Программа Форума
20 и 21 октября, очное и онлайн участие (параллельные программы)
21 октября, очные площадки
21 октября, онлайн-площадки
20 октября, пятница
Очное участие: Москва, Покровский бульвар, 11 (Корпусы Z и R).
09:30 – 10:00
РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
Холл 1 этажа Центра культур
Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле.
10:00 – 11:00
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ НИУ ВШЭ И ПАРНЕРОВ ФОРУМА ДЛЯ ШКОЛ
Холл 2 этажа, холл 3 этажа Центра культур
Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле.
11:00 – 12:15
ПЛЕНАРНАЯ ДИСКУССИЯ «РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА»
Z201, Большой зал Центра Культур
Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле.
12:15 – 12:45
КОФЕ-ПАУЗА
Холл 3 этажа Центра Культур
Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле.
13:00 – 14:30
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ЛИЦЕЯ НИУ ВШЭ
Покровский бульвар, 11, стр. 1 (Корпус R), Вход 3, со стороны Дурасовского переулка.
- R201 Цифровая трансформация и электронная платформа Лицея НИУ ВШЭ
- R204 Использование онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ для реализации школами учебных программ
- R207 Социально полезная деятельность (СПД) в Лицее НИУ ВШЭ
- R301 Инструменты развития критического мышления в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ
- R304 Конференция для школьников «Наука с 1000 лиц»
Конференция для школьников «Наука с 1000 лиц»
Секция форума посвящена рассмотрению позитивного опыта и проблем формирования научной среды в школьном образовании на примере конференции «Наука с тысячью лиц», которая уже третий год проводится в Лицее НИУ ВШЭ. Миссией конференции является создание среды энтузиастов науки без конкуренции, оценки и коммерции, в которой может обсуждаться научное знание и выстраиваться диалог образования и науки.
Шутова Татьяна Николаевна, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Конференция для школьников «Наука с 1000 лиц»
Секция форума посвящена рассмотрению позитивного опыта и проблем формирования научной среды в школьном образовании на примере конференции «Наука с тысячью лиц», которая уже третий год проводится в Лицее НИУ ВШЭ. Миссией конференции является создание среды энтузиастов науки без конкуренции, оценки и коммерции, в которой может обсуждаться научное знание и выстраиваться диалог образования и науки.
Шутова Татьяна Николаевна, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Инструменты развития критического мышления в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ
На секции будут продемонстрированы основные походы к формированию критического мышления и иных универсальных компетенций, которые наработаны в Лицее НИУ ВШЭ. Акцент будет сделан на форматах построения уроков, особенностях проектирования программы, разработке диагностических инструментов.
Гиринский Александр Андреевич, методист, заведующий кафедрой ТОК Лицея НИУ ВШЭ
Инструменты развития критического мышления в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ
На секции будут продемонстрированы основные походы к формированию критического мышления и иных универсальных компетенций, которые наработаны в Лицее НИУ ВШЭ. Акцент будет сделан на форматах построения уроков, особенностях проектирования программы, разработке диагностических инструментов.
Гиринский Александр Андреевич, методист, заведующий кафедрой ТОК Лицея НИУ ВШЭ
Социально полезная деятельность (СПД) в Лицее НИУ ВШЭ
Социально полезная деятельность в Лицее имеет десятилетнюю историю становления и носит авторский характер. Перед командой педагогов стояла задача систематизации видов данной деятельности - от детской инициативы или заказа взрослого до постоянно действующего проекта, определенных шагов лицеиста на пути к достижению цели, в которой заложена социальная проблематика. Это потребовало разработки критериев оценивания. Не менее важной задачей стал вопрос включения СПД в рейтинг лицеиста. Роль СПД в формировании личности лицеиста, приобретение важных навыков для последующей жизни, умение рефлексировать над проделанным, признавать, что не любая деятельность является полезной для общества, а также проблемы, с которыми столкнулись педагоги - вот те немногие аспекты для обмена опытом, который мы хотели бы предложить для обсуждения в профессиональном сообществе.
