Отчет стажеров Центра Ирины Махаловой, Елены Кривцовой и Виктории Плецельман об участии в выездном семинаре "Вторая Мировая война и Катастрофа еврейского народа"
Семинар, организованный Международной школой изучения Холокоста Яд Вашем в сотрудничестве с Международным центром истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, проходил со 2-го по 9-е ноября в Иерусалиме (Израиль).
С 1 по 9 ноября 2015 г. в Иерусалиме (Израиль) прошел семинар под названием «Тематика Второй мировой войны и Катастрофы еврейского народа - научные и образовательные аспекты». Семинар был организован Международной школой по изучению Холокоста при музее Яд Вашем (Память и имя) и Международным центром истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ при поддержке фонда «Генезис». В семинаре приняли участие стажеры-исследователи Центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Елена Кривцова, Ирина Махалова и Виктория Плецельман.
Всего в семинаре приняло участие 22 человека из четырех стран: России, Украины, Литвы и Эстонии, причем были приглашены как преподаватели школ и университетов, так и научные сотрудники музеев и архивов, что сделало обсуждения более разноплановыми.
Курс включал в себя 90 часов лекционных занятий на самые разные темы: от истории идиша до истории советского еврейства между двумя мировыми войнами; от темы Катастрофы в искусстве до жизни современного Израиля. Лекции читали ведущие специалисты по истории еврейства и Холокоста на оккупированных советских территориях в годы Второй мировой войны: Илья Лурье, Аркадий Зельцер, Аарон Шнеер, Рафи Ваго, Мордехай Юшковский.
В рамках лекционных занятий работники образовательного центра Яд Вашема презентовали проекты, которыми занимается музей сегодня: «Евреи в Красной Армии»; «Нерассказанные истории» о местах массовых расстрелов и увековечивании памяти Катастрофы на территории бывшего СССР; «Проект имен», в рамках которого по сей день ведется сбор имен погибших в годы Второй мировой войны евреев; «Праведники Народов Мира» и др.
Так как семинар был направлен, в числе прочего, на изучение методики преподавания темы Холокоста в учебных заведениях, Ноа Сигал провела с участниками увлекательное практическое занятие, во время которого каждый должен был вжиться в роль одного из польских евреев и поразмышлять о его судьбе как до, так и во время Второй мировой войны. И это стало одним из наиболее запомнившихся занятий за время семинара, потому что в отличие от привычного изучения истории Катастрофы, когда мы склонны рассуждать о фактах, причинах и следствиях в более общем контексте, здесь мы столкнулись с индивидуальным подходом, который позволил больше проникнуться судьбой каждого отдельно взятого человека.
Фредерик Драчинский провел очень важное занятие, в рамках которого продемонстрировал пару отрывков из «Черной Книги», которые не вошли в книгу, но были обнаружены в личном архиве Ильи Эренбурга. И по сей день ведется работа по выявлению тех частей, которые не были включены по тем или иным причинам в эту книгу, но представляют огромный интерес для историков (наряду с причинами, по которым печатать их не стали).
Организаторы предоставили участникам возможность презентовать свои проекты, чтобы все получили более широкое представление о том, кто чем занимается. И это дало импульс к налаживанию новых контактов, которые участники будут поддерживать и развивать в дальнейшем.
При составлении насыщенной программы семинара организаторам удалось выделить время для того, чтобы дать участникам возможность действительно глубоко прочувствовать культуру Израиля. Небольшие экскурсионные поездки по Иерусалиму и по стране в целом позволили окунуться в историю и ощутить атмосферу страны. Среди обязательных пунктов для посещения были памятники культурного наследия человечества, отмеченные печатью веков. Район старого города в Иерусалиме, храм Гроба Господня, Стена Плача. В этих местах нити времен и различных культур переплетаются, образуя причудливую мозаику, состоящую из ярких образов и легендарных историй. В Иерусалиме можно без труда увидеть картину того, как малыши на детской площадке играют под стенами, возраст которых насчитывает вот уже почти три тысячи лет. Во многих кварталах мусульманские мечети чередуются с еврейскими синагогами и христианскими церквями, а центральный восточный рынок создает непередаваемый колорит, окрашивающий все происходящее яркими красками и наполняющий его экзотическими ароматами.
Поездка на север страны стала второй важной составляющей экскурсионной программы семинара. Посещение мест, связанных с древнееврейской культурой и зарождением христианства, а также прогулка по берегам Мертвого и Галлилейского морей дополнили картину представления участников о том, что представляет собой земля, на которой они находятся. Древние города и многогранная красота израильской природы оставили яркий след в памяти каждого члена группы.
