• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Материальная инфраструктура школы

Исходная проблема

Несмотря на существенные достижения по отдельным секторам (массовое строительство детских дошкольных учреждений, снижение доли школ, требующих капитального ремонта), нарастает острота нерешенных проблем:

  • Информационно-технологическая  инфраструктура  образовательных  учреждений (подключение, сетевое оборудование, компьютерные классы, цифровые панели) не готова к требуемым масштабам цифровизации, в том числе недостаточно высокая скорость интернет-соединения. Она не обеспечивает массовогоиспользования цифровых ресурсов даже в масштабах одного класса на школу. Любые проекты с опорой на интернет-ресурсы и на сетевые ЦОР в таких услови-ях имеют исключительно демонстрационный характер.
  • Структура и дизайн школьных помещений препятствуют организации об-разовательного процесса на современной методической основе (отсутствие пространств совместной работы, индивидуальных рабочих мест, лекционных аудиторий).
  • Несмотря на относительно высокую доступность детского сада для детей старше 3 лет, потребность в яслях для детей до 3 лет не удовлетворена (только для детей от 2 до 3 лет требуется более 300 тыс. мест), что сокращает возможности раннего развития и препятствует вовлечению матерей в трудовую деятельность.
  • Многосменное обучение школьников мешает эффективной интеграции допол-нительного и основного образования, реализации воспитательных программ. Доля обучающихся во вторую и третью смену составляет около 15% и без бы-строго ввода новых зданий будет расти вследствие демографического подъема. Имеющийся проект поддержки строительства новых школьных зданий недофи-нансирован и не позволяет ответить на данный вызов.
  • Материальная инфраструктура школьных зданий в сельской местности существенно ограничивает возможности сельских школьников по сравнению с городскими.

Учитывая масштаб необходимых расходов, горизонт завершения данного проекта выходит за 2024 год.

Проект реализуется в непосредственной связке с проектом «Школа цифрового века», а также является необходимым условием для реализации других предла-гаемых проектов (в частности направленных на поддержку талантов, сокращение школьной неуспешности и др. [подробнее — см. ниже]).

Проект в 2019–2024 годах включает

  • подключение школ к интернету со скоростью, позволяющей не менее чем по-ловине школьников одновременно активно использовать современные ресурсы Сети (скорость 100 Мбит/с в 2020 году и 1 Гбит/с в 2023 году); 
  • формирование современной цифровой инфраструктуры школ (сетевые ресурсы, компьютерные классы, беспроводной интернет);
  • формирование в действующих школах элементов современной образовательной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью;
  • ежегодное создание 70 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях для детей ясельного возраста;
  • строительство 2 тыс. новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены;
  • капитальный ремонт 5 тыс. школ, не обеспечивающих минимально необходимых условий для обучения;
  • модернизацию инфраструктуры для создания интегрированных культурно-образовательно-спортивных организаций в сельской местности и малых городах;
  • обеспечение безопасного подвоза сельских учащихся к базовым крупным шко-лам (замена автобусов старше 6 лет) и ремонт не менее 12 500 школьных автобусов ежегодно).

В результате

  • 100% семей с детьми в возрасте от 2 до 3 лет, которые хотят направить ребенка в ясли, получают эту возможность;
  • 100% школьников будут учиться в одну смену;
  • в два раза повысится доступность современных форм дополнительного образования для школьников в сельской местности;
  • для 100% школьников, проживающих в селах, обеспечен безопасный подвоз к образовательным организациям;
  • все школы России подключены к интернету в формате, обеспечивающем одновременную работу в Сети 50% учащихся в 2020 году (ориентировочно — скорость до 100 Мбит/сек) и 100% учащихся в 2023 году (1 Гбит/с), и имеют финансирование для оплаты этого трафика.

