Развитие фундаментальной науки
Исходная проблема
Россия представлена сегодня собственными разработками всего в 5% глобальных научных и технологических фронтиров (областей передовых исследований). Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. В таких условиях, чтобы не допустить односторонней технологической зависимости России, необходимо расширить фронт исследований, обеспечить актуальность этих исследований, соответствие их мировому уровню. С другой стороны, требуется обеспечивать своевременное освоение инноваций по всему спектру передовых исследований. Встроенные в глобальную повестку исследо-вательские университеты выполняют несколько важных задач: сами ведут исследования, «пропускают» через исследовательские проекты большие группы студентов, которые (даже если не остаются в науке) впоследствии формируют слой инноваторов в экономике и социальной жизни. Представленность национальных университетов в топе (100, 150) предметных рейтингов означает, что они известны профессионалам в своей области, включены в глобальные сети обмена знаниями, их ученые попадают на международные конференции и семинары, их студенты приглашаются в аспи-рантуры и магистратуры университетов — мировых лидеров. Другими словами, что они могут обеспечивать трансфер знаний и технологий в национальную экономику.
Отсутствие российских университетов в таких секторах глобальных рейтингов, как урбанистика, транспорт, сельское хозяйство, медицина, биомедицина и др., демонстрирует реальную угрозу стратегического отставания России в этих областях.
Благодаря Национальному проекту «Образование», программам развития МГУ вСПбГУ и программе «5-100», в России, наряду с федеральными научными центрами и РАН возник значимый сегмент глобально успешных исследовательских вузов. Но пока он обеспечивает присутствие России в лидирующих группах уни-верситетов всего по 25% предметных направлений. Для обеспечения прорывного технологического развития по всем критически важным для страны направлениям необходимо углубление программы «5-100» и существенное расширение этого сегмента. Сегодня этому мешает слабая включенность наших ученых в мировые сети знаний и технологий по целому ряду направлений, отсутствие долгосрочных вмеждународных программ фундаментальных исследований, слабость механизмов привлечения лучших научных кадров с глобального рынка и закрепления в науке способной молодежи, аспирантов.
Устойчивость исследовательской программы и кадров исследователей во всем мире обеспечивают долгосрочные проекты. Горизонт финансирования проекта должен соответствовать его реальной продолжительности, а оцениваться проект должен исключительно по научным результатам. Ведущие научные учреждения иведущие университеты, завоевавшие высокую репутацию, должны иметь возможность самостоятельно определять направления и конкретные проекты своих исследований.
Россия должна сформировать передовую экспериментальную базу для всех на-правлений исследований — от установок Мегасайенс до лонгитюдных панелей социологических наблюдений, сбора и классификации больших данных. Необхо-дима государственная программа подписки на все значимые международные базы электронных библиотечных и статистических ресурсов и обеспечения доступа к ним для всех ученых, преподавателей и студентов России.
Кадровый потенциал Российской академии наук сегодня не полностью задейство-ван как в перспективных исследованиях, так и в подготовке инновационных кадров. Необходимо вернуть Академии ее роль в подготовке кадров высшей квалификации, и втом числе для университетов и для отраслей экономики, создавая совместные академические магистратуры и вводя позиции постдоков.
В результате российская исследовательская инфраструктура будет одной из самых мощных и эффективных в мире... И конечно, такая инфраструктура, амбициозные научные проекты будут притягивать наших соотечественников и ученых из других стран.
В этой связи нужно оперативно сформировать правовую основу для работы в России международных исследовательских коллективов».
Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года
Проект включает
- расширение программы повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, включая вузы с потенциально сильными исследовательскими центра-ми в каждой стратегически приоритетной для страны области;
- формирование и поддержку уже существующих международных исследователь-ских центров и центров превосходства на базе университетов, вошедших в топ-100 или топ-200 (в зависимости от отрасли) соответствующих глобальных предмет-ных рейтингов. Создание в России в кооперации с ведущими исследовательскими центрами передовой экспериментальной базы для крупных международных про-ектов в наиболее значимых направлениях исследований, от установок Мегасайенс до лонгитюдных панелей социологических наблюдений, сбора и классификации больших данных. Формирование инфраструктуры «открытого доступа» для меж-дународных ученых — «центров превосходства», обеспечивающих в том числе привлечение в страну молодых перспективных исследователей;
- финансирование долгосрочных (от 5 до 10 лет) программ фундаментальных поисковых исследований ведущих исследовательских университетов и научных центров;
- расширение международного рекрутинга ведущих и перспективных ученых, имеющих значимые научные результаты, с софинансированием государством 50% заработной платы таких ученых (модель успешно применяет-ся в Китае);
- создание академических университетов на основе партнерств исследователь-ских университетов и институтов РАН с целью реализации совместных про-грамм аспирантуры и магистратуры;
- реализацию национальной программы информационных ресурсов, предпо-лагающей централизованное приобретение всех значимых издательских баз данных, и бесплатное предоставление доступа к ним для всех российских исследователей.
В результате
- увеличен объем НИОКР и средств, получаемых университетами от управления объектами интеллектуальной собственности, в расчете на одного студента не менее чем в 2 раза;
- расширено присутствие российских университетов на глобальных рынках зна-ний и технологий, в том числе устойчивое присутствие в первых сотнях глобаль-ных предметных рейтингов (не менее 20 вузов к 2024 году, 40 вузов — к 2035 году);
- наличие в первой сотне участников в 50% глобальных (международных) пред-метных рейтингов хотя бы одного российского вуза; наличие российских вузов в топ-300 каждого такого рейтинга;
- создано не менее 50 центров превосходства (международных исследовательских центров) в разных отраслях науки, привлечено в Россию не менее 10 тысяч зару-бежных исследователей.
Необходимые ресурсы
На реализацию проекта потребуется 782 млрд руб.: