эмоциональность и групповой формат. Телеграм позволяет преподавателям оперативно отправлять тексты, изображения, видео и документы, а студенты чувствуют себя как бы в продолжающемся виртуальном классе. Они могут ставить реакции и задавать вопросы не только преподавателю, но и друг другу. Им это нравится.

Как показать студентам ограничения искусственного интеллекта в написании текстов?

 

Во-первых, не бояться технологий, того же чата GPT. Во-вторых, можно провести занятие, где студенты смогут сравнить тексты, созданные с помощью ИИ, с текстами, написанными человеком. Можно провести практические занятия с анализом случаев, где ИИ ошибся или не смог адекватно обработать контекст или эмоциональную окраску материала. Можно попросить чат GPT на основе той структуры, которая нужна, составить текстики специально с ошибками, и потом разобрать со студентами.

В чем главная уязвимость преподавателя в аудитории?

 

Конечно, конкуренция с гаджетом. У каждого студента лежит рядом телефонный онлайн-планшет, и то, что мы рассказываем, в одночасье может устареть. Потому что прямо сейчас может выйти какая-то новость, совершится какое-то научное открытие, которое узнает весь мир, и все наши теории, весь наш опыт, он будет, собственно говоря, уничтожен. Здесь, наверное, важно быть гибким и уметь признавать, что что-то может устареть, благодарить студента за новую информацию, ни в коем случае не реагировать агрессивно.

Какое будущее ожидает информационные технологии в образовании?

 

Информационные технологии будут играть всё более значительную роль в образовательных процессах, особенно в дисциплинах, связанных с количественным анализом данных — но и в других тоже. С этим надо смириться. С ростом объемов данных и комплексности задач анализа данных, появляются новые программные языки и инструменты, что требует от образовательных учреждений постоянного обновления учебных программ. Программы, такие как Python, уже активно включают элементы искусственного интеллекта, что расширяет возможности исследований и анализа. В будущем преподавателям и студентам придется осваивать новые технологии и инструменты, чтобы быть на переднем крае научно-технического прогресса и удовлетворять текущие и будущие потребности рынка труда.

Мне страшно читать СОП. Можно я не буду это делать?

 

Читать СОП надо обязательно. Иногда СОП и вызванная им рефлексия проходят через боль. Однако не забывайте о том, что эта обратная связь на самом деле для вас очень полезна — только узнав, какой опыт проживают студенты на вашем курсе, вы сможете улучшить его и свои преподавательские навыки. Выберите исследовательский подход и взгляните на СОП со стороны — это поможет вам ощутить его ценность. Более того, вы можете показать СОП прошлого года студентам на первом занятии и рассказать им о сделанных улучшениях и причинах, почему некоторые изменения невозможны. Это создаст открытое обсуждение со студентами и позволит мягко погрузить их в курс.

Надо ли в рамках текущего курса вовлекать студентов в науку?

 

Надо. Дать студентам почувствовать себя частью научного сообщества — значит усилить мотивацию, привнести в курс живость и акцентировать связь курса с происходящим здесь и сейчас — ведь исследования посвящены актуальным процессам и явлениям. Не всегда это нужно. Ряд курсов призван дать общие представления о сфере будущей профессиональной деятельности. Не стоит их усложнять. А иногда — это просто невозможно. Вышка — практикоориентированный вуз, и у нас много дисциплин и даже программ сугубо практических. Подумайте, насколько это релевантно именно для вашей дисциплины.

Как правильно сформировать задания на самостоятельную работу студентов?

 

Простой способ школьных учителей: сядь и честно сделай своё собственное задание сам. Засеки время, отмечай сложности, задавай себе вопросы. Тогда это задание станет более осмысленным, студенты оценят.

Как перестать волноваться перед входом в аудиторию?

 

Наверное, никак. Даже самые лучшие преподаватели волнуются. Воспринимайте волнение позитивно: как показатель своей заинтересованности в студентах, вовлеченности в курс и нацеленности на результат.

