Экспорт образования
Исходная проблема
Российские вузы и колледжи имеют почти 4% иностранных студентов (225 тыс. человек). При этом меньше 0,8% россиян получает высшее образование за границей. Формально ситуация напоминает США и Великобританию, которые также выигрывают от «притока мозгов». Если рассмотреть ситуацию более детально, то позитивная тенденция характерна для бакалавриата (больше 10% иностранцев), но становится обратной в СПО и на более высоких уровнях образования. Среди аспирантов иностранных граждан всего 5%, в то время как в развитых странах — больше 20%. Таким образом, приток в Россию человеческого капитала через образование слабо затрагивает два наиболее важных для экономики сектора: квалифицированные работники со средним профессиональным образованием и молодые исследователи.
Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает сопоставимых доходов. Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает 18 млрд долларов в год — Россия менее 1 млрд долларов. Повышению качества и росту количества иностранных студентов
России мешает неоптимальная структура иностранных студентов, отсутствие гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых иностранных магистрантов и аспирантов. Серьезным препятствием является и нехватка кон-курентоспособных условий проживания и учебы даже в ведущих университетах. Россия опоздала к началу формирования рынка глобальных образовательных продуктов, что создает риски доминирования даже в нашей собственной стране цифровых образовательных ресурсов крупных иностранных провайдеров и массо-вых онлайн-курсов иностранных университетов. Россия имеет неплохие стартовые позиции на формирующемся глобальном рынке университетского онлайн-образо-вания, но в основном — благодаря инициативе нескольких ведущих университетов.
Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года
Проект включает
- создание условий для массового привлечения иностранных студентов, платеже-способных и с хорошим образовательным потенциалом, через:
- o создание современных миграционных процедур, системы тьюторского сопровождения образовательных траекторий иностранных студентов от этапа на-бора до выхода на рынок труда, предоставление гражданства России успешно окончившим аспирантуру, постоянного вида на жительство — магистратуру ведущих российских университетов;
- o запуск комплекса маркетинговых программ и сети агентств, включая специ-альные программы в развивающихся платежеспособных странах;
- специальные грантовые программы для привлечения талантливых иностранных студентов на уровень магистратуры и аспирантуры в приоритетных технологических областях в партнерстве с российскими технологическими компаниями и научными центрами;
- повышение в ведущих вузах доли профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава со знанием английского языка до 90% и 50% соответственно;
- стимулирование создания и развития российскими университетами массовых от-крытых онлайн-курсов на глобальных платформах, таких как Coursera, EdX и т. д.;
- грантовую и организационную поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов, включая массовые экзамены, учебные программы, образовательно-развлекательные сервисы и платформы;
- строительство новых и модернизацию действующих кампусов ведущих вузов в соответствии с мировыми стандартами;
- гранты зарубежным ученым и исследовательским командам, покрывающим в том числе проживание семьи, с целью их привлечения в международные исследовательские центры и центры превосходства, созданные на базе ведущих вузов.
В результате
- Повысится предложение рабочей силы по особенно дефицитным направлениям для российской экономики
- Вырастут доходы от экспорта образования
Необходимые ресурсы
На реализацию проекта необходимо 797 млрд руб., из которых 302 млрд руб. — разовые расходы:
Начиная с 2025 года доходы от реализации проекта превышают бюджетные инвестиции.
Ежегодное введение 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема талантливых иностранных граждан потребует 2 млрд руб. в 2019 году, 4 млрд руб. в 2020 году, 5 млрд руб. в 2021 году, 7 млрд руб. в 2022 году, 8 млрд руб. в 2023 году, 10 млрд руб. в 2024 году.
Стимулирование (20-процентная надбавка от уровня средней заработной платы по экономике) знания английского и иного иностранного языка (с целью работы с ино-странными студентами) для не менее чем 1/3 учебно-вспомогательного персонала вузов, принимающих иностранных студентов в 2020 году, потребует 37 млрд руб., 42 млрд руб. в 2021 году, 46 млрд руб. в 2022 году, в 2023 году 51 млрд руб., в 2024 году 56 млрд руб..
Выделение грантов на конкурсной основе для создания и продвижения онлайн-про-дуктов для учащихся всех возрастов на иностранных языках (онлайн-курсов, обра-зовательных онлайн-игр, комплексов облачных ресурсов массовых онлайн-курсов), в том числе на глобальных платформах Coursera и EdX. Всего понадобится по 3 млрд руб. в 2019–2020 годах, по 4 млрд руб. в 2021–2023 годах, 5 млрд руб. в 2024 году.
Строительство кампусов и общежитий потребует 302 млрд руб., из которых 232 млрд руб. пойдет на строительство 5 кампусов и 70 млрд руб. на строительство 25 обще-житий вместимостью 3 тыс. мест.
Расширение практики использования онлайн-курсов и других глобальных ЦОР по-зволит вузам получить дополнительные доходы от их реализации в размере от 2 до 15 млрд руб. к 2024 году. Рассчитанный объем финансирования также позволит обе-спечить 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема иностранных граждан.
Предоставление 2000 грантов на исследования с целью привлечения зарубежных молодых ученых и их исследовательских команд в центры превосходства для 2 тыс. ученых исходя из стоимости 1 гранта 15 млн рублей, включающей затраты на проживание семьи ученого. Всего на привлечение зарубежных ученых необходимо 161 млрд руб.,из которых 30 млрд руб. в 2020 году, 31 млрд руб. в 2021 году, 32 млрд руб. в 2022 году, 33 млрд руб. в 2023 году, 34 млрд руб. в 2024 году.
Повышение привлекательности российского образования для иностранных студентов, возможность качественного онлайн-обучения увеличит поток и платных студентов, что позволит нарастать доходы системы в рассматриваемый период до 35 млрд руб.
Повышение привлекательности образовательных услуг для иностранных студен-тов позволит привлечь в систему образования до 300 млрд руб. в 2024 году.
Риски отказа от проекта
При отказе от реализации этого проекта российский экспорт потеряет как минимум 1% своего объема. Более того, Россия недополучит 100 тыс. высококвалифициро-ванных и мотивированных специалистов, что не позволит компенсировать выпа-дающую рабочую силу в связи со старением населения и растущим демографическим вызовом. Потери для экономики будут особенно существенными, учитывая мультипликативный эффект от расходов иностранных студентов на проживание, питание и досуг в стране. Еще одним потерянным источником доходов станет сокращение внебюджетных поступлений в вузы за счет оплаты сертификатов о прохождении онлайн-курса обучающимися из-за рубежа. Будут ослаблены инструменты укрепления международных позиций России через «мягкую силу».