• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новое технологическое образование

Исходная проблема

Основной причиной низких технологических компетенций населения и низкой популярности соответствующих направлений среди хорошо успевающих школьников и студентов является растущее отставание школьной программы от радикальных технологических изменений. В большинстве школ уроки технологии не менялись десятилетиями. В дополнительном образовании всего 7% детей участвует в программах технологической направленности. Технологические компетенции, предлагаемые системой профессионального образования, не соответствуют требованиям актуального рынка труда (даже на региональном уровне). Форматы технологического образования в СПО и вузах также устарели — длинные негибкие программы неадекватны быстро меняющимся технологиям.

На рынок труда профессий, связанных с эксплуатацией технологий, фактически осуществляется негативный отбор. Особенно ярко это видно, если сравнивать образовательные системы и экономику России и, например, Германии или, в целом, Северной Европы. Создавшаяся ситуация совершенно неприемлема в контексте задач экономического подъема строительства, промышленности и сельского хозяйства и других основанных на технологиях отраслей.

Современный рабочий высокой квалификации имеет сегодня человеческий капи-тал, который мало чем отличается от человеческого капитала инженера, занятого эксплуатацией оборудования. Между тем социальный статус профессии во многом определяется формальным уровнем образования ее носителей. Возникает противоречие между ценностью человека для экономики и его социальным статусом. Для преодоления этого противоречия в России необходимо сформировать на базе «длинных» программ СПО программы прикладного бакалавриата (ПБ), сближающие образовательный и социальный статус квалифицированного работника и вы-пускника вуза. В абсолютном большинстве стран такие программы уже заместили основную часть среднего профессионального образования. Россия здесь отстала. Указ Президента 2012 года о 30-процентной доле прикладного бакалавриата не выполнен.

Проект включает

  • радикальное обновление технологического образования в школах и дополни-тельном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям, создание современных технологических мастерских, использование сетевых форм с участием вузов и колледжей, детских технопарков «Кванториум», внедрение новых форм оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ;
  • создание, апробацию и внедрение современных аппаратных комплексов-симуляторов и тренажеров, а также соответствующих цифровых комплексов программного и методического обеспечения (в том числе на базе технологий виртуальной реальности и ролевых компьютерных игр) для знакомства с совре-менными технологиями и возможного освоения их элементов в общеобразовательной школе;
  • формирование сети центров (колледжей) опережающей подготовки в области высоких технологий, в которых будут реализовываться экспериментальные интенсивные образовательные программы СПО с сокращением сроков подготовки и быстрым выходом молодежи на рынок труда по современным специальностям, использующим цифровые технологии;
  • создание, апробацию и внедрение современных цифровых аппаратных комплексов-симуляторов и тренажеров, а также соответствующих комплексов методического обеспечения для отработки практических умений для 1000 приоритетных квалификаций. Обеспечение возможности цифрового освоения широкого набора технологий и квалификаций в каждом колледже (не менее 300 колледжей, в том числе с реальной практикой в не менее 75 колледжах);
  • формирование новой структуры профессионального образования: перевод 30% программ СПО в программы прикладного бакалавриата, 30% — в короткие программы получения конкретных квалификаций в центрах опережающей подготовки. Кроме того, в программы прикладного бакалавриата преобразуется 20% программ высшего профессионального образования.

В результате

  • по результатам международных исследований технологической грамотности 40% российских школьников показывают высокие результаты;
  • 65% выпускников центров опережающей подготовки сдают демонстрационный квалификационный экзамен (в том числе по методике WorldSkills) на высокие баллы или же проходить независимую оценку (сертификацию) квалификаций с положительной оценкой;
  • 10% школьников (9–11-е классы) и 50% студентов СПО включены в оплачиваемую трудовую деятельность;
  • 30% школьников получат возможность познакомиться с современными технологиями и освоить практические умения на базе современных аппаратных комплексов-симуляторов и тренажеров, а также соответствующих цифровых комплексов программного и методического обеспечения. Это создаст мотивацию для выбора программ СПО и ПБ школьниками с высокими способностями;
  • 100% студентов СПО и ПБ будут иметь возможность отрабатывать практические умения по изучаемой профессии на базе современных цифровых комплексов-симуляторов и тренажеров. Это приведет к ускорению распространения передовых технологий, повышению уровня профессиональной квалификации выпускников СПО и ПБ, их востребованности на рынке труда;
  • премия за ПБ и среднее профессиональное образование повысится с нынешних 10% до 20% (для выпускников программ, не получивших статус ПБ) и 30% (для ПБ), что предполагает соответствующий рост их человеческого капитала.

Необходимые ресурсы

Расходы на реализацию проекта составят 412 млрд руб., в том числе разовые расходы — 250 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.23,0429,8631,2236,00132,71158,84411,67

 

На внедрение лучших практик по технологическому образованию предусмо-трена грантовая поддержка 800 школ в 2019 году и 900 школ в 2024 году. Исходя из стоимости гранта 10 млн руб. в 2019 году и 12 млн руб. в 2024 году, понадобится 8 млрд руб. в 2019 году, по 9 млрд руб. в 2020–2021 годах, по 10 млрд руб. в 2022–2023 го -дах, 11 млрд руб. в 2024 году.

На создание 55 новых детских технопарков «Кванториум» потребуется по 6 млрд руб. ежегодно с 2020 по 2023 годы, 10 млрд руб. в 2024 году из расчета стоимости создания и функционирования 1 технопарка за счет бюджетных средств — 500 млн руб. с учетом последующей индексации.

Современные аппаратные комплексы-симуляторы и тренажеры, а также соответствующие цифровые комплексы программного и методического обеспечения для освоения современных технологий в общеобразовательной школе и на программах СПО будут создаваться на базе существующих технологических решений, в том числе разработанных в индустрии компьютерных игр. При этом необходимо будет разработать платформы для внедрения уже существующего содержательного контента. Для этого в 2020 году будет проведен конкурс на разработку 2 вариантов платформ с целью дальнейшего выбора одной, на которой будут работать все внедряемые в образовательный процесс игры и симуляторы реальных процессов при расчетной стоимости 1 разработки 0,6 млрд руб. (всего 2 млрд руб.).

На дальнейшую разработку и закупку содержательного контента и сценариев обучающих игр на симуляторах виртуальной реальности в течение 2 лет для 1000 квалификаций программ СПО и школьного курса «Технология» необходимо 182 млрд руб. (из расчета на 1 квалификацию — 150 млн руб.). Это обеспечит возможность 5 млн пользователей ежегодно проходить обучение с использованием игровых симуляторов виртуальной реальности: для 100% школьников старших классов (1,2 млн детей), для 100% студентов программ СПО (2,3 млн человек) и для 1,5 млн сотрудников организаций.

На ежегодное технологическое и содержательное обновление всех игровых симуляторов для всех квалификаций со второго года их внедрения в образовательный процесс необходимо 19 млрд руб. в 2024 году.

На разработку, закупку и эксплуатацию содержательного контента, помещенного на уже созданную платформу, а также цифровых симуляторов (работающих по принципу схематичного отображения реальности) для 1000 квалификаций в рамкахобучения на программах СПО необходимо по 7 млрд руб. в 2023 и 2024 годах из расчета стоимости 1 симулятора 25 млн руб. (цена 2018 года) и дополнительных 10% от стоимости закупки на ежегодное содержание и обновление каждого.

На ежегодную организацию для 450 тыс. выпускников программ среднего профобразования и проведение 2 демонстрационных экзаменов (по методике WorldSkills) при расчетной стоимости каждого экзамена 5,5 тыс. руб. с учетом по-следующей индексации необходимо по 9 млрд руб. в 2019 и 2020 годах, по 10 млрд руб. в 2021–2023 годах и 11 млрд руб. в 2024 году.

На формирование в 2024 году 200 центров (колледжей) опережающей подготовки вобласти высоких технологий предусмотрены средства в размере по 6 млрд руб. в 2019 и 2020 годах, 7 млрд руб. в 2021 году, по 9 млрд руб. в 2022 и 2023 годах, 10 млрд рублей в 2024 году.

Перевод 30% программ СПО и 20% программ высшего образования в программы прикладного бакалавриата и 30% программ СПО — в короткие программы получения конкретных квалификаций в центрах опережающей подготовки не потребует выделения дополнительного финансирования со стороны государства и будет осуществлен в рамках текущего нормативно-подушевого финансирования программ СПО и высшего образования.

Расходы на обслуживание и обновление аппаратных симуляторов и тренажеров, цифровых комплексов программного и методического обеспечения для освоения современных технологий в общеобразовательной школе и на программах СПО врасчете на 1 обучающегося составят от 83 руб. в 2022 году до 11 102 руб. в 2024 году. В дальнейшем ежегодные расходы на обслуживание и обновление аппаратных комплексов в расчете на 1 обучающегося на соответствующих программах составят всреднем 2800 руб. с учетом последующей индексации. Таким образом, создание, приобретение, обслуживание и обновление аппаратных симуляторов, тренажеров и цифровых комплексов может быть осуществлено за счет увеличения норматива подушевого финансирования обучения 1 студента СПО и школьника основной и средней школы на 1–15% в 2022–2024 годах и всего на 4%, начиная с 2025 года.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта приведет к снижению темпов и масштабов технологического об-новления, что сделает проблематичным диверсификацию экономики и ускорение экономического роста. Потери экономики можно оценить в 3% ВВП к 2024 году.

Не будет сформирован кадровый потенциал для технологического прорыва России, выхода страны на передовые позиции в ключевых областях. Более того, помимо потенциала производства современных технологий будет подорван и потенциал их использования: новые поколения окажутся недостаточно подготовлены к жизни всовременных технологических реалиях. Это не только усилит отставание страны вглобальной конкуренции, но и станет причиной роста неравенства в обществе и угрозой социальной устойчивости.