Отчет об экспедиции "Белгород в годы Великой Отечественной войны: история и память"
Некоторым студентам образовательной программы «История» Факультета Гуманитарных наук было не суждено начать учебный год 3 сентября. С 3 по 13 сентября 12 студентов разных курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в рамках проекта «Открываем Россию заново» отправились в экспедицию в Белгородскую область под руководством доцента Сета Франклина Бернстейна.
Студенты не только работали в архивах и библиотеках, но и знакомились с местными достопримечательностями, особенностями культуры памяти о Второй мировой войне и других локальных конфликтах, пробовали себя в роли экскурсоводов и выезжали на Прохоровское поле, где состоялось одно из самых крупных танковых сражений в мировой истории. Насыщенная программа экспедиции позволила студентам продуктивно поработать над своими исследованиями, составить детальную картину об истории, культуре Белгорода и Белгородской области в разное время, а свои впечатления и наблюдения ребята обсуждали на семинарах, а потом записывали в дневники экспедиции.
День 1 (3 сентября, понедельник)
Прибытие в Белгород, начало работы в архивах, вечернее подведение итогов
Приехав в Белгород и заселившись в хостелы, участники экспедиции отправились в Государственный архив новейшей истории Белгородской области (далее - ГАНИБО). Заранее ознакомившись с описями, доступными онлайн, студенты заказали материалы по темам своих курсовых и дипломных работ. Помимо этого, для студентов были организованы два общих проекта в которых студенты по своему выбору могли участвовать: составление баз данных про карьерные траектории, вступающих в партию в 30е гг., и про партийцев, которые остались на оккупированных территориях.
Некоторые студенты младших курсов бакалавриата до этого не работали в архивах, а бóльшая часть ребят имела опыт работы лишь в московских, поэтому посмотреть на специфику региональных архивов для всех – большая удача. Прибытие студентов из Москвы вызывало повышенный интерес и энтузиазм у архивных работников, которые старались как можно скорее принести документы.
После заказа дел студенты, оказавшись в новом городе, не преминули ознакомиться с окрестностями, описав свои первые впечатления от города:
День 2 (4 сентября, вторник)
Работа в архивах и библиотеках, пешеходная экскурсия по Белгороду, вечернее подведение итогов
В первой половине дня участники экспедиции продолжили работу над своими и коллективными проектами. Студенты отметили возможность облегченного доступа к региональным документам, которые в московских архивах не всегда доступны.
После работы в архиве студенты совершили пешеходную прогулку по основным достопримечательностям Белгорода. Перед началом экспедиции ребята распределили между собой темы докладов о наиболее значимых местах города, не охваченных организованными экскурсиями, и студенты выступили друг перед другом с сообщениями, попробовав себя в роли экскурсоводов. Они не только рассказывали о конкретных памятниках, но и старались вписать их в общий контекст сформировавшейся в городском культурном пространстве культуры памяти. Помимо прочего, участники экспедиции обратили внимание на оформление и инфраструктуру города:
День 3 (5 сентября, среда)
Работа в архивах и библиотеках
Этот день ребята провели в архивах, продолжая работу с архивными материалами.
После интенсивной работы в архивах студентам было предоставлено свободное время, которое они посвятили дальнейшему изучению города.
День 4 (6 сентября, четверг)
Работа в архивах, продолжение пешеходной экскурсии по Белгороду
Участники экспедиции подготовили настолько подробные доклады, что выполнить запланированную программу за один вечер не удалось, поэтому было принято решение разделить экскурсию на две части. После продуктивного архивного дня мы продолжили прогулку по «городу первого салюта».
День 5 (7 сентября, пятница)
Работа в архивах, экскурсия в музей-диораму «Огненная дуга»
Студенты продолжили искать и находить любопытные документы в архивах для своих исследовательских проектов.
После архивов участников экспедиции ожидало посещение музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление», посвященного танковому сражению под Прохоровкой в июле 1943 г. Музей вызвал неоднозначную оценку: студенты обратили внимание на оригинальное оформление музея, а также отметили тот факт, что в экспозицию были отражены судьбы обычных солдат. Наиболее сильное впечатление на ребят произвела, конечно же, сама диорама – крупнейшая в России.