А если я молодой преподаватель и переживаю, что студенты не будут воспринимать меня, как авторитет?

 

Надо бороться с синдромом самозванца! Если Вы преподаёте в Вышке, то значит, соответствуете её высокому уровню. Студенты обязательно подстроятся, играйте уверенно свою роль!

Что делать преподавателям, чтобы составление экзаменационных работ было продуктивным?

 

Интересным шагом является встреча с коллегами перед сессией, обсуждение экзаменационных работ и впечатлений от работы со студентами в этом году. Идея состоит в том, чтобы поделиться некоторыми методическими соображениями. Если у направления есть куратор / академический руководитель, он или она могут собрать преподавателей и просто пройтись по экзаменационной работе, комментируя ее. Коллеги иногда просто дают предложения: не содержательные, а скорее методические. Смотря, как устроена экзаменационная работа у коллеги, ты можешь что-то себе позаимствовать.

Стоит ли переносить занятия, если понимаешь, что не вывозишь нагрузку?

 

Нет. Как бы тяжко ни было, лучше их провести сейчас. Всё равно ты свой предмет знаешь — независимо от самочувствия и параллельной нагрузки, проведёшь. Сесть и сделать, встать и сделать — в этом и заключается профессионализм.

Что делать, если студент пришел только отметку получить, а работать на занятиях не хочет, совсем?

 

Можно попробовать организовывать занятия таким образом, чтобы студенты постоянно работали в группах и перемешивались. Форматы могут быть самые разные, но при такой структуре те, кто пришёл просто отсидеться, скорее всего, рано или поздно заинтересуются тем, что происходит, и окажутся вовлечёнными в процесс. А можно попробовать отнестись к этому «неправильно», то есть спокойно. И сказать: «Если вам нужна сугубо оценка — без проблем». Зачем нагонять аудиторию, которой не интересно? Всё равно кто-то придёт на пару. Не было такого, чтобы никто не пришел. Если дать возможность не ходить тому, кому неинтересно, они по-другому распределяют время. Они спрашивают о том, что необходимо сделать для минимального балла. Но заставить их нельзя, это не работает.

А можно ли совмещать преподавание с работой в бизнесе?

 

Конечно можно! Для определённых целей нужны именно практики — люди с хорошей теоретической базой и богатым опытом в индустрии. Важно, чтобы преподаватель мог дать студентам не только знания, но и конкретные навыки, ведь многие из них потом действительно уйдут в бизнес. И просто теории там может быть недостаточно.

Правда, что преподаватель — это не только источник новых знаний, но и проводник в поиске места в жизни?

 

Если цель человека — это найти свое место в жизни, то преподаватель может ему помочь, предложить систему координат. Куда идти, мне кажется, это не вопрос преподавателя — это вопрос самого человека, но, по крайней мере, показать, что вокруг есть — деревья такие, животные, горы. Вот и человек, тогда уже зная, что вокруг какой ландшафт, может уже выбрать свою дорогу.

Как объяснить студентам, зачем им нужна наука?

 

Наука дает даже не гибкость, а вариативность мышления. На занятиях можно показать, что изучая научные принципы, студенты развивают навыки критического мышления и учатся анализировать информацию, что пригодится им в любой профессии. Наука также учит, как правильно проводить исследования и делать обоснованные выводы, что помогает принимать взвешенные решения в жизни. В общем, наука дает студентам инструменты, чтобы лучше понять и улучшить мир вокруг себя. Объяснить и показать это можно, наверное, только на конкретных примерах, а ещё на собственном опыте. Но обычно студенты, которые сначала противятся “обнаучиванию”, потом бывают благодарны за расширение горизонтов.

Как Вы считаете, должен ли преподаватель отдавать студентам часть себя, своей личности, а не только знания?

