• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа цифрового века

Исходная проблема

Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отставание имеет несколько измерений. Во-первых, в школах не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности. Во-вторых, школы не используют возможности цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерак-тивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ). Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.

Среди этих задач:

  • интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс;
  • устойчивое достижение образовательных результатов группой «отстающих» школьников (школьников с особенностями восприятия и поведения);
  • соразмерная и своевременная поддержка школьников с высокими способностями;
  • устранение перегрузки учителей рутинными задачами, высвобождение их времени для творческой и воспитательной работы;
  • преодоление ограниченности доступных в школьном обучении образовательных ресурсов;
  • освоение современных цифровых технологий, прежде всего — в их применении, возможность выбора из широкого набора технологий, а также производ-ственных и иных квалификаций реальной экономики;перестройка методик общеобразовательной школы, в частности внедрение игровых, проектных, соревновательных и коллективных методик на основе использования цифровых инструментов.

Реализовав национальный проект цифровой школы, Россия получит исторический шанс не просто догнать, а опередить самые передовые страны по качеству образования и человеческого капитала как основного двигателя социально-экономического развития.

Проект включает

  • разработку, апробацию и переход к массовому использованию с 2023 года принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК), частично или полностью замещающих традиционные учебники. Построенные на технологиях искусственного интеллекта и экспертных систем, эти комплексы «подстраиваются» под основные индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивая успешное освоение материала основной, отстающей и опережающей группами учеников, учащимися с выраженными особенностями восприятия (например,преимущественно образное и преимущественно логическое мышление). Также на базе цифровых комплексов обеспечивается создание и использование системы объективной оценки и обратной связи по всем предметам школьного цикла: как для текущей оценки, так и для итоговой аттестации, как обязательной, таки добровольной. При использовании этих комплексов обеспечивается создание, регулярное обновление и продвижение облачных образовательных ресурсов для школьников, родителей, педагогов (базы данных, видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты, сценарии уроков);
  • создание системы фильтров-поисковиков для рекомендации и продвижения наиболее качественных и безопасных открытых онлайн-ресурсов для использования в образовательном процессе;
  • разработку, апробацию и переход к массовому использованию с 2020 года цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокуюстепень вовлечения школьников в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе. Эти инструменты могут быть встроеныв традиционный образовательный процесс школы на основе действующих стандартов и учебников и послужить переходной формой для освоения учителями новых методов преподавания, соответствующих требованиям проекта «Цифровая школа», до широкого внедрения цифровых учебно-методических комплексов;
  • введение современных технологических решений для радикального упрощения отчетности и сокращения рутинных видов работы для педагогов и руководителей всех образовательных учреждений;
  • переход на контракты нового типа с провайдерами ЦОР для общеобразовательной школы не просто на поставку, а поддержку ресурса на всем протяжении его эксплуатации. Это предусматривает обучение и сертификацию учителей для работы с новыми ресурсами, текущее консультирование педагогов, организацию и поддержку проектных команд, вовлечение учителей в разработку учебных модулей и других образовательных ресурсов на базе ЦОР;
  • создание, регулярное обновление и продвижение открытых онлайн-курсов лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а также дисциплинам дополнительного образования — в том числе для детей, не имеющих возможности изучать соответствующие предметы в школе.

