• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Содержание школьного образования

Исходная проблема

Ядром школьного образования было и всегда будет оставаться его содержание, включая не только предметное обучение, но и воспитательную работу, понимаемую как поддержку личностного развития, как передачу позитивных социальных ценностей и установок, помощь во взрослении. Любые усилия по обновлению инфраструктуры, улучшению материальной обеспеченности школы и повышению статуса учителя не приведут к серьезному эффекту для страны до тех пор, пока содержание образования, педагогические методики и воспитательные практики остаются архаичными, не соответствуют новым условиям развития личности, требованиям ускорения экономического роста и социального развития. В большинстве стран ОЭСР и в быстроразвивающихся странах Азии в ответ на новые вызовы были радикально изменены учебные планы школ, колледжей, вузов: теперь в них не менее 30% занимает проектная деятельность, специально развивающая социальные сэмоциональные навыки — «навыки XXI века»14. Происходит не только добавление новых обязательных или профильных курсов, отражающих новые обязательные умения — «новую грамотность»15, но и существенная трансформация методик, технологий и содержания традиционных дисциплин, внедрение практических, проектных форм социализации, развития гражданского сознания и патриотизма. Активно внедряется модель «школы возрастных ступеней», обеспечивающая учет возрастных особенностей современных школьников. В России этот процесс декларирован, но идет очень медленно. Образовательные стандарты и технологии всех уровней устарели и недостаточны для формирования необходимых для успешной жизни навыков и установок. Например, дисциплины области «Искусство», играющие особую роль в формировании креативности (в том числе в технологической сфере) и эмоциональной зрелости, завершаются в седьмом классе. Социальная, проектная и исследовательская деятельность (в значении «об-учения через исследование») занимает критически низкую долю учебных планов основной и старшей школы, не реализуется в системе воспитания. Этот дефицит не компенсируется в профессиональном и высшем образовании, где (в отличие от стран-конкурентов) не распространены практики формирования навыков лидерства, креативности, предпринимательства. Необходим не только переход к новым образовательным стандартам, но и запуск механизма реального обновления содержания школьного образования, методик и техник преподавания, воспитательной работы. Школа должна стать современной не только на бумаге, но и на практике. Для этого необходима современная наука об учебной деятельности, ведущая ис-следования и разработки на мировом уровне.

Настоящий проект является фундаментом и связующим звеном для других проектов, создавая, таким образом, синергетический эффект. В частности, проект реализуется в связке с проектами «Школа цифрового века», «Материальная инфраструк-тура школы», «Равные образовательные возможности и успех каждого», «Новое технологическое образование в школе и СПО», «Развитие и поддержка талантов», «Кадры для развития образования».

Проект является в существенной степени интегрирующим по отношению к уже описанным проектам и включает:

В  2019–2021 годах программу быстрых разработок и изменений во всех школах на основе обновленных стандартов школьного образования, отражающих приорите-ты научно-технологического развития страны (2018 год):

  • обновление предмета «Технология» и технологической тематики в других пред-метах (проект «Технологическое образование»);
  • цифровая трансформация — использование цифровых инструментов в работе учителей и в самостоятельной учебной деятельности школьников (проект «Циф-ровая школа»);
  • разработка и распространение цифровых инструментов объективной оценки (включая ЕГЭ и ГИА) образовательных результатов (включая новую грамотность и метапредметные навыки) для использования учителями и школьниками (вме-сте с проектом «Цифровая школа»);
  • разработка и внедрение образовательных практик, ориентированных на разви-тие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих стандартов;
  • реализация механизмов сетевого взаимодействия школ и организаций допол-нительного образования для обеспечения индивидуальных траекторий;
  • проведение исследований по перегрузке школьников и эффективности различ-ных практик обучения (в том числе на основе методов современной когнитивной науки, психологии развития);
  • расширение практики углубленного обучения для мотивированных детей (включая онлайн), в том числе расширение старшей школы в форме лицеев в вузах (проект «Поддержка талантов и профориентация);
  • внедрение на всех уровнях образования, начиная с дошкольного, современных воспитательных практик, ориентированных на развитие социальных навыков, установок солидарного действия для общего блага, в том числе:
    • поддержка инициатив учащихся по самоуправлению, созданию школьных и студенческих клубов и объединений (в том числе в цифровой среде);
    • реализация общенациональных и межрегиональных сетевых проектов в сфере экологии, краеведения, социального развития, культуры, технологий, позво-ляющих содержательно обеспечить единство образовательного пространства;
    • поддержка летних проектных и образовательных программ, обеспечивающих школьников опытом позитивной социальной деятельности, предпрофессио-нальными пробами, занятиями по развитию способностей.

