• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выездная летняя школа «Принудительный труд в годы Второй мировой войны: анализ документов и обмен международным опытом»

1-7 октября 2015 года студенты и выпускники образовательной программы «История» НИУ ВШЭ приняли участие в выездной школе под руководством профессора Олега Витальевича Будницкого «Принудительный труд в годы Второй мировой войны: анализ документов и обмен международным опытом», проходившей в Берлине (Германия).

     Тринадцать студентов и выпускников образовательной программы «История» - стажеров-исследователей Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, а также участников научно-учебной группы «Социальная история Второй мировой войны» приняли участие в выездной школе под руководством директора Центра профессора Олега Витальевича Будницкого «Принудительный труд в годы Второй мировой войны: анализ документов и обмен международным опытом», проходившей в Берлине (Германия). Школа прошла при финансовой поддержке Фонда им. Ф. Эберта. Организационную поддержку мероприятию оказывали заместитель директора Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Людмила Геннадьевна Новикова, референт по вопросам истории и гражданского общества Фонда им. Ф. Эберта Вера Сергеевна Дубина и менеджер программы Ирина Витте.

     Привлечение миллионов людей к принудительному труду во время Второй мировой войны было одним из важных признаков трудовой политики национал-социализма как в самой Германии, так и на оккупированных немцами территориях. Понятие «работник, выполняющий принудительный труд» охватывает множество групп, различающихся по характеру трудовых отношений, статусу и способу набора на работу, социальному положению, правовым основаниям занятости, а также длительности и обстоятельствам трудовых отношений. В различных странах до сих пор используются самые разные определения принудительного труда – от подневольных работ в похожих на концентрационные лагерях до принуждения к работе с выплатой небольших пособий местными биржами труда. Основными задачами выездной школы стали осмысление феномена массового использования национал-социалистами принудительного труда в военный период; знакомство с документами и памятниками, сохранившими индивидуальную и коллективную память жертв политики Третьего рейха; изучение опыта конструирования политики памяти в современной Германии и опыта организации музейного пространства как пространства памяти.

     Первым пунктом программы стало посещение информационно-выставочного центра «Топография террора» (нем. Topographie des Terrors), проект которого существует в Берлине с 1987 года, когда в полуразрушенных подвалах гестапо открыли выставку о преступлениях нацистов. В 2010 году для центра было построено специальное здание, расположившееся на месте бывших штаб-квартиры тайной государственной полиции – гестапо, гестаповской тюрьмы и, начиная с 1939 года, – штаб-квартиры имперской службы безопасности. Мы посетили основную экспозицию музея, занимающую внушительную площадь – 800 кв. м. Она рассказывает о центральных институтах и учреждениях СС, о полиции Третьего рейха и устройстве системы государственного насилия во время нацистского режима. Однако центральное место в экспозиции занимает не только изображение системы террора, но и рассказ о его жертвах и различных группах жертв. Кроме того, в информационно-выставочный центр входит документационный центр «Подневольный труд в период национал-социализма», расположенный на территории сохранившейся «исторической застройки» – жилых бараков бывшего лагеря для «лиц подневольного труда Шёневайде GBI-Lager 75/76». Возникновение и развитие этого центра тесно связаны с изменениями отношения к прошлому в немецком обществе — c денацификацией и «проработкой прошлого», его переосмыслением (нем. Geschichtsaufarbeitung, Vergangenheitsbewältigung). Начавшись с юридических мероприятий этот процесс стал важнейшей частью национальной и культурной самоидентификации современных немцев.


     Продолжая наше «топографическое» исследование мы отправились на север по Вильгельмштрассе – «министерской улице», ставшей палимпсестом общественно-политической жизни Германии двух прошлых веков. Целью нашего маршрута был расположившийся между Бранденбургскими воротами и элементами бункера бывшего руководства нацистской Германии Мемориал памяти убитых евреев Европы. Идея создания в Берлине центрального мемориала в память о Холокосте зазвучала в кругах общественности в конце 80-х годов, а после объединения Германии получила свое конкретное пространственное решение – правительство отвело территорию под строительство монумента там, где еще недавно пролегала мертвая зона пограничной полосы вдоль Берлинской стены. Спроектированное нью-йоркским архитектором Питером Айзенманом пространство из более чем 2 700 серых плит представляет собой масштабный символ безымянной человеческой трагедии. Как и другие мемориалы жертвам национал-социализма (цыганам, гомосексуалистам, жертвам программы Т-4), которые мы успели посетить, Мемориал памяти убитых евреев стал частью современной городской среды, вторгся в структуры повседневности, отражая живую память настоящего о прошлом.


     Заключительным мероприятием первого дня стал семинар, организованный для участников школы фондом «Память, ответственность, будущее» («Erinnerung, Verantwortung und Zukunft», «EVZ»). Фонд был учрежден в 2000 году прежде всего для выплаты компенсаций бывшим подневольным работникам, которая завершилась в 2007 году. Темой обсуждения стали задачи, которые ставит перед собой фонд в настоящее время, а именно поддержка различных проектов, направленных на преодоление последствий принудительного труда при национал-социализме. В Европе этот процесс по-прежнему находится на различных стадиях развития. В Германии и в бывших оккупированных национал-социалистским режимом странах или их государствах-преемниках кроме того существуют и иные группы жертв политики национал-социализма, еще не нашедшие должного места в соответствующей культуре исторической памяти. Данные группы в Германии часто обозначаются понятием «забытые» жертвы национал-социализма. В ходе презентации работы фонда мы получили возможность узнать о тех конкретных действиях, которые предпринимаются в настоящее время для поддержки людей, ставших жертвами социально-экономической политики национал-социализма.

     Одним из центральных событий второго дня школы стало посещение музея «Берлин-Карлсхорст», расположенного на историческом месте капитуляции вермахта в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. В послевоенный период нынешнее здание музея использовалось в качестве резиденций Советской военной администрации в Германии, в 1967 году в нем был открыт советский музей капитуляции, который существовал до 1994 года. В настоящее время музей является единственным двусторонним учреждением, которое курируется одновременно Германией и Россией. В этой связи музей уникален своей концепцией презентации войны на Восточном фронте с учетом обеих точек зрения. Точки зрения в данном случае – это различные способы говорить о войне. В рамках одного музея таким образом представлены разные истории войны – политическая и социальная, коллективная и личная. В музее представлено большое количество современного интерактивного материала – фотографий, видеозаписей, инсталляций. Но также в экспозицию вошли и экспонаты бывшего советского музея капитуляции – например, диорама изображающая взятие советскими солдатами Рейхстага.


   

      Во второй половине дня нас ждало посещение еще одного музея, а именно берлинского Еврейского музея, посвященного почти двум тысячелетиям немецко-еврейской истории. Музей имеет впечатляющую конструкцию, выполненную в том же стиле (деконструктивизм), что и Мемориал памяти убитых евреев Европы. Музей состоит из двух зданий: старого барочного здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем — Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда. Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединены через подземный этаж. Однако в Еврейский музей нет не только входа – его цинковый фасад с хаотическими узкими оконными прорезями-амбразурами выстроен так, что по нему невозможно понять, сколько внутри этажей и вообще есть ли они. Зайдя внутрь мы обнаружили, что и внутренне пространство музея не менее трудночитаемо по сравнению со знакомой нам классической моделью музея. Пол расположен под наклоном, а стены и переходы нарочито ассиметричны, что создает легкое головокружение и потерю ориентации. Пройдя по коридору мы попали в «Башню Холокоста» – небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху, затем в «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стел: 48 — наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль, и 49-я — наполненная землей, привезенной из Израиля. Имея ограниченное количество времени мы лишь мельком успели изучить открывшееся перед нами изобилие вещей и смыслов. Пожалуй, одной из наиболее характерных черт организации пространства и экспозиции музея является хаотическая сменяемость ее форм, бесконечное разнообразие способов воздействия на посетителя, развлекательная форма презентации исторического материала, изобилие видео- и аудиоперфоманса.