В результате

  • разработаны, апробированы и внедрены ЦУМК по 14 предметам общеобразовательной школы (не менее 2 цифровых учебно-методических комплексов по каж-дому предмету для обеспечения выбора), а также по 40 дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе (в том числе для поддержки проектной деятельности, объединяющей несколько предметов);
  • 100% школьников включены в персонализированный образовательный процесс с использованием современных цифровых учебно-методических комплексов и облачных ресурсов, а также средств объективной оценки, что позволит по-высить долю выпускников 9-го класса, способных эффективно использовать знания (в области математики, естествознания и русского языка), с 72% до 85%, повысить с 40% до 80% долю школьников, сохраняющих интерес к обучению в основной школе9. Разработаны и внедрены цифровые игры и симуляторы для всех предметов общеобразовательной школы (с возможностью их использования еще на этапе применения традиционных учебников);
  • 100% учителей получили сертификаты, подтверждающие квалификацию работы в цифровой образовательной среде; 100% учителей предметов, по которым вне-дрены ЦУМК, имеют соответствующие квалификации. Не менее 25% учителей получают дополнительное вознаграждение за разработку элементов цифровых образовательных ресурсов. 35% учителей вовлечены в сетевое взаимодействие в рамках освоения и развития новых ЦУМК, игровых, симуляционных и иных образовательных ресурсов;
  • 100% школьников имеют доступ к открытым онлайн-курсам, соответствующим уровню общеобразовательной школы. 15% школьников 8–11-х классов осваивают открытые онлайн-курсы с получением сертификата;
  • у 50% учителей (в зависимости от того, требует ли предмет проверки домашних и урочных заданий) затраты времени на рутинные и бюрократические операции сократятся на 25%, у 50% — на 10%.

Горизонт завершения данного проекта в части полного перехода на новые образо-вательные технологии всех классов общеобразовательных школ России — 2029 год.

Необходимые ресурсы

На реализацию проекта за весь период необходимо 466 млрд руб., из которых разовые расходы — 116 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.15,7364,4158,8492,40111,03123,90466,31

В 2019 году проводится конкурсный отбор пилотных вариантов платформ ЦУМК (цифровой учебно-методический комплекс), обеспечивающих реализацию образо-вательных программ для двух лет обучения по 2 предметам общеобразовательной школы. Всего 6 млрд руб. в 2019–2020 годах. Затраты на экспериментальную отработку (включая гранты 300 школам-участникам) составят 3 млрд руб. Это позволит в 2020 году отобрать от 1 до 3 платформ, на которых в последующие годы будут разработаны ЦУМК по 14 школьным предметам общего (базового) цикла и 40 профильным предметам, изучаемым в школе.

В   2020–2022 годах проводится конкурс на поставку 28 ЦУМК по 14 предметам общего школьного цикла (в среднем 6 лет обучения каждый) и 80 ЦУМК по предметам профильного обучения. Расчетная цена поставки ЦУМК — от 150 млн руб. для профильного обучения до 1 млрд руб. для предмета общего школьного цикла

с  6-летним сроком обучения. Данная цена включает переход к государству прав на неограниченное использование ЦУМК (в любом числе школ и для любого числа учащихся). Проведение пилотной экспериментальной программы по апробации платформ в школах. В 2021–2022 годах — всего 1000 школ, гранты по 7,5 млн руб. на школу, итого в 2021–2022 годах будет затрачено 15 млрд руб.

Необходимы ресурсы на разработку 2 вариантов 14 ЦУМК по базовым предметам школьной программы, а также 2 вариантов 40 ЦУМК — по профильным предметам. Стоимость 1 ЦУМК по базовым предметам школьной программы в 2022 году составит 1 млрд руб. с учетом длительности линейки 1 предмета — 6 лет, итого суммарно 29 млрд руб. с 2022 по 2024 годы на все ЦУМК по базовым предметам. Стоимость1ЦУМК по профильным предметам составит 450 млн руб. в 2022 году с учетом дли-тельности линейки 1 предмета — 3 года, итого суммарно 37 млрд руб. с 2022–2024 годов.Стоимость ЦУМК включает переход к государству прав на использование ЦУМКвлюбом числе школ и для любого числа учащихся.

В  2022–2024 годах, по итогам конкурса, который проводится на основе результатов апробации ЦУМК в специально отобранной для этого 1000 школ, принимается ре-шение по рекомендации лучших ЦУМК для массового использования в школах.