В 2019–2024 — программу стратегических изменений:

  • разработка цифровой платформы индивидуализации (LMS);
  • разработка экспериментальных стандартов и учебных материалов, опережая лучшие мировые образцы;
  • апробирование этих учебных материалов и цифровой платформы в небольшом числе (500) экспериментальных школ;
  • оценивание эффективности и разработка дорожной карты внедрения нового содержания в школах России;
  • введение цифрового ЕГЭ и цифрового портфолио для перехода на следующие ступени образования;
  • создание новой системы закупок и поддержки цифровых инструментов для школ;
  • распространение новых практик на все школы, с опорой на экспериментальные площадки и новую систему подготовки и переподготовки педагогов;

В результате

  • Россия к 2024 году войдет в 10 стран-лидеров с точки зрения средних показателей по мониторингу функциональной грамотности PISA (методология разработана ОЭСР);
  • доля выпускников школы с высоким уровнем владения навыками XXI века (по результатам международных исследований) — не ниже среднего показателя по ОЭСР;
  •  доля выпускников школ и колледжей, успешно сдающих национальный тест по основам финансовой и правовой грамотности, — 90% к 2024 году (в настоящее время не сдается).

Необходимые ресурсы

На реализацию проекта предусмотрено 102 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.0,7013,1921,1422,0222,0723,30102,41

Специальная программа Российского научного фонда по поддержке исследова-ний в сфере образования (в том числе масштабных эмпирических исследований врамках партнерств с ведущими мировыми научными центрами) — от 0,2 млрд в2019 году до 1,2 млрд в 2024 году.

Заказы на разработку и распространение во всех школах практик, ориентирован-ных на развитие мотивации, метапредметных навыков, включая переподготовку 50 тыс. завучей и методистов при стоимости 1 программы 100 тыс. руб. (0,5 млрд в2019 году, 1,2 млрд в 2020 и 2021 годах).

Грантовая поддержка (за весь период) 10 тыс. двухлетних проектов — ученических студенческих инициатив (клубы, мероприятия, экспедиции) — до 1 млн руб. на проект в год — 4 млрд в 2020 году и 4,5 млрд в 2024 году.

Грантовая поддержка общенациональных и межрегиональных сетевых проектов (2 тыс. проектов в год — до 2 млн на проект) — 4 млрд в 2020 году и 4,5 млрд в 2024 году, а также грантовая поддержка каникулярных образовательных программ (3 млн на одну программу на 100 человек) — две тысячи программ в 2020 году, по три тысячи программ в 2021–2024 годах), что потребует от 6 млрд руб. в 2019 году до 10 млрд рублей в 2024 году.

Грантовая поддержка 500 экспериментальных школ (в среднем по 20 млн в год на три года [2020–2022]), которая будет покрывать расходы на методическую работу, модернизацию материальной базы, мониторинги эффективности. В этих школах будут разрабатываться и апробироваться новые программы и методы обучения ивоспитания (в том числе навыкам XXI века и новой грамотности). В 2023–2024 — грантовая поддержка этих школ и коллективов ученых для распространения новых практик на все школы страны (в среднем 10 млн в год на 2 года).

Риски отказа от проекта

При отказе от данного проекта совокупный эффект от всех других предлагаемых мер будет в 2–3 раза ниже, поскольку содержание и методики образования будут радикально отставать от требований времени. Потенциал современных технологий в образовании не будет использован и на 30%. Инвестиции в инфраструктуру, кадры и др. также окажутся, во многом, лишенными смысла.