     4 октября мы отправились в город Потсдам, расположенный всего в 40 минутах езды от Берлина. Главным пунктом программы стало посещение дворца Цецилиенхоф, где в 1945 году проходила Потсдамская конференция. Нас поразила не только и не столько красота самого дворца, сколько потрясающей красоты парк, расположенный вокруг. В самом дворце мы услышали историю его создания и использования, а также получили возможность посмотреть, как выглядели помещения разных делегаций и сам зал, в котором проходила конференция. Это стало еще одним музеем-памятником, посвященным интересующей нас теме, поэтому все участники смогли ознакомиться с еще одной формой организации музейного пространства.
    Уже после обеда мы посетили Голландский квартал; кладбище советских солдат, а также деревню Александровку - русское поселение в Потсдаме. В качестве отдыха, но познавательного, участникам было предложено посетить дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси, подготовив при этом доклады о тех памятниках архитектуры, которые им пришлись по душе. Мы обошли все основные дворцы: Сан-Суси, Новый и Оранжерейный дворцы, а также Фриденскирхе, где находится потрясающая венецианская мозаика. Одновременно участники семинара выступали друг перед другом с докладами, что позволило получить основную информацию по всем сооружениям.



     На пятый день школы нами была запланирована поездка в Свободный университет Берлина (Freie Universität Berlin), в рамках которой состоялся совместный семинар со студентами, работающими над докторскими диссертациями по материалам электронного архива интервью «Принудительный труд 1939-1945». Данный архив является устнобиографическим проектом, собравшим интервью с 590 респондентами из 26 различных стран, говорящих на 25 языках. Интервью проводились в 2005-2006 годах под эгидой Хагенского заочного университета. Избранные биографии очевидцев позволяют составить представление о многообразии судеб и жизненных путей, архив является источником уникальной информации. В докладах-презентациях студенты Свободного университета первоначально продемонстрировали основы работы с интерфейсом архива и затем на примерах из собственных работ обозначили возможные пути и методы работы с содержащейся в нем информацией. За докладами последовало тщательное обсуждение вопросов и проблем, связанных с работой с такого рода источником как интервью. Всем хотелось задать не один вопрос, прояснить множество деталей. Вопросы участников школы нередко дополняли друг друга и развивали единую линию дискуссии.


     Во второй половине дня каждый из нас получил возможность непосредственного знакомства с электронным архивом и опыта аналитической работы с материалами интервью. Работая в парах мы проанализировали тексты интервью нескольких респондентов на употребление местоимений «я – мы» – частоту и сменяемость использования каждой из этих идентичностей, а также контекст ее появления в нарративе. После нескольких часов работы мы рассказали о полученных результатах и впечатлениях. Сложившаяся картина в целом шла вразрез с существующим представлением о том, что в сознании советского человека преобладала коллективная идентичность, определяющая построение нарратива об опыте военного времени. Как отметила руководитель отделения истории Института Восточной Европы Свободного университета профессор Гертруд Пикхан, студенты показали профессиональный уровень работы с текстом и высказали интересные наблюдения в ходе решения поставленной задачи.



     Последний день школы начался раньше, чем обычно: в 8 утра мы уже стояли у входа в Рейхстаг. Несмотря на то, что нам не удалось посмотреть оставленные советскими воинами в 1945 году надписи в Рейхстаге, мы все же поднялись в стеклянный купол – еще одно архитектурное чудо немецкой столицы, – откуда нам открылся потрясающий вид на Берлин с обзором всех основных зданий. Мы также смогли ознакомиться с непростой историей Рейхстага и погулять по крыше. Вместе с нами Рейхстаг посетил Виталий Владимирович Гельфанд, сын Владимира Гельфанда, в свое время дошедшего до Берлина и увековечившего память о событиях Второй мировой войны в своем дневнике.    


     Финальной точкой официальной программы школы стало посещение мемориала и музея Заксенхаузен, где с 1936 по 1945 годы располагался нацистский концентрационный лагерь. Заксенхаузен был не просто одним из многих лагерей смерти, но и административным и тренировочным центром системы террора. В нём располагалась медицинская школа СС, в которой проводились опыты над заключенными. Практически весь персонал концлагерей проходил предварительную стажировку именно в Заксенхаузене. Здесь же располагалась Инспекция концентрационных лагерей, в непосредственной близости находились дома эсэсовских функционеров. Формально Заксенхаузен не являлся местом систематического уничтожения людей – здесь содержались политические враги нацистского режима и лично Гитлера, евреи, гомосексуалисты, цыгане, свидетели Иеговы и др. Однако условия пребывания и тяжелые работы (в Ораниенбурге располагался завод по производству кирпича, на котором заключенные работали в качестве «расходного материала») неумолимо уничтожали попавших туда людей. После начала войны в лагерь стали поступать военнопленные, большинство из которых было здесь же расстреляно. По неполным подсчетам на территории лагеря за время его существования различным образом погибло свыше ста тысяч узников. Экскурсия по мемориальному комплексу с посещением бараков, в которых жили заключенные, больничного барака, тюрьмы, рва для расстрелов со стрельбищным валом, моргом и механизированной виселицей, крематория с несколькими печами и пристроенной в 1943 году газовой камерой произвела на всех неизбежно большое и тяжелое впечатление. В ходе экскурсии мы узнали об отношении немцев к разным категориям заключенных, системе наказаний – например, испытаниях обуви, для которых существовала трасса с девятью различными покрытиями: выбранные узники должны были преодолевать с различным темпом сорокакилометровые дистанции каждый день. В 1944 году гестаповцы усложнили данное испытание, вынуждая узников преодолевать дистанцию в обуви меньших размеров и с мешками весом в десять, а зачастую и двадцать-двадцать пять килограммов. Для большинства участников школы опыт посещения подобного места оказался первым, психологически непростым, но, несомненно, важным для формирования более наглядного по сравнению с книжным представления о нацистской политике.






Участники школы о поездке




Ирина Махалова, студентка 3 семестра магистратуры Университета Гумбольдта


           Школа, прошедшая на этот раз в Берлине, была в большей степени посвящена культуре памяти о войне в Германии. Ребята, некоторые из которых уже посещали аналогичные места памяти в России и Польше, получили возможность сравнить, как организована и поддерживается сегодня память о войне в Германии на примере Берлина. Посещение самых разных музеев и мемориалов позволило понять, как устроено музейное пространство, что немцы делают со своей памятью о войне и той виной, которую они признали. Германо-российский музей Карлсхорст совсем не похож на не так давно возведенный Еврейский Музей, представляющий собой шедевр современной архитектуры, а памятники убитым в годы Холокоста евреям совсем не похож на те, которые мы видели ранее в Польше. Таким образом, эта поездка стала расширением уже существующего опыта, дала ее участникам новые стимулы к изучению Второй мировой войны, а также заставила поставить новые вопросы, о которых мы раньше не задумывались. Живя в России в атмосфере давно уже сформировавшейся культуры памяти о Великой Отечественной войне, мы столкнулись с совершенно другими представлениями о Второй мировой войне, о трагедии еврейского народа и других категорий жертв национал-социализма.
           Прошедший совместно со Свободным Университетом Берлина семинар позволил нам обменяться опытом работы с немецкими студентами, которые на основе интервью с бывшими Остарбайтерами пишут свои докторские диссертации. Мы поняли, как они работают с такого рода источниками, на что обращают внимание в первую очередь, какие вопросы всплывают при более глубоком рассмотрении вопроса о коллективной памяти. Полученный опыт участники семинара смогут в дальнейшем использовать при написании собственных работ.
              Особое место в программе заняло посещение бывшего концентрационного лагеря Заксенхаузен, который находится всего в часе езды от Берлина. Большая часть участников посетила подобное место впервые, и это не могло не произвести сильное впечатление, учитывая впечатляющую экспозицию музея.