День 6 (8 сентября, суббота)
Экскурсия к Мемориалу «В честь героев Курской битвы» и посещение музея «Третье ратное поле России» под Прохоровкой
В выходной день студенты могли отдохнуть от продуктивной работы в архивах и посвятить целый день посещению мемориалов, связанных с одним из центральных эпизодов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.
Первый мемориал был создан в 1954 г., перестроен в 1970х гг. представляет собой привычный для военных музеев стоящий на постаменте Танк-34, несколько памятников, сам комплекс окружен траншеями, на территории сохранилась братская могила. Экспозиция музея и фильм, снятый 1960-е гг. и демонстрируемый посетителям музея в конце экскурсии, вызвали неоднозначные мнения среди участников экспедиции. Некоторые ребята отметили также менее очевидные памятники, расположенные на территории комплекса.
Второй музейный комплекс, «Третье ратное поле России» (Прохоровка; 1-е – Куликовское поле и 2-е – Бородинское поле – стоит отметить историческую преемственность между выбранными событиями, курс который был характерен для советского правительства накануне Великой Отечественной войны и достиг пика в 1941-1942 гг.), посвящен Курской битве и крупнейшему танковому сражению Второй мировой войны под Прохоровкой. Он был открыт для посетителей в 2010 г.
День 7 (9 сентября, воскресенье)
Экскурсии в краеведческий музей и музей художественный музей
Воскресный день участники экспедиции провели в Белгороде и посетили Краеведческий и Художественный музеи.
Дима Котилевич
«Такая экспозиция есть почти в любом провинциальном городе и описания не требует – вы можете точно предсказать большую часть эпох и экспонатов, а также степень и характер их освещения прямо перед входом на выставку (что мы и сделали, допустив при этом всего пару неточностей, и это стало хоть каким-то развлечением на время экскурсии)».
Гораздо бóльший интерес студенты проявили к экспозиции Художественного Музея Белгорода. Богатство и разнообразие коллекций приятно удивили участников экспедиции, хотя многие ребята с сожалением отмечают ее хаотичность.
Лиза Солодовникова
«Экспозиция музея состоит из искусства XX-XXI вв., и уже это выделяет его среди других художественных музеев, которые, как правило, стремятся создать экспозицию из классического искусства. Однако музей всё же имеет недостатки, главный из которых – непродуманность экспозиции. Картины представлены очень хаотично, экспозиция не всегда хронологична, отсутствуют какие-либо текстовые пояснения, кроме автора произведения, его названия и дат».
День 8 (10 сентября, понедельник)
Работа в архивах
Набравшись сил в выходные и ознакомившись с целым рядом музеев, студенты провели первый день новой рабочей недели в архивах; некоторые описали наиболее интересные дела в своих дневниках.
День 9 (11 сентября, вторник)
Работа в архивах, круглый стол со студентами и преподавателями Белгородского государственного университета
Вторую половину дня студенты провели на встрече с Белгородскими студентами и преподавателями исторического факультета. Это было любопытное мероприятие для обеих сторон. Помимо дискуссии на историческую тематику и рассказов о профессиональных интересах, ребята и преподавательский состав обсудили общие проблемы в университетской среде.
День 10 (12 сентября, среда)
Работа в архивах и библиотеках, заключительное обсуждение поездки участниками экспедиции
Помимо работы в архивах, на заключительном семинаре под руководством Сета Бернстейна участники экспедиции обсудили достоинства и недостатки этой поездки, поделились впечатлениями о музеях, Белгороде и обсудили особенности культуры памяти в области.
Тимофей Медведев
«В целом экспедицию, как кажется, можно назвать удачной. Мы побывали в уникальном регионе, где особо остро проявляется память о войне, посмотрели, как эти события интерпретируются и подаются для широкой публики в местных музеях».
Елизавета Солодовникова
«Мы говорили о культуре памяти Белгорода, обсудили музеи, в которых мы были в выходные, наши архивные наработки».
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь
Бернстейн Сет
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Научный сотрудник
Заплатина Анастасия Анатольевна
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь
Махалова Ирина Андреевна
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь
Сатыева Мария Евгеньевна
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь