-
Проект «Учить лучшему, учить лучше всех: мультимедийное методическое пособие по педагогическому мастерству для преподавателей Высшей школы экономики» был реализован в 2023-2024 гг. в рамках конкурса инициативных академических проектов для участников группы высокого профессионального потенциала (кадрового резерва) НИУ ВШЭ.
О проекте
Проект был инициирован Факультетом социальных наук НИУ ВШЭ в ответ на актуальные вызовы современного высшего образования, среди них:
- необходимость постоянной актуализации знаний и освоения новейших методик преподавания в условиях информационной перегрузки,
- работа с все более разнообразными группами студентов,
- активное внедрение цифровых технологий в учебный процесс.
Эти факторы требуют от преподавателей непрерывного развития профессиональных навыков, однако интенсивный ритм работы в вузе ограничивает возможности для обмена опытом и изучения лучших практик. Именно поэтому проект был направлен на создание ресурса, аккумулирующего и систематизирующего наиболее эффективные преподавательские практики, делая их доступными для всего профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ.
В рамках проекта было проведено исследование, в ходе которого было проведено интервью с 34 преподавателями НИУ ВШЭ (18 мужчин и 16 женщин) в возрасте от 25 до 65 лет. Основную часть тех, с кем мы общались, составили преподаватели московского кампуса НИУ ВШЭ (преимущественно Факультет социальных наук, выступивший заказчиком проекта), а также преподаватели блока социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского кампуса. Большинство наших респондентов ведут занятия как в бакалавриате, так и в магистратуре, или только в магистратуре; меньшая часть (4 человека) преподает исключительно в бакалавриате.
Гайд интервью включал в себя несколько разделов:
✔️Основные составляющие профессиональной компетенции педагога НИУ ВШЭ. Педагог-исследователь как особая профессия и миссия;
✔️Особенности преподавания в исследовательском вузе: как интегрировать достижения научных подразделений в учебные курсы и как включать студентов в исследовательский процесс;
✔️Методика и техника обучения: приемы, стратегии и лайфхаки;
✔️Техническая сторона обучения: программы и гаджеты;
✔️Личные советы, секреты и тонкости;
✔️Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в образовательном процессе, и пути их решения.
Целевая аудитория проекта
Профессорско-преподавательский состав НИУ ВШЭ. Особый фокус в образе целевой аудитории при работе над проектом будет сделан на молодых преподавателей с опытом работы менее 5 лет и преподавателей «старшего поколения». Взаимодействие с лучшими преподавателями в рамках проекта предусмотрено в онлайн и офлайн форматах.
Результаты
Итоги исследования легли в основу данного мультимедийного методического пособия. В этом пособии вы найдете краткую и простую, но в то же время соответствующую духу исследовательского университета научно обоснованную систематизацию того, в чем особенность современного преподавания, кто такие современные студенты и как лучше выстроить с ними коммуникацию, а также какие современные технологии возможно использовать в аудитории. Мы постарались поддержать теорию видеороликами, схемами и рисунками и надеемся, что найденная нами информация будет всем полезна.
Запись презентации результатов проекта и методического пособия:
Наши поиски “граалей” практики лучшего преподавания вылились в простую и, возможно, даже несколько очевидную схему – в ней мы попытались изложить максимально кратко характеристики лучшего преподавателя, с которыми, так или иначе, соглашались все, у кого мы брали интервью.
Наконец, мы составили огромный гайд для всех, кто хочет совершенствоваться и ищет вдохновения – 100 вопросов о том, как стать лучшим. Не все эти 100 вопросов были заданы нами в процессе интервью, но на все из них мы получили ответы и готовы делиться ими с вами.
Мы будем благодарны за любую обратную связь по проекту – ее вы можете прислать авторам!