Анна Каргашина, студентка 4 курса бакалавриата Школы исторических наук


Поездка в Берлин в рамках школы «Принудительный труд в годы Второй мировой войны: анализ документов и обмен международным опытом” дала нам, во-первых, возможность познакомиться с Берлином. Не все участники школы бывали в столице Германии ранее. Безусловно, знакомство получилось эмоциональным, своими глазами мы увидели то, о чем читали в исследованиях, документах, мемуарах и дневниках. Это и концентрационный лагерь Заксенхаузен, и дворец Цецилиенхоф, и информационно-выставочный центр “Топография террора”, построенный на месте разрушенного здания гестапо, и Рейхстаг, и музей Карлхорст, в котором в ночь с 8-9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Ярким впечатлением осталось наше участие в семинаре Свободного университета Берлина. На мой взгляд, архив устных интервью, собранный участниками проекта “Принудительный труд 1939-1945. Воспоминания и история”, это та база данных, на основе которой может быть написана еще ни одна исследовательская работа. Берлинские студенты, работающие над докторскими диссертациями по материалам архива, поделились с нами опытом анализа устных источников, подробно рассказали о процессе сбора интервью и их верификации. Также нам было предложено самим ознакомиться с интерфейсом сайта, проработать несколько кейсов и поделиться своими мыслями с группой участников семинара. Обсуждение получилось живым и продуктивным, каждый обращал внимание на разные аспекты повествования респондентов, но, тем не менее, нам удалось провести параллели и найти много общего во всех интервью. На мой взгляд, “обмен опытом” действительно состоялся, мы приехали в Берлин со своим представлением о войне, со своими образами и, возможно, штампами. Пообщавшись с экскурсоводами, авторами экспозиций, аспирантами Свободного университета Берлина многие стереотипы о современном восприятии войны жителями Германии того времени и времени настоящего, как мне кажется, были разрушены. Я думаю, каждый из нас вернулся домой с новыми мыслями и идеями для будущих исследований. 




Александра Маслова, студентка 3 курса бакалавриата Школы исторических наук

За эту неделю, проведенную в прекрасной компании студентов-историков и преподавателей, я получила бесценный опыт, массу впечатлений и новых исследовательских целей. Во-первых, хочется отметить посещение мемориалов жертвам национал-социализма, которые произвели на меня большое впечатление и помогли взглянуть на память о катастрофе с другого ракурса. Во-вторых, меня поразили музей Кархлсхорст и Еврейский музей. Они совершенно разные: Еврейский музей выполнен в современном стиле и представляет собой шедевр современной архитектуры, в отличие от музея Карлсхорст, которые располагается в здании, где был подписан акт о капитуляции Германии. Не могу не сказать о нашей поездке в Потсдам, где нам удалось посетить дом, в котором проводилась Потсдамская конференция 1945 года, и буквально прикоснуться к истории. Кроме того, в Потсдаме мы погуляли по прекрасному району Александровка, а также посетили знаменитый парк Сан-Суси, где располагается знаменитый дворец Сан-Суси, принадлежавший Фридриху Великому.
            Особенно хочется отметить семинар в Свободном университете Берлина, где немецкие студенты поделились с нами опытом работы с интервью бывших Остарбайтеров на примере собственных диссертаций. Лично для меня это бесценный опыт, так как я сама занимаюсь данной тематикой. Благодаря этому семинару, мне удалось получить ответы на интересующие меня вопросы, а также узнать о новых источниках для собственного исследовательского проекта. Большое впечатление на меня произвела поездка в музей Заксенхаузен, где ранее находился концлагерь. Посещение этого места оказало сильнейшее эмоциональное влияние и позволило прочувствовать преступность нацистской политики. Хочется еще раз поблагодарить Олега Витальевича Будницкого за возможность участия в школе и за то, что он вдохновляет нас на изучение Второй мировой войны, Людмилу Геннадьевну Новикову за ее поддержку мероприятия, Ирину Махалову за то, что показала нам Берлин и его культурную жизнь, Ирину и Андреаса за прекрасную организацию и помощь! 




Дарья Новожилова, студентка 3 курса бакалавриата Школы исторических наук

Свершилась долгожданная поездка в Германию! В течение недели мы – студенты и преподаватели – успели побывать не только в Берлине, но и в его окрестностях.

