Международная конференция "Искусство или документалистика: фотография в новейшей истории России"
Конференция проходила с 1 по 2 июня в Москве
В 1920-1930-е гг. советские фотографы-авангардисты, в числе которых были Александр Родченко, Елеазар Лангман, Густав Клуцис, Борис Игнатович и Эль Лисицкий, создали новый жанр документальной фотографии. Эти фотографы работали вместе с известными теоретиками ЛЕФа, включая Сергея Третьякова и Осипа Брика, пытаясь создать новый стиль в визуальном искусстве. Этот новый стиль должен был отразить все детали нового советского быта. Фотографы и теоретики ЛЕФа рассматривали новый стиль визуальности как важную составную часть новой советской литературы — Литературы факта. Фотографии должны были, прежде всего, создавать у зрителя ощущение индустриального прогресса, которое, в свою очередь, служило средством формирования нового пролетарского коллективизма. В ранней советской визуальной культуре эти идеи задали тон в обсуждении различий между фотографией и изобразительным искусством, между художественной иллюстрацией «литературы факта» и фотожурналистикой.
В ходе конференции ученые из России, Украины, США и Новой Зеландии постарались ответить на вопрос, как эти дебаты о роли фотографии при социализме повлияли на развитие фотографии и изобразительного искусства в СССР, начиная с 1920-х гг. и до распада Советского Союза. Особое внимание было уделено влиянию этих дебатов на развитие фотографии в советских регионах (вне границ Москвы и Ленинграда), а также на развитие советской фотографии в послевоенный период.
Программа конференции
Организаторы конференции:
- Анджелина Лусенто - научный сотрудник, Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ - alucento@hse.ru
- Джессика Вернеке - научный сотрудник, Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ - dverneke@hse.ru
Лусенто Анджелина Бакли
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Научный сотрудник