Оганесян Марина Рафаеловна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ
Нигаматуллина Анна Юрьевна, педагог-организатор Лицея НИУ ВШЭ
Социально полезная деятельность (СПД) в Лицее НИУ ВШЭ
Социально полезная деятельность в Лицее имеет десятилетнюю историю становления и носит авторский характер. Перед командой педагогов стояла задача систематизации видов данной деятельности - от детской инициативы или заказа взрослого до постоянно действующего проекта, определенных шагов лицеиста на пути к достижению цели, в которой заложена социальная проблематика. Это потребовало разработки критериев оценивания. Не менее важной задачей стал вопрос включения СПД в рейтинг лицеиста. Роль СПД в формировании личности лицеиста, приобретение важных навыков для последующей жизни, умение рефлексировать над проделанным, признавать, что не любая деятельность является полезной для общества, а также проблемы, с которыми столкнулись педагоги - вот те немногие аспекты для обмена опытом, который мы хотели бы предложить для обсуждения в профессиональном сообществе.
Оганесян Марина Рафаеловна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ
Нигаматуллина Анна Юрьевна, педагог-организатор Лицея НИУ ВШЭ
Использование онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ для реализации школами учебных программ
Погорим о возможности встраивания онлайн-курсов в учебный план и план внеурочной деятельности, о технологии смешанного обучения. Представим каталог онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ, познакомим с опытом работы организаций-партнеров с нашими онлайн-курсами.
Сетежева Валентина Валериевна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ
Использование онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ для реализации школами учебных программ
Погорим о возможности встраивания онлайн-курсов в учебный план и план внеурочной деятельности, о технологии смешанного обучения. Представим каталог онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ, познакомим с опытом работы организаций-партнеров с нашими онлайн-курсами.
Сетежева Валентина Валериевна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ
Цифровая трансформация и электронная платформа Лицея НИУ ВШЭ
Электронная образовательная платформа Лицея «23:59» ежегодно последовательно развивается, оцифровывая всё больше образовательных и административных процессов: с одной стороны, делая платформу всё более полезной и удобной для лицеистов, родителей, педагогов, с другой стороны, накапливая всё больше данных об учащихся для последующей образовательной и управленческой аналитики. На этой секции обсудим 5-летний опыт Лицея по созданию образовательной платформы, примеры образовательных эффектов от её использования, необходимые условия для развития школы в этом направлении.
Байбурин Рустам Фаильевич., заместитель директора Лицея по развитию
Цифровая трансформация и электронная платформа Лицея НИУ ВШЭ
Электронная образовательная платформа Лицея «23:59» ежегодно последовательно развивается, оцифровывая всё больше образовательных и административных процессов: с одной стороны, делая платформу всё более полезной и удобной для лицеистов, родителей, педагогов, с другой стороны, накапливая всё больше данных об учащихся для последующей образовательной и управленческой аналитики. На этой секции обсудим 5-летний опыт Лицея по созданию образовательной платформы, примеры образовательных эффектов от её использования, необходимые условия для развития школы в этом направлении.
Байбурин Рустам Фаильевич, заместитель директора Лицея по развитию
14:45 – 16:15
МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ ЭКСПЕРТОВ НИУ ВШЭ И ПАРТНЕРОВ ФОРУМА
Покровский бульвар, 11, стр. 1 (Корпус R), Вход 3, со стороны Дурасовского переулка.
- R201 Игровые технологии в преподавании финансовой грамотности
- R204 Как участвовать в олимпиадах с максимальной пользой для школьника?
- R205 Креативные индустрии и школьное образование: возможности взаимодействия
- R206 Дизайн в формировании образовательной среды современной школы
- R207 Тренды современного медиаобразования
- R208 Новая грамотность и мягкие навыки
- R301 Как искусственный интеллект поможет улучшить качество преподавания?
- R304 Проект «Учитель-партнер факультета» и новый учебник по обществознанию для 10-11 классов НИУ ВШЭ
- R305 Исследовательская деятельность в школе: как сделать ее полезной для учащихся разного уровня
- R306 Как исследования университетов могут стать опорой для реальных практик школ?