Необходимые ресурсы

Расходы на реализацию проекта без использования модели ГЧП составят 2038 млрд руб., в том числе разовые расходы — 1404 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.121,67225,87325,47396,85472,06496,432038,34


Расходы на реализацию проекта с учетом использования модели ГЧП составят 1209 млрд руб., в том числе разовые расходы — 574 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.92,09141,38206,20232,36259,69277,491209,21

Стоимость подключения 1 школы к интернету в 2019 году составит 300 тыс. руб. На обеспечение 42 тыс. школ (100% всех школ) интернетом, а также оплату трафика иобеспечение одновременной работы 4,4 млн школьников ежегодно необходимо 18 млрд руб. в 2020 году, 29 млрд руб. в 2021 году, 30 млрд руб. в 2022 году, 32 млрд руб. в 2023 году и 33 млрд руб. в 2024 году.

Для формирования в действующих школах элементов современной образова-тельной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью (в т. ч. В сельских малокомплектных школах), из расчета средней стоимости для 1 школы — 10 млн руб., и числа школ от 4 тыс. В 2020 году до 11 тыс. в 2024 году (всего 42 тыс. школ) — потребуется 470 млрд руб., из которых 42 млрд руб. в 2020 году, 86 млрд руб. в 2021 году, 100 млрд руб. в 2022 году, 115 млрд руб. в 2023 году и 128 млрд руб. в 2024 году.

На ежегодное создание дополнительных 70 тыс. дето-мест в яслях при расчетной стоимости одного места — 0,5 млн руб. в 2019 году с учетом последуюущей индек-сации (суммарно 420 тыс. дето-мест за 6 лет) потребуется 230 млрд руб., из которых 35 млрд руб. в 2019 году, 36 млрд руб. в 2020 году, 38 млрд руб. в 2021 году, 39 млрд руб. в 2022 году, 40 млрд руб. в 2023 году и 41 млрд руб. в 2024 году.

Финансирование дополнительно созданных мест в яслях в размере 69,6 тыс. руб. в2019 году на одно место с последующей индексацией суммарно потребует около 5 млрд руб. ежегодно с 2019 по 2022 годы и по 6 млрд руб. в 2023 и 2024 годах.

Предлагается реализация программы государственно-частного партнерства (ГЧП) для строительства 2000 школ за 12 лет (1100 школ с 2020 по 2024 год) из расчета в среднем 800–1000 мест в каждой при расчетной стоимости расходов на 1 школу — 800 млн руб. Модель ГЧП предполагает строительство частным партнером одной школы по себестоимости 600 млн руб. (меньше, чем стоимость при государственном строительстве) при условии 30% финансирования со стороны государства, 70% — частным партнером. Срок проекта 8 лет, после чего происходит единовременная компенсация капитальных затрат (капитальный грант частному партнеру). Модель предполагает 30% доходы частного партнера на его капитальные расходы. Итого на проект с использованием модели ГЧП со стороны государства понадобится 1544 млрд руб., из них 156 млрд руб. с 2020 по 2024 год. Без использования модели ГЧП государству необходимо будет направить на строительство школ 2108 млрд руб. за 12 лет, из них 985 млрд руб. с 2020 по 2024 год.

Учитывая планируемое использование ЦУМК и онлайн-курсов в школе, это позволит к 2024 году полностью ликвидировать обучение во вторую и третью смену.

На закупку и ремонт 12,5 тыс. школьных автобусов при средней рыночной стоимости 1 автобуса — 1,75 млн руб. в 2019 г., с учетом последующей индексации необходимо 158 млрд руб.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта ограничит доступ к программам дополнительного образования и снизит шансы на жизненный успех для 4 млн детей, которые будут обучаться во вторую и третью смену. Отказ от создания новых мест в яслях не позволит выйти на рынок труда 0,5 млн матерей, что приведет к потере до 0,4% ВВП. Если не обеспечить высокоскоростной интернет в школах, то эффективность использования современных цифровых технологий в сфере образования снизится в два раза. Без обеспечения необходимых инфраструктурных условий резко сузятся возможности интеграции основного и дополнительного образования (с негативными последствиями для развития талантов, в том числе в сфере прикладных, креативных, предпринимательских и лидерских умений). Станет очень ограничен прямой экономический рост за счет развития отрасли экономики, связанной с образова-тельными продуктами и сервисами.