• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3, 

офис 436

email: mkatkova@hse.ru

Телефон: 7 (495) 772-95-90

(доб. 23017)

 

Сетевые ресурсы Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ

Журнал  "Труды по Интеллектуальной Собственности"

Youtube канал

 

 

Статья
Право на отказ от цифровых технологий: результаты экспертного опроса

Федотов М. А., Наумов В. Б., Дейнеко А. Г. и др.

Труды по интеллектуальной собственности. 2024. Т. 48. № 1. С. 8-28.

Глава в книге
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Д.С. ЛИХАЧЕВА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ Э.П. ГАВРИЛОВА КАК ИСТОЧНИКИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ АВТОРСТВА

Федотов М. А.

В кн.: Сборник научных статей учеников и коллег к 90-летию профессора Э.П. Гаврилова. Томск: Томский государственный университет, 2023. С. 211-224.

СИП: НКС, что такое фотография?

16 февраля 2024 года состоялось очередное заседание Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам.

Заседание НКС при СИП состоялось в рамках XII Международного юридического форума «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» на базе Московского государственного юридического университета (МГЮА) им. О.Е. Кутафина. В дискуссии о правовом режиме фотографических произвдений приняли участие члены Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам НИУ ВШЭ Иван Близнец, Елена Войниканис, Виталий Калятин, Антон Серго, Роза Ситдикова, Михаил Федотов, Бениамин Шахназаров и другие.

Дискуссия развернулась вокруг следующих вопросов:

1. Какие обстоятельства могут учитываться при анализе охраноспособности фотографических произведений? При каких обстоятельствах можно считать, что при создании фотографии реализовывались творческие способности автора, в фотографии отражена его личность?

2. Зависит ли охраноспособность фотографий как объектов авторского права от цели и момента их создания, от объекта и средств съемки?

3. Как определить количество объектов авторского права при создании фотографий в режиме серийной съемки, когда указанные фотографии не имеют видимых различий/практически идентичны, или при создании фотографий в рамках одного творческого процесса в одно время, в отношении одного объекта сьемки (например, товара)?

4. Какие обстоятельства следует учитывать при установлении авторства фотографического произведения? Какая деятельность при создании фотографий является творческой и дает основание для признания авторства?

5. Возникает ли самостоятельное исключительное авторское право на фотографию, созданную по образцу фотографии, созданной другим лицом?

Стремясь найти наиболее адекватные ответы на поставленные вопросы, профессор М.А. Федотов подчеркнул в своем выступлении, что нельзя ставить знак тождества между понятиями «фотография» и «фотографическое произведение». Только последнее является объектом авторского права и, следовательно, на него распространяется презумпция творческого характера процесса его создания. Поэтому в случае судебного спора истец должен доказать, что созданная им фотография является именно фотографическим произведением. При этом большое значение имеет цель, которую ставил перед собой создатель фотографии, его замысел, средства осуществления его замысла и т.д. Профессор М.А. Федотов также отметил, что изображения, созданные нейронной сетью, не могут считаться фотографическими произведениями, поскольку созданы способом, который не аналогичен фотографии, в нем никакой роли не играет лучевая энергия, без использования которой фотография невозможна. Однако ни в ГК РФ, ни в Бернской конвенции ничего не сказано о том, какие именно способы создания изображений являются аналогичными фотографии. Завершая свое выступление, профессор М.А. Федотов выразил мнение о необходимости радикального изменения законодательства об интеллектуальной собственности в части правовой охраны фотографических произведений.