Ярким дополнением к увиденному стала уникальная экспозиция музея Израиля, где участникам семинара было предложено познакомиться с богатствами культуры многих народов, но, прежде всего, с наследием местной истории. В этом контексте необходимо упомянуть о знаменитых на весь мир свитках Мертвого моря, которые были найдены в пещерах, принадлежавших когда-то Кумранской общине. Членам группы удалось не только рассмотреть манускрипты в витрине музея, но и побывать на месте археологических раскопок, а также своими глазами увидеть те места, где свитки когда-то были переписаны, а затем спрятаны в пещерах, где они и лежали тысячелетиями, скрытые от глаз людей.
Однако и не выезжая за пределы Яд Вашем, во время экскурсий территории музейного комплекса участники имели возможность систематизировать свои знания, полученные в ходе лекционных часов и узнать больше о политике сохранения памяти. Людьми, которые на протяжении долгих лет работают с вопросами сохранения памяти, процесс мемориализации событий Катастрофы был показан в динамике исторического развития. Им удалось наиболее живо представить процесс создания образов, отображающих трагедию жертв Холокоста. Участникам были продемонстрированы основные объекты мемориального комплекса, каждый из которых рассматривался как отражение исторического контекста эпохи, в которую он создавался. Кроме того, было показано, что многие особенности и детали освещения определенных тем объясняются готовностью общества к восприятию информации, а также внутренней потребностью сначала к героизации сопротивления, а затем к возвращению имен и обращению к личной истории обычных людей. В ходе экскурсии участники увидели мемориал, посвященный Варшавскому восстанию, а также смогли познакомиться с творчеством художников, которые стали жертвами Холокоста и писали в годы войны. Каждая картина в галерее рассказывает о трагедии человека, а за каждым карандашным наброском стоит судьба художника и его близких. В этих залах каждый смог хотя бы отчасти понять силу чувств одиночества, страха и потерянности, заставлявших художников браться за кисть в надежде уйти от реальности или выразить таким способом свои эмоции.
Невозможно не отметить увлекательную и необыкновенно познавательную экскурсию, проведенную Машей Полак-Розенберг по музею Яд Вашем. В это место приезжают люди со всего мира, чтобы узнать больше о Второй мировой войне и Катастрофе еврейского народа. Прежде всего, необычно архитектурное решение, которое предложили создатели концепции нового музея. Построенное в виде треугольника, здание к тому же имеет постоянный наклон, который заставляет посетителя спускаться все ниже и ниже по мере приближения к самым страшным событиям войны. Маша не просто приводила цифры и факты, но рассказывала историю каждого объекта экспозиции, акцентировала внимание участников группы на отдельных концептуальных находках создателей музея. Интересно, что окончив просмотр основных выставочных залов, посетители как бы оказываются на краю пропасти в зале Памяти, где фотографии на куполе и бесконечные папки с именами жертв по стенам круглого помещения заставляют каждого задуматься о том, насколько важно помнить о трагических событиях тех лет войны. За этим залом следует открытый конец данной экспозиции. Стены, которые на протяжении всего пути словно давили на посетителей, вдруг расступаются и открывают тем самым вид на современный Иерусалим.
В образовательном центре Яд Вашем участники семинара попытались с помощью Фредерика Драчинского ответить на важнейшие и, без сомнения, вечные вопросы, которые не покидают людей с того момента, как страшная трагедия двадцатого века стала возможной: Как обычные люди стали убийцами? Где был Бог, когда убивали евреев? Должны ли быть границы в изображении Холокоста в искусстве? Эти вопросы вызвали оживленные дискуссии среди участников семинара, а записанные на видео ответы историков, священнослужителей, бывших узников лагерей помогли расширить знания по каждому из проблемных вопросов.
Наконец, одним из наиболее впечатляющих пунктов программы стало посещение Детского Мемориала, который направлен на сохранение памяти о тех жертвах немецко-нацистских преступлений, которые, еще не успев узнать радостей мирной жизни, были вынуждены в одночасье повзрослеть, потеряв своих близких. А многие из этих детей погибли ужасной смертью в гетто и лагерях уничтожения. Огни свечей, которые в темноте черного помещения бесконечно отражаются в системе зеркал, напоминают звездное небо, а голос, монотонно зачитывающий имена, возраст и место рождения погибших, символизирует вечную память людей о тех звездах, которые погасли так быстро лишь потому, что их детство пришлось на годы войны.
Таким образом, прошедший семинар, организованный действительно мастерами своего дела, предоставил возможность по-новому взглянуть на многие вопросы; пообщаться со специалистами самых разных областей; обменяться опытом и знаниями с представителями других стран; познакомиться с культурой и политикой памяти Израиля; почувствовать многогранность и уникальность Иерусалима как центра трех мировых религий.
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь