Заключения комиссий ученого совета НИУ ВШЭ
Рекомендация Комиссии по академической этике Ученого совета НИУ ВШЭ по вопросу соавторства преподавателей и студентов
По результатам рассмотрения случая преподавателя М. Комиссия считает необходимым обратить внимание преподавателей и студентов Университета на следующее.
При выполнении студентами творческих задач, в том числе выпускных квалификационных работ (ВКР), студенты работают с преподавателями в тесном сотрудничестве. Первый итог работы обычно – контрольная или курсовая работа, а затем ВКР под авторством студента и с указанием имени преподавателя в качестве научного руководителя (в случае, если в выполненной работе есть творческий вклад третьих лиц (программистов, редакторов, которые внести более, чем технический вклад), не соответствующий критериям авторства, их вклад должен упоминаться в разделе «Благодарности»). Вклад студента обычно – основной, но в отдельных случаях вклад преподавателя может быть очень большим или очень малым. Последнее не означает обязательно неучастие преподавателя, а может быть результатом высокой самостоятельности студента в работе, поддержанной преподавателем.
Дальнейшим этапом жизни исследования может быть опубликование в виде журнальной статьи или иной форме. В Университете предполагается, что, по крайней мере, ВКР преимущественно должны выполняться на уровне, соответствующем требованиям к новизне и актуальности, предъявляемым в научных изданиях.
Комиссия рекомендует всем преподавателям при планировании и развитии творческой работы студента как можно раньше согласовать со студентом перспективу опубликования и варианты соавторства. Следует иметь в виду, что в настоящее время редакции многих журналов не позволяют автору-корреспонденту указывать соавтора без согласия последнего, и даже не позволяют выразить благодарность не-автору, без согласия не-автора на это. В случае, если преподаватель прощается со студентом и не уверен, что в будущем сможет с ним связаться для оформления статьи в соавторстве или для получения согласия на выражение благодарности (acknowledgements), преподавателю следует получить такое согласие в письменном виде заблаговременно.
Неприемлемо использование материалов ВКР и иных творческих работ студентов для публикации под именем преподавателя без соавторства студента или указания на его роль в исследовании. Опубликование научной статьи до защиты ВКР будет приводить к классификации студенческой работы как плагиата с соответствующими последствиями для студента. Опубликование такой статьи после защиты ВКР будет приводить к классификации статьи как плагиата с соответствующими последствиями для преподавателя.