- R307 Школьное китаеведение в современном образовательном ландшафте
- R308 Преференции при поступлении для мотивированных школьников: знания и старания всегда ведут к успеху
Тренды современного медиаобразования
Встреча будет посвящена разговору о вызовах цифрового мира и медиаобразовании. Обозначим возможности использования цифровых инструментов в учебном процессе, а также обсудим важность формирования цифровой культуры педагога, развития навыков медиаграмотности и безопасного поведения в сети у школьников.
Куманева Ирина Петровна, канд. ист. наук, доцент Института медиа.
Преференции при поступлении для мотивированных школьников: знания и старания всегда ведут к успеху
На мастер-классе факультета довузовсокй подготовки мы разберем какие преференции доступны для школ и родителей/учащихся партнерских школ, вовлеченных в довузовское пространство НИУ ВШЭ.
Абрамова Екатерина Сергеевна, заместитель декана Факультета довузовской подготовки
Школьное китаеведение в современном образовательном ландшафте
В докладе будут рассмотрены некоторые особенности развития обучения школьников китайскому языку и культуре Китая в начале XXI столетия, а также вызовы, с которыми сталкивается «школьное китаеведение» как относительно новое направление. В контексте трансформации образовательного ландшафта и принципов дизайна современного учебного курса будут затронуты вопросы учебно-методического обеспечения дисциплин, связанных с китайским языком и страноведением Китая, интеграции в образовательный процесс проектно-исследовательских технологий и использования ресурсов внеурочной деятельности для развития у обучающихся необходимых навыков и умений в соответствии с актуальными нормативными и методическими требованиями.
Сизова Александра Александровна, кандидат исторических наук, доцент, заместитель руководителя Школы востоковедения, руководитель Научно-образовательной секции исследований Китая Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий автор издательства "Просвещение" по китайскому языку, руководитель авторского коллектива линии УМК «Время учить китайский!» (5-11 классы), руководитель Объединения китайского языка Ассоциации учителей иностранных языков г. Москвы
Как исследования университетов могут стать опорой для реальных практик школ?
Секция посвященна вопросам исследований в образовании и использовании результатов исследований в практике работы школ.
У вас будет возможность подключиться к обсуждению, сформулировать дополнительные вопросы экспертам, высказать собственные суждения.
Мероприятие пройдет дискуссионном формате «Аквариум», который позволяет провести небольшие групповые обсуждения в условиях многочисленной аудитории
Среди наших экспертов:
С.Г. Косарецкий, директор цента общего и дополнительного образования им. А.А Пинского Института образования НИУ ВШЭ
О. С. Шалина, педагог-психолог школы "Покровский квартал" г. Москва, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета
М. А. Зенкин, заместитель директора Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург
А. Б. Милкус, заведущий ПУЛ медиакоммуникаций в образовании
Исследовательская деятельность в школе: как сделать ее полезной для учащихся разного уровня
Много раз я слышал от учителей: «Большинство учеников не в состоянии делать эти ваши исследования!».
Но, может быть, и не нужно вести всех старшеклассников одним и тем же путем? Мастер-класс посвящен схеме трех треков, которые можно реализовать не только в селективных школах. Думаю, большинство учеников смогут пойти по одному из этих трех путей, получить важный опыт и немалую пользу от процесса и результата исследования.
Эти треки не делят учеников на «отличников» и «остальных», каждый из них посвящен тем умениям и навыкам, которые не всегда удается развить в обычных условиях.
Файер Владимир Владимирович, заместитель декана Факультета гуманитарных наук по работе с абитуриентами и выпускниками
Проект «Учитель-партнер факультета» и новый учебник по обществознанию для 10-11 классов НИУ ВШЭ
Итоги полуторагодичного существования проекта, возможности, открываемые перед учителями и их учениками, факультетах, о новых правилах и факультетах, которые присоединяются к проекту в 2023-24 уч г.
Будет презенторован вышедший в свет летом 2023 года учебник по обществознанию для 10-11 классов, подготовленный коллективом преподавателей НИУ ВШЭ (руководитель К.В. Сорвин).
Сорвин Кирилл Валентинович, заместитель проректора, доцент кафедры общей социологии
Как искусственный интеллект поможет улучшить качество преподавания?
Вы узнаете о концепциях аналитического и генеративного ИИ и их потенциальном вкладе в решение педагогических задач.
Ведущие представят инструмент «Ассистент учителя», способный автоматически переводить аудиозапись урока в текст, анализировать и предоставлять детальные отчеты и метрики, такие как распределение времени на уроке, эмоциональная тональность речи, использование разных приемов общения и другие параметры. Завершится мероприятие практическим занятием, в ходе которого участники смогут опробовать инструмент и обсудить его практическое применение.
Приглашаем присоединиться к этому мастер-классу, чтобы погрузиться в мир искусственного интеллекта в образовании и освоить его применение в повседневной педагогической практике.
Надежда Бысик, исследователь академической лаборатории ООО «СберОбразование»
Павел Сергоманов, исследователь академической лаборатории ООО «СберОбразование»
Дизайн в формировании образовательной среды современной школы
На мастер-классе вы познакомитесь с актуальными подходами к проектированию на примерах реальных проектных кейсов брендинга образовательных институций и проектирования интерьерных пространств
Логутова Наталья Леонидовна, заместитель руководителя Школы дизайна
Аристова Ульяна Викторовна, профессор Школы дизайна, академический руководитель образовательных программ «Современные технологии преподавания дизайна и искусства», «Дизайн»
Креативные индустрии и школьное образование: возможности взаимодействия
Мы рассмотрим разнообразные форматы взаимодействия современной школы и креативных институций, возможностей внедрения проектного образования и инновационных систем проектирования образовательных программ и моделей обучения, с использованием инструментов цифровой среды.
Ривчун Татьяна Евгеньевна, заместитель декана Факультета креативных индустрий
Аристова Ульяна Викторовна, профессор Школы дизайна, академический руководитель образовательных программ «Современные технологии преподавания дизайна и искусства», «Дизайн»
Как участвовать в олимпиадах с максимальной пользой для школьника?
Олимпиады Вышки – это не только соревнования. Интеллектуальные состязания становятся масштабными образовательными проектами, а также площадкой для профориентации. О том, на что обращать внимание школьников, и как участвовать в олимпиадах с максимальной пользой расскажут эксперты Управления развития интеллектуальных состязаний и Лабораторий разных факультетов Вышки.
Гулина Дарья, начальник отдела внешних коммуникаций Управления развития интеллектуальных состязаний
Игровые технологии в преподавании финансовой грамотности
Эксперты продемонстрируют, как использовать готовые игры, разработанные благотворительным фондом «Вклад в будущее», а также научат проектировать собственные для проведения занятий и внеурочных мероприятий по финансовой грамотности.
Леушина Дарья Сергеевна, заместитель начальника отдела организации обучения педагогов Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ
Хуруджи Анна Павловна, начальник отдела планирования и отчетности Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ
Осипова Нина Анатольевна, руководитель программы «Финансовая грамотность» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
16:30 – 17:30
СЕКЦИЯ «ПОДГОТОВКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ: ОПЫТ ЭКОШКОЛЫ НИУ ВШЭ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ «ЭКОЛОГИЯ – ДЕЛО КАЖДОГО»»
A209 Покровский бульвар, 11, стр. 10 (Корпус А), Вход 3, со стороны Дурасовского переулка.
Ключевые области проектов: предпринимательство, экономика и медиа, развитие государства и общества, биология и экология
16:30 – 18:15
ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
R208, холл Покровский бульвар, 11, стр. 1 (Корпус R), Вход 3, со стороны Дурасовского переулка.
21 октября, суббота
Очное участие: площадки партнерских школ
Для участия в работе площадок необходимо пройти регистрацию по ссылкам под названиями площадок.
10:00 – 15:00
АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Развитие читательской компетенции: система, педагогические приемы, методическое сопровождение учителей
Адрес: Ильинский подъезд, 2 стр. 1, Жуковка, Московская область. Организован трансфер от Метро «Крылатское», время отбытия 09:15 21 октября.
10:00 – 12:00
ГБОУ Г. МОСКВЫ «ШКОЛА № 1409»
Перспективы развития предпринимательских классов
Адрес: ул. Авиаконструктора Микояна, д. 2 (метро «Динамо», «ЦСКА»)
10:00 – 13:00
ГБОУ Г. МОСКВЫ «ШКОЛА № 1409»
Опыт Москвы по работе предпрофессиональных медиаклассов
Адрес: ул. Авиаконструктора Микояна, д. 2 (метро «Динамо», «ЦСКА»)
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1409»: Опыт Москвы по работе предпрофессиональных медиаклассов
В программе:
-
Дискуссия для педагогов «Обучение медиаграмотности в школе. Современные вызовы»
-
Семинар «Связь литературы и медиасферы на основе учебных пособий гуманитарного цикла»
-
Лекция «Развитие научного подхода в процессе реализации проекта «Медиакласс в московской школе» на уровне проектной деятельности старшеклассников с использованием Президентской библиотеки»
Адрес: ул. Авиаконструктора Микояна, д. 2 (метро «Динамо», «ЦСКА»)
20 октября, пятница
Онлайн участие
11:00 – 12:15
ПЛЕНАРНАЯ ДИСКУССИЯ «РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА»
Эксперты в области общего образования обсудят новые задачи школы и университета, дальнейшее развитие цифровизации и образ современного школьного управленца.
13:00 – 14:30
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ЛИЦЕЯ НИУ ВШЭ
- Цифровая трансформация и электронная платформа Лицея НИУ ВШЭ
- Использование онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ для реализации школами учебных программ
- Социально полезная деятельность (СПД) в Лицее НИУ ВШЭ
- Инструменты развития критического мышления в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ
- Конференция для школьников «Наука с 1000 лиц»
14:45 – 16:15
МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ ЭКСПЕРТОВ НИУ ВШЭ И ПАРТНЕРОВ ФОРУМА
- Игровые технологии в преподавании финансовой грамотности
- Исследовательская деятельность на уроках географии и сотрудничество с Факультетом географии
- Использование возможностей искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка
- Как вести успешный telegram-канал про образование
- Как объяснить школьнику, кто такой политолог и чем он занимается в современной России? Лекция в рамках празднования 25-летия политологии в ВШЭ
- Как исследования университетов могут стать опорой для реальных практик школ?
- Проект «Учитель-партнер факультета» и новый учебник по обществознанию для 10-11 классов НИУ ВШЭ
- Филологическая магистратура для учителей: учителя-исследователи
16:30 – 17:30
МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ ЭКСПЕРТОВ НИУ ВШЭ И ПАРТНЕРОВ ФОРУМА
- Кадровый резерв для учителей информатики от Яндекс Учебника»
- Как организовать проектную работу старшеклассников в ИТ- сфере: содержание, технология, ресурсы
- Как создать работающий родительский клуб в школе
- Новые и новейшие речевые жанры на уроках словесности
- Образование построенное на данных в общеобразовательной школе: завтрашние планы и сегодняшние реалии
- Подготовка междисциплинарных проектов для федеральных и международных конкурсов: опыт Экошколы НИУ ВШЭ и Международной премии «Экология – дело каждого»
- Развитие исследовательских компетенций школьников в условиях разнообразия направлений современной лингвистики
21 октября, суббота
Онлайн участие
10:00 – 12:00
Делимся опытом Москвы и перспективами развития предпрофессиональных предпринимательских и медиаклассов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1409»
10:00 – 13:00
Обучение медиаграмотности в школе. Современные вызовы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1409»
10:00 - 11:30
Проект, исследование и использование искусственного интеллекта
Институт экологии НИУ ВШЭ, Технологическая платформа «Технологии экологического развития», Ассоциация стипендиатов Фонда им. В.И. Вернадского, студенты и аспиранты российских вузов, проет «Эколаб»