 

Мы психологически настроены таким образом, что после достижения определенного возраста и при нормальном психическом развитии у человека возникает внутренняя потребность передавать свои знания следующему поколению. Это своего рода встроенный механизм. Все преподаватели, в той или иной мере, испытывают эту потребность быть частью такой миссии, и у них в силу специфики профессии она усилена.

Способны ли студенты участвовать в научных исследованиях наравне с преподавателями?

 

Да. Но только у тех преподавателей, которые, обладая обширным количеством научного материала, часто делятся ими с студентами ввиду плотного графика и практической занятости. Рекомендуя студентам ознакомиться с определенными источниками, мы стимулируем их к исследованию, написанию научных работ и дальнейшему развитию идей. Такие студенты не только осваивают новый материал, но и вносят свежие мысли в обсуждение, вдохновляясь процессом исследования. Это порождает цикл взаимного обогащения, где идеи преподавателей развиваются и расширяются благодаря креативному подходу студентов.

Есть ли свобода в преподавании? Ведь мы так ограничены: программами, запросами студентов, лимитами времени, обязательствами по науке…

 

Философский вопрос :) В преподавании присутствует свобода, но она осуществляется в рамках определенных правил и стандартов. Это как с маленьким ребёнком: когда границы установлены, ребёнку легче развиваться и расти. Рамки устанавливают общий порядок и профессиональные стандарты, такие как пунктуальность и соблюдение расписания занятий. Однако внутри этих грани предоставляется широкая свобода для методов обучения, взаимодействия со студентами и подходов к учебному материалу. Уважение к студентам как к взрослым, осознанным коллегам позволяет создать среду, где свободное выражение мнений и активное участие приветствуются. Границы служат не для ограничения личной свободы, а для поддержания структуры, которая способствует эффективному и уважительному образовательному процессу.

Если студентам на курсе легко - это хорошо или плохо?

 

Для того, чтобы курс принес пользу и отложился в голове у студента, он должен быть некоторым «вызовом» для обучающегося в любом случае. Конечно, студентам нравятся преподаватели, которые ничего не требуют и дисциплины, где не нужно «напрягаться». Или где минимум самостоятельной работы, где преподаватель все чрезмерно «разжевывает» для студента, а самому делать ничего не нужно. Но здесь есть большой минус — самостоятельно не формируются нейронные связи, что крайне важно в процессе любого обучения. Самостоятельная работа — это трудно, но это именно та компетенция, которую нужно развивать и воспитывать. А если мы все время студенту подсказываем, что ему нужно сделать: «вот смотри, здесь вот надо это посчитать, здесь надо это посчитать», — и все, мы не получаем самостоятельно мыслящего специалиста. Так что здорово, когда курс — это некоторый челлендж, который студент преодолевает, конечно, при всесторонней поддержке преподавателя.

В чем сложности работы с современными студентами в аудитории с психологической точки зрения?

 

Определенный инфантилизм студентов и неспособность некоторых студентов все-таки упорно учиться, неспособность самостоятельно развиваться. С одной стороны, современные студенты очень самостоятельные и активные. Многие из них где-то работают и совмещают эту деятельность с учёбой. В целом они четко знают, чего хотят: кем они там хотят быть, в какой компании хотят работать. Однако с другой стороны, они эту определённость используют как фильтр и могут решить, что ваша дисциплина им не нужна. В таком случае приходится дополнительно подсвечивать её важность, однако это работает не всегда. И только в будущем, когда студенту понадобятся знания, которые вы давали на вашем курсе, он поймёт, зачем это было нужно. Кроме того, современные студенты очень тревожные, поэтому им нужен чёткий, понятный и полный план курса заранее. А ещё им нужны чёткие ответы на их вопросы — а это совсем не любая наука (тем более социальная) может дать.

А что, если студенты в аудитории умнее меня или опытнее меня?

 

Это даже здорово. Главное — не играть во всезнайку, признавать опыт студентов и искренне интересоваться ими.

Все люди ошибаются, даже самые опытные. Но есть ли какие-то ошибки, которые чаще допускают молодые преподаватели?

 

Бывает, что молодые преподаватели, пытаясь продемонстрировать своё мастерство и заслужить доверие студентов, усложняют какие-то вещи — например, предлагают использовать Питон там, где подойдёт Эксель, или объясняют на очень абстрактных или сложных примерах. Не бойтесь упрощать — объяснить что-то сложное простыми словами — целое искусство. В этом случае студенты вряд ли увидят в вас непрофессионала. Скорее наоборот!

А можно ли совмещать преподавание с работой в бизнесе?

 

Конечно можно! Для определённых целей нужны именно практики — люди с хорошей теоретической базой и богатым опытом в индустрии. Важно, чтобы преподаватель мог дать студентам не только знания, но и конкретные навыки, ведь многие из них потом действительно уйдут в бизнес. И просто теории там может быть недостаточно.

Чем привлекателен Telegram как инструмент общения со студентами? Почему его многие используют?

 

Пожалуй, тут три преимущества: скорость, эмоциональность и групповой формат. Телеграм позволяет преподавателям оперативно отправлять тексты, изображения, видео и документы, а студенты чувствуют себя как бы в продолжающемся виртуальном классе. Они могут ставить реакции и задавать вопросы не только преподавателю, но и друг другу. Им это нравится.

Хитрый вопрос из программы курса: каково соотношение понятий компетентность и компетенция?

 

«Компетенция» — это зона ответственности («это моя компетенция или не моя компетенция», «извините, но это ваша компетенция»). «Компетентность» — способность решать какие-то задачи. В настоящее время в документах часто ловится слово «компетенция» — оно объединяет оба русских слова: и зону ответственности, и навыки самостоятельного решения каких-то проблем. Это профессиональный опыт и отслеживание каких-то современных практик и технологий. Это говорит о том, что перед тобой человек, понимающий, о чем он говорит. Давайте растить людей понимающих!

Нужно ли запрещать студентам использовать гаджеты во время занятий?

 

Зачем? Лучшими преподавателями не запрещается, а, наоборот, рекомендуется искать информацию в интернете, например, через гугл. Считается, что ограничивать доступ к таким ресурсам по меньшей мере нелогично, учитывая, что использование гаджетов может быть весьма полезным в процессе обучения.

Кто такой успешный преподаватель, уважаемый педагог и как таким стать? Есть секрет?

 

Никаких секретов нет. Самое главное — это собственное знание и опыт. Кроме того, важна некая такая искренность по отношению к студентам, которые её чувствуют, и на эту искренность откликаются. Закомплексованность перед ними возникает только в том случае, если ты сам недостаточно компетентен в этих вопросах, а всё остальное — нормально. Это как вот родителей спрашивают: как вы воспитываете детей? Да самый лучший способ воспитания детей — это правильная жизнь родителей на глазах у детей.

Занятие прошло провально. Ужасно себя ругаю…

 

Не надо себя ругать! Бывает такое: плохое занятие, все ушли или скучно, или критиковали, или никто не слушал, не работал. Именно это дает материал: ты понимаешь наконец-то, что работает, а что — нет. Те коллеги, у кого таких провалов не было, у кого все гладко с самого начала, когда через пару-тройку лет вдруг сталкиваются с каким-то сложным занятием или сложной аудиторией, могут «развалиться». Поэтому я считаю, что это полезно парочку раз провести неудачное занятие. Не специально, но просто позволить себе. Позволить себе, может быть, 10 неудачных занятий, 15. И университету, и старшим коллегам нужно позволить молодым преподавателям проваливаться, не критиковать их, потому что только так они нащупают свой путь, не скажут «всё, это не моё», и не убегут. Эх, если бы Школа тебе говорила, твои коллеги говорили: «неудачное занятие? Классно! ещё 15 неудачных занятий, и ты найдёшь свой стиль, какую-то свою дорожку!».


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.