Выездная летняя школа «Принудительный труд в годы Второй мировой войны: анализ документов и обмен международным опытом»
1-7 октября 2015 года студенты и выпускники образовательной программы «История» НИУ ВШЭ приняли участие в выездной школе под руководством профессора Олега Витальевича Будницкого «Принудительный труд в годы Второй мировой войны: анализ документов и обмен международным опытом», проходившей в Берлине (Германия).
Привлечение миллионов людей к принудительному труду во время Второй мировой войны было одним из важных признаков трудовой политики национал-социализма как в самой Германии, так и на оккупированных немцами территориях. Понятие «работник, выполняющий принудительный труд» охватывает множество групп, различающихся по характеру трудовых отношений, статусу и способу набора на работу, социальному положению, правовым основаниям занятости, а также длительности и обстоятельствам трудовых отношений. В различных странах до сих пор используются самые разные определения принудительного труда – от подневольных работ в похожих на концентрационные лагерях до принуждения к работе с выплатой небольших пособий местными биржами труда. Основными задачами выездной школы стали осмысление феномена массового использования национал-социалистами принудительного труда в военный период; знакомство с документами и памятниками, сохранившими индивидуальную и коллективную память жертв политики Третьего рейха; изучение опыта конструирования политики памяти в современной Германии и опыта организации музейного пространства как пространства памяти.
Одним из центральных событий второго дня школы стало посещение музея «Берлин-Карлсхорст», расположенного на историческом месте капитуляции вермахта в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. В послевоенный период нынешнее здание музея использовалось в качестве резиденций Советской военной администрации в Германии, в 1967 году в нем был открыт советский музей капитуляции, который существовал до 1994 года. В настоящее время музей является единственным двусторонним учреждением, которое курируется одновременно Германией и Россией. В этой связи музей уникален своей концепцией презентации войны на Восточном фронте с учетом обеих точек зрения. Точки зрения в данном случае – это различные способы говорить о войне. В рамках одного музея таким образом представлены разные истории войны – политическая и социальная, коллективная и личная. В музее представлено большое количество современного интерактивного материала – фотографий, видеозаписей, инсталляций. Но также в экспозицию вошли и экспонаты бывшего советского музея капитуляции – например, диорама изображающая взятие советскими солдатами Рейхстага.
Во второй половине дня нас ждало посещение еще одного музея, а именно берлинского Еврейского музея, посвященного почти двум тысячелетиям немецко-еврейской истории. Музей имеет впечатляющую конструкцию, выполненную в том же стиле (деконструктивизм), что и Мемориал памяти убитых евреев Европы. Музей состоит из двух зданий: старого барочного здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем — Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда. Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединены через подземный этаж. Однако в Еврейский музей нет не только входа – его цинковый фасад с хаотическими узкими оконными прорезями-амбразурами выстроен так, что по нему невозможно понять, сколько внутри этажей и вообще есть ли они. Зайдя внутрь мы обнаружили, что и внутренне пространство музея не менее трудночитаемо по сравнению со знакомой нам классической моделью музея. Пол расположен под наклоном, а стены и переходы нарочито ассиметричны, что создает легкое головокружение и потерю ориентации. Пройдя по коридору мы попали в «Башню Холокоста» – небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху, затем в «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стел: 48 — наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль, и 49-я — наполненная землей, привезенной из Израиля. Имея ограниченное количество времени мы лишь мельком успели изучить открывшееся перед нами изобилие вещей и смыслов. Пожалуй, одной из наиболее характерных черт организации пространства и экспозиции музея является хаотическая сменяемость ее форм, бесконечное разнообразие способов воздействия на посетителя, развлекательная форма презентации исторического материала, изобилие видео- и аудиоперфоманса.
4 октября мы отправились в город Потсдам, расположенный всего в 40 минутах езды от Берлина. Главным пунктом программы стало посещение дворца Цецилиенхоф, где в 1945 году проходила Потсдамская конференция. Нас поразила не только и не столько красота самого дворца, сколько потрясающей красоты парк, расположенный вокруг. В самом дворце мы услышали историю его создания и использования, а также получили возможность посмотреть, как выглядели помещения разных делегаций и сам зал, в котором проходила конференция. Это стало еще одним музеем-памятником, посвященным интересующей нас теме, поэтому все участники смогли ознакомиться с еще одной формой организации музейного пространства.
Последний день школы начался раньше, чем обычно: в 8 утра мы уже стояли у входа в Рейхстаг. Несмотря на то, что нам не удалось посмотреть оставленные советскими воинами в 1945 году надписи в Рейхстаге, мы все же поднялись в стеклянный купол – еще одно архитектурное чудо немецкой столицы, – откуда нам открылся потрясающий вид на Берлин с обзором всех основных зданий. Мы также смогли ознакомиться с непростой историей Рейхстага и погулять по крыше. Вместе с нами Рейхстаг посетил Виталий Владимирович Гельфанд, сын Владимира Гельфанда, в свое время дошедшего до Берлина и увековечившего память о событиях Второй мировой войны в своем дневнике.
Участники школы о поездке
Ирина Махалова, студентка 3 семестра магистратуры Университета Гумбольдта
Школа, прошедшая на этот раз в Берлине, была в большей степени посвящена культуре памяти о войне в Германии. Ребята, некоторые из которых уже посещали аналогичные места памяти в России и Польше, получили возможность сравнить, как организована и поддерживается сегодня память о войне в Германии на примере Берлина. Посещение самых разных музеев и мемориалов позволило понять, как устроено музейное пространство, что немцы делают со своей памятью о войне и той виной, которую они признали. Германо-российский музей Карлсхорст совсем не похож на не так давно возведенный Еврейский Музей, представляющий собой шедевр современной архитектуры, а памятники убитым в годы Холокоста евреям совсем не похож на те, которые мы видели ранее в Польше. Таким образом, эта поездка стала расширением уже существующего опыта, дала ее участникам новые стимулы к изучению Второй мировой войны, а также заставила поставить новые вопросы, о которых мы раньше не задумывались. Живя в России в атмосфере давно уже сформировавшейся культуры памяти о Великой Отечественной войне, мы столкнулись с совершенно другими представлениями о Второй мировой войне, о трагедии еврейского народа и других категорий жертв национал-социализма.
Прошедший совместно со Свободным Университетом Берлина семинар позволил нам обменяться опытом работы с немецкими студентами, которые на основе интервью с бывшими Остарбайтерами пишут свои докторские диссертации. Мы поняли, как они работают с такого рода источниками, на что обращают внимание в первую очередь, какие вопросы всплывают при более глубоком рассмотрении вопроса о коллективной памяти. Полученный опыт участники семинара смогут в дальнейшем использовать при написании собственных работ.
Особое место в программе заняло посещение бывшего концентрационного лагеря Заксенхаузен, который находится всего в часе езды от Берлина. Большая часть участников посетила подобное место впервые, и это не могло не произвести сильное впечатление, учитывая впечатляющую экспозицию музея.
Анна Каргашина, студентка 4 курса бакалавриата Школы исторических наук
Поездка в Берлин в рамках школы «Принудительный труд в годы Второй мировой войны: анализ документов и обмен международным опытом” дала нам, во-первых, возможность познакомиться с Берлином. Не все участники школы бывали в столице Германии ранее. Безусловно, знакомство получилось эмоциональным, своими глазами мы увидели то, о чем читали в исследованиях, документах, мемуарах и дневниках. Это и концентрационный лагерь Заксенхаузен, и дворец Цецилиенхоф, и информационно-выставочный центр “Топография террора”, построенный на месте разрушенного здания гестапо, и Рейхстаг, и музей Карлхорст, в котором в ночь с 8-9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Ярким впечатлением осталось наше участие в семинаре Свободного университета Берлина. На мой взгляд, архив устных интервью, собранный участниками проекта “Принудительный труд 1939-1945. Воспоминания и история”, это та база данных, на основе которой может быть написана еще ни одна исследовательская работа. Берлинские студенты, работающие над докторскими диссертациями по материалам архива, поделились с нами опытом анализа устных источников, подробно рассказали о процессе сбора интервью и их верификации. Также нам было предложено самим ознакомиться с интерфейсом сайта, проработать несколько кейсов и поделиться своими мыслями с группой участников семинара. Обсуждение получилось живым и продуктивным, каждый обращал внимание на разные аспекты повествования респондентов, но, тем не менее, нам удалось провести параллели и найти много общего во всех интервью. На мой взгляд, “обмен опытом” действительно состоялся, мы приехали в Берлин со своим представлением о войне, со своими образами и, возможно, штампами. Пообщавшись с экскурсоводами, авторами экспозиций, аспирантами Свободного университета Берлина многие стереотипы о современном восприятии войны жителями Германии того времени и времени настоящего, как мне кажется, были разрушены. Я думаю, каждый из нас вернулся домой с новыми мыслями и идеями для будущих исследований.
Александра Маслова, студентка 3 курса бакалавриата Школы исторических наук
За эту неделю, проведенную в прекрасной компании студентов-историков и преподавателей, я получила бесценный опыт, массу впечатлений и новых исследовательских целей. Во-первых, хочется отметить посещение мемориалов жертвам национал-социализма, которые произвели на меня большое впечатление и помогли взглянуть на память о катастрофе с другого ракурса. Во-вторых, меня поразили музей Кархлсхорст и Еврейский музей. Они совершенно разные: Еврейский музей выполнен в современном стиле и представляет собой шедевр современной архитектуры, в отличие от музея Карлсхорст, которые располагается в здании, где был подписан акт о капитуляции Германии. Не могу не сказать о нашей поездке в Потсдам, где нам удалось посетить дом, в котором проводилась Потсдамская конференция 1945 года, и буквально прикоснуться к истории. Кроме того, в Потсдаме мы погуляли по прекрасному району Александровка, а также посетили знаменитый парк Сан-Суси, где располагается знаменитый дворец Сан-Суси, принадлежавший Фридриху Великому.
Особенно хочется отметить семинар в Свободном университете Берлина, где немецкие студенты поделились с нами опытом работы с интервью бывших Остарбайтеров на примере собственных диссертаций. Лично для меня это бесценный опыт, так как я сама занимаюсь данной тематикой. Благодаря этому семинару, мне удалось получить ответы на интересующие меня вопросы, а также узнать о новых источниках для собственного исследовательского проекта. Большое впечатление на меня произвела поездка в музей Заксенхаузен, где ранее находился концлагерь. Посещение этого места оказало сильнейшее эмоциональное влияние и позволило прочувствовать преступность нацистской политики. Хочется еще раз поблагодарить Олега Витальевича Будницкого за возможность участия в школе и за то, что он вдохновляет нас на изучение Второй мировой войны, Людмилу Геннадьевну Новикову за ее поддержку мероприятия, Ирину Махалову за то, что показала нам Берлин и его культурную жизнь, Ирину и Андреаса за прекрасную организацию и помощь!
Дарья Новожилова, студентка 3 курса бакалавриата Школы исторических наук
Свершилась долгожданная поездка в Германию! В течение недели мы – студенты и преподаватели – успели побывать не только в Берлине, но и в его окрестностях.
Одним из ярких впечатлений стала для меня поездка в Потсдам. По дороге в Потсдам мы остановились на «шпионском мосту», о котором О. В. Будницкий прочел небольшую лекцию, чем ни капли нас не удивил – где бы мы ни останавливались, Олег Витальевич мог экспромтом провести об этих местах экскурсию для студентов. Затем в Потсдаме, милейшем городке неподалеку от Берлина, наша группа отправилась во дворец Цицилиенхоф, где проходила последняя из трех конференций Большой Тройки. Когда-то он принадлежал кронпринцу Вильгельму и его супруге, принцессе Цицилии, в честь которой он и получил свое название. Меня восхитила роскошь кабинетов Сталина, Черчилля и Трумэна, богатая библиотека в главном зале; внутри дворец «пропитан» двадцатым веком, а снаружи он похож на старинную усадьбу.
Окончательно же мы покорили Берлин (а он нас) в последний день пребывания, поднявшись на купол Рейхстага. С высоты открылась панорама города, и перед нами во всей красе предстали телебашня, Тиргартен, улица посольств… Берлин – это место, куда хочется вернуться!
Алина Волошина, студентка 3 курса бакалавриата Школы исторических наук
Проходившая в Германии выездная школа стала для меня уникальным опытом. Всего за неделю мы успели посетить наиболее важные для темы нашей поездки музеи и мемориалы. В связи с тем, что я интересуюсь еврейским вопросом, наибольшее впечатление на меня произвел Еврейский музей. Концепция всего музея показалась мне довольно необычной. Благодаря архитектурным приемам, которые использовал Даниэль Либескинд в своем проекте, посетитель погружается в определенную атмосферу, из которой не выходит на протяжении своего нахождения в музее. Одним из наиболее эмоционально-напряженных мест в музее мне показался коридор с железными лицами с выражениями ужаса, звенящими под ногами.
Приятный бонус данной поездки – мы приехали в Берлин в период праздников! А именно – День падения Берлинской стены и День объединения Германии. Это было очень интересным опытом, так как мы соприкоснулись с немецким колоритом, традициями, почувствовали себя частью другой культурной среды.
Дмитрий Котилевич, студент 2 курса бакалавриата Школы исторических наук
Школа в Берлине подарила нам прекрасную возможность ознакомиться с культурой памяти о Второй мировой войне в Германии. Лично для меня эта поездка стала посылом, толчком к изучению темы принудительного труда в XXвеке, однако Германия – далеко не единственный участник Второй мировой войны, использовавший подневольный труд. Исследование данной проблемы актуально и для других государств: Японии, Британии, и, разумеется, стран бывшего СССР. Я очень надеюсь, что пример Германии в ближайшем будущем может помочь нам повлиять на политику памяти в своей стране.
Свершилась долгожданная поездка в Германию! В течение недели мы – студенты и преподаватели – успели побывать не только в Берлине, но и в его окрестностях.
Одним из ярких впечатлений стала для меня поездка в Потсдам. По дороге в Потсдам мы остановились на «шпионском мосту», о котором О. В. Будницкий прочел небольшую лекцию, чем ни капли нас не удивил – где бы мы ни останавливались, Олег Витальевич мог экспромтом провести об этих местах экскурсию для студентов. Затем в Потсдаме, милейшем городке неподалеку от Берлина, наша группа отправилась во дворец Цицилиенхоф, где проходила последняя из трех конференций Большой Тройки. Когда-то он принадлежал кронпринцу Вильгельму и его супруге, принцессе Цицилии, в честь которой он и получил свое название. Меня восхитила роскошь кабинетов Сталина, Черчилля и Трумэна, богатая библиотека в главном зале; внутри дворец «пропитан» двадцатым веком, а снаружи он похож на старинную усадьбу.
Окончательно же мы покорили Берлин (а он нас) в последний день пребывания, поднявшись на купол Рейхстага. С высоты открылась панорама города, и перед нами во всей красе предстали телебашня, Тиргартен, улица посольств… Берлин – это место, куда хочется вернуться!