Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3,
офис 436
email: mkatkova@hse.ru
Телефон: 7 (495) 772-95-90
(доб. 23017)
Сетевые ресурсы Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ
Журнал "Труды по Интеллектуальной Собственности"
Будник Р. А., Великоклад Т., Калятин В. О. и др.
Юрист, 2024.
В кн.: Сборник научных статей учеников и коллег к 90-летию профессора Э.П. Гаврилова. Томск: Томский государственный университет, 2023. С. 211-224.
Устанавливая уголовную ответственность за «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил России в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», законодатель решает одну задачу и одновременно создает другую. С одной стороны, он ставит преграду для заведомых фейков, целенаправленно распространяемых в формате информационного противоборства, а с другой — создает серьезные проблемы для работы профессиональных журналистов и СМИ, стремящихся добросовестно выполнять свою социальную миссию и не нарушать при этом ни закон, ни Глобальную хартию этики журналистов.
Трудности возникают уже из слов «публичное распространение», поскольку наше информационное законодательство понимает распространение не только как передачу информации от источника к потребителю, но и как предоставление доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети. Следовательно, не исключается уголовное преследование за сообщения и материалы, которые были размещены в интернете до вступления нового закона в силу и остались доступны публике позднее. Если после вступления закона в силу эти материалы будут удалены, то ответственность за их содержание исключается в силу требований ст. 10 Уголовного кодекса.
Следует обратить внимание и на формулировку о заведомой ложности распространяемой информации. Если распространитель осознает, что доводит до всеобщего сведения именно фейк, то в его действиях есть правонарушение. Если он не знает, что это фейк, то в его действиях правонарушения нет. Бремя доказывания заведомой ложности лежит при этом на стороне обвинения.
В новом законе говорится также об уголовной ответственности за «публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». Здесь самая большая сложность связана с тем, что понятие «дискредитация» в отечественном законодательстве не определено и используется впервые. Как оно будет толковаться на практике? Например, информация о том, что военнослужащих плохо кормят — это дискредитация или распространение общественно значимой информации, нацеленной на защиту прав военнослужащих, а следовательно, преследующей общественные интересы? Мне очевидно, что сокрытие такой информации, если она соответствует действительности, подпадает под действие ст. 51 закона «О СМИ» как злоупотребление правами журналиста. Но очевидно ли это будет суду?
Все это касается не только журналистов, но и блогеров, владельцев различных информационных ресурсов, не зарегистрированных в качестве СМИ, да и просто рядовых наших сограждан, имеющих свои аккаунты в социальных сетях.
Для журналистов же ситуация несколько упрощается благодаря тому, что в законе «О СМИ» есть ст. 57, которая освобождает журналистов, редакторов и редакции СМИ от ответственности за содержание распространяемой информации при определенных обстоятельствах:
Нужно иметь в виду, что суд нередко не обращает внимания на эту норму как на незнакомую экзотику и делает вид, что ее нет. Но эта норма существует в законе «О СМИ», и она очень подробно разъяснена в постановлении пленума Верховного суда РФ 2010 года. Безусловно, суды обязаны ее применять. Но важно помнить, что данные правила, получившие название «относительной привилегии», не распространяются на блогеров, незарегистрированные СМИ и всевозможные интернет-ресурсы, работающие без регистрации в качестве СМИ.