Одним из ярких впечатлений стала для меня поездка в Потсдам. По дороге в Потсдам мы остановились на «шпионском мосту», о котором О. В. Будницкий прочел небольшую лекцию, чем ни капли нас не удивил – где бы мы ни останавливались, Олег Витальевич мог экспромтом провести об этих местах экскурсию для студентов. Затем в Потсдаме, милейшем городке неподалеку от Берлина, наша группа отправилась во дворец Цицилиенхоф, где проходила последняя из трех конференций Большой Тройки. Когда-то он принадлежал кронпринцу Вильгельму и его супруге, принцессе Цицилии, в честь которой он и получил свое название. Меня восхитила роскошь кабинетов Сталина, Черчилля и Трумэна, богатая библиотека в главном зале; внутри дворец «пропитан» двадцатым веком, а снаружи он похож на старинную усадьбу.

Окончательно же мы покорили Берлин (а он нас) в последний день пребывания, поднявшись на купол Рейхстага. С высоты открылась панорама города, и перед нами во всей красе предстали телебашня, Тиргартен, улица посольств… Берлин – это место, куда хочется вернуться!




Алина Волошина
студентка 3 курса бакалавриата Школы исторических наук


Проходившая в Германии выездная школа стала для меня уникальным опытом. Всего за неделю мы успели посетить наиболее важные для темы нашей поездки музеи и мемориалы. В связи с тем, что я интересуюсь еврейским вопросом, наибольшее впечатление на меня произвел Еврейский музей. Концепция всего музея показалась мне довольно необычной. Благодаря архитектурным приемам, которые использовал Даниэль Либескинд в своем проекте, посетитель погружается в определенную атмосферу, из которой не выходит на протяжении своего нахождения в музее. Одним из наиболее эмоционально-напряженных мест в музее мне показался коридор с железными лицами с выражениями ужаса, звенящими под ногами.

Приятный бонус данной поездки – мы приехали в Берлин в период праздников! А именно – День падения Берлинской стены и День объединения Германии. Это было очень интересным опытом, так как мы соприкоснулись с немецким колоритом, традициями, почувствовали себя частью другой культурной среды.




Дмитрий Котилевич, 
студент 2 курса бакалавриата Школы исторических наук

Школа в Берлине подарила нам прекрасную возможность ознакомиться с культурой памяти о Второй мировой войне в Германии. Лично для меня эта поездка стала посылом, толчком к изучению темы принудительного труда в XXвеке, однако Германия – далеко не единственный участник Второй мировой войны, использовавший подневольный труд. Исследование данной проблемы актуально и для других государств: Японии, Британии, и, разумеется, стран бывшего СССР. Я очень надеюсь, что пример Германии в ближайшем будущем может помочь нам повлиять на политику памяти в своей стране.




Свершилась долгожданная поездка в Германию! В течение недели мы – студенты и преподаватели – успели побывать не только в Берлине, но и в его окрестностях.

Одним из ярких впечатлений стала для меня поездка в Потсдам. По дороге в Потсдам мы остановились на «шпионском мосту», о котором О. В. Будницкий прочел небольшую лекцию, чем ни капли нас не удивил – где бы мы ни останавливались, Олег Витальевич мог экспромтом провести об этих местах экскурсию для студентов. Затем в Потсдаме, милейшем городке неподалеку от Берлина, наша группа отправилась во дворец Цицилиенхоф, где проходила последняя из трех конференций Большой Тройки. Когда-то он принадлежал кронпринцу Вильгельму и его супруге, принцессе Цицилии, в честь которой он и получил свое название. Меня восхитила роскошь кабинетов Сталина, Черчилля и Трумэна, богатая библиотека в главном зале; внутри дворец «пропитан» двадцатым веком, а снаружи он похож на старинную усадьбу.

Окончательно же мы покорили Берлин (а он нас) в последний день пребывания, поднявшись на купол Рейхстага. С высоты открылась панорама города, и перед нами во всей красе предстали телебашня, Тиргартен, улица посольств… Берлин – это место, куда хочется вернуться!