На следующем этапе субъекты Российской Федерации проводят конкурсный отбор провайдеров, рекомендованных ЦУМК, предметом которого является сопровождение использования ЦУМК в школах. Контракт включает техническую поддержку продукта (call-центры, форумы пользователей, обучение и сертификация учителей, обновление содержания образовательных ресурсов, в том числе через привлечение к соответствующей деятельности учителей). Расчетная стоимость сопровождения для одной школы составляет в зависимости от типа ЦУМК от 50 до 100 тыс. руб. в год для основных предметных линеек, от 10 до 25 тыс. руб. в год на профильные (короткие) курсы. При этом конечная сумма бюджетных расходов может быть в полтора-два раза снижена за счет комплексного обслуживания основной части ЦУМК школы одним провайдером и составит в 2024 году (полное развертывание системы) 49 млрд руб.Количество сотрудников службы поддержки работы одного ЦУМК—285 человек с зарплатой 12 тыс. руб. в 2022 году и 129 тыс. руб. в 2024 году.

Для внедрения 1000 игровых симуляторов для 1,2 млн школьников начальной, основной и старшей школы с целью более глубокого изучения предметов в доступной форме необходимо 20 млрд руб. в 2024 году (разработка, пилотирование и приобретение исключительных прав).

Объем рассчитан исходя из средней стоимости 1 игрового симулятора в размере 27 млн руб. в 2019 году. Данная сумма также включает средства на заработную плату сотрудников обслуживающего call-центра в объеме 0,9 млн руб. за период с 2020 по 2024 год (10 сотрудников, заработная плата по 100 тыс. руб. ежемесячно с учетом последующей индексации).

Обеспечение информационных систем и цифровых ресурсов в школах потребует включения в штат школы позиции ИТ-специалиста из расчета 1 чел. на 500 школьни-ков со средней заработной платой 1,5 средней по региону (72,5 тыс. руб. в 2020 году с  учетом последующей индексации). Всего 33 млрд руб. в 2020 году, 36 млрд рублей в 2021 году, 40 млрд руб. в 2022 году, 45 млрд руб. в 2023 году и 49 млрд руб. в год в 2024 году.

Приобретение и поддержка 200 массовых онлайн-курсов по профильным предме-там с 8-го по 11-й класс потребуют 0,5 млрд руб. в 2019 году и 1 млрд руб. в 2020 году,в дальнейшем по 0,3 млрд руб. в год в последующие годы. (5млн руб. — стоимостьразработки одного курса с интерактивными и игровыми элементами, 1 млн руб. — стоимость его ежегодного обновления в 2020 году), поддержка 500 тыс. школьников из расчета 200 руб. на ученика на один курс — 0,1 млрд руб. в год.

Учитывая, что пользователями цифровых ресурсов станут все школьники, расходы на их создание и эксплуатацию в расчете на 1 школьника составят от 873 руб. в 2019 году до 4370 руб. в 2024 году. В последующие годы ежегодные расходы на обслу-живание и обновление содержания в расчете на 1 школьника составят в среднем 1500 руб.с учетом последующей индексации.Таким образом,создание,приобре-тение, обслуживание и обновление цифровых ресурсов может быть осуществлено за счет увеличения норматива подушевого финансирования обучения 1 школьника менее чем на 7% от его текущего размера (в среднем за 2019–2024 годы) до 2024 года и всего на 2% начиная с 2025 года.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта не позволит провести необходимое обновление российской школы, что, в свою очередь, потребует в разы больших расходов для решения тех же задач традиционными инструментами(например,потребуется резкое уменьшение соотношения «учитель — ученики»). Отказ от цифровизации также радикально снизит эффект от проектов по развитию талантов и по обеспечению равенства образовательных возможностей (см. описание проектов ниже). Потери от низкой эффективности работы учителей (продолжающих тратить не менее 20% времени на рутинные и бюрократические операции) составят 10% бюджета образования. Отказ от проекта также приведет к снижению шансов конкурентоспособного развития российского рынка цифровых образовательных ресурсов и создания новых секторов российского экспорта.