Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3,
офис 436
email: mkatkova@hse.ru
Телефон: 7 (495) 772-95-90
(доб. 23017)
Сетевые ресурсы Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ
Журнал "Труды по Интеллектуальной Собственности"
Будник Р. А., Великоклад Т., Калятин В. О. и др.
Юрист, 2024.
Legal Issues in the Digital Age. 2024. Vol. 5. No. 4. P. 28-45.
В кн.: Сборник научных статей учеников и коллег к 90-летию профессора Э.П. Гаврилова. Томск: Томский государственный университет, 2023. С. 211-224.
Главная тема мероприятия «Изменения в законодательстве и новые условия работы медиа» получила конкретизацию в конкретных примерах из правоприменительной практики Роскомнадзора.
Так, представитель телекомпании из Уфы рассказал о том, как демонстрация сцены с изображением способа самоубийства, содержавшейся в одном из российских художественных фильмов, стала основанием для привлечения организации медиа к административной ответственности по ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Его коллега из Тверской области поведал о штрафе за так называемые «бранные слова» в фильме «Зеленая карета». Томские тележурналисты посетовали на то, что им приходится вводить специальные штатные единицы, в задачи которых входит просмотр приобретаемого отечественного контента на предмет его соответствия законодательству. Был поднят и такой вопрос: является ли воспроизведение в радиоэфире песни «Давай закурим, товарищ, по одной» пропагандой табакокурения? Особое внимание обращалось на несоответствие между возрастной маркировкой информационной продукции, содержащейся в прокатных удостоверениях Минкультуры России, и требованиями Роскомнадзора. Ответ представителя Роскомнадзора на эти упреки сводился к тому, что ответственность за содержание СМИ несет его главный редактор, а не Минкультуры России, хотя, конечно, «все мы находимся в одной лодке» и проблемы действительно есть…
Комментируя претензии вещателей, руководитель Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ профессор Михаил Федотов отметил, что в значительной степени недостатки правоприменительной практики предопределены высоким уровнем правовой неопределенности в нормах федерального законодательства о СМИ, а защите детей от вредной информации и т. д. Он привел конкретные примеры, когда формулировки правовых норм противоречили заявленной интенции законодателя и порождали правоприменительную практику, весьма далекую от поставленных целей.
Говоря о недостатках федерального закона 436-ФЗ о защите детей от вредной информации, профессор Федотов сравнил закрепленную в этом нормативном правовом акте модель распространения информации в СМИ с супермаркетом, в котором есть небольшой отдел с «продуктами для взрослых», а всё остальное пространство занимают продукты детского питания. Полемизируя с утверждениями о размытости понятия пропаганды в действующем законодательстве, он сослался на постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15П, согласно которому пропаганда (агитация) может быть только умышленной и ее наличие определяется доказанностью специальной агитационной цели – повлиять на поведение аудитории. При этом он поддержал инициативу Роскомнадзора по созданию личных кабинетов главных редакторов на сайте ведомства.