«У нас нет гражданской истории»: интервью с О.В. Будницким
В «Огоньке» вышло интервью с О.В. Будницким о патриотических учебниках и использовании истории в политических целях, о мифотворчестве и массовом сознании, о поиске идеального героя русской истории и необходимости донести до широкой публики имена достойных «простых» граждан — ученых, врачей, юристов, не политиков и не полководцев.
В «Огоньке» вышло интервью с О.В. Будницким о патриотических учебниках и использовании истории в политических целях, о мифотворчестве и массовом сознании, о поиске идеального героя русской истории и необходимости донести до широкой публики имена достойных «простых» граждан — ученых, врачей, юристов, не политиков и не полководцев:
<...> Невозможно (и не нужно) отрицать выдающуюся роль государственных деятелей в истории страны. Выдающаяся — не обязательно означает позитивная. Однако в российской истории было множество замечательных людей, известных специалистам, но вовсе не известных широкой публике. К примеру, в России не один раз случались эпидемии чумы и холеры, унесшие десятки, если не сотни тысяч жизней. А кто с ними боролся? Каким образом они были ликвидированы? Или судебная реформа 1864 года, самая успешная из реформ Александра II. Кто и каким образом претворял ее в жизнь? Как система функционировала? Имена многих, конечно, хорошо известны юристам и историкам, но в общественном сознании вряд ли вызывают резонанс даже самые знаменитые имена, вроде одного из «детей» судебной реформы, выдающего юриста Анатолия Федоровича Кони. Кому сейчас что-то говорит имя доктора Гааза, тюремного врача и филантропа? Строя гражданское общество, чрезвычайно важно сделать общеизвестными имена граждан (даже если по своему формальному статусу они были подданными российского императора). Это же до некоторой степени относится и к истории науки. В России не так много Нобелевских лауреатов, а может ли кто-нибудь с ходу сказать, как звали первого из них? Это был Мечников или Павлов?
Полный текст интервью читайте здесь.