• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет Эллы Россман о стажировке в Музее Холокоста, Вашингтон

Летом 2019 года Элла Россман приняла участие в 6-недельной стажировке в качестве ассистента-исследователя в Центре высших исследований Холокоста при Мемориальном музее Холокоста (Вашингтон, США).

Отчет Эллы Россман о стажировке в Музее Холокоста, Вашингтон

В этом году я закончила магистратуру по истории в московской Вышке. Кроме того, это был мой первый год в качестве преподавательницы Школы культурологии. Летом, аккурат между выпускным в магистратуре и новым рабочим годом, я поехала на шестинедельную стажировку в Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне. 

 

Мы, вместе с еще одним стажером, стажировались в исследовательском центре Музея. Группа его сотрудников, среди которых был и наш куратор, Дэниэл Ньюман, работает над сборником источников по истории Холокоста на территории СССР. Эта сторона Холокоста исследована в США не так хорошо, как Холокост в Германии или Польше. О гонениях на советских евреев мало рассказывают и в университетских курсах, посвященных этой теме. Сотрудники музея делают ридер с фрагментами источников и их описаниями, который позволит включить историю Холокоста в СССР в учебные программы и даст всем желающим возможность сделать первый шаг по направлению к этому материалу. 

 
Мемориальный музей Холокоста, главный вход

Мемориальный музей Холокоста, главный вход 

 

Вот с этим сборником мы и помогали исследователям во время нашей стажировки. Мы с просматривали документы (послевоенные дела над коллаборационистами, то есть советскими гражданами, которые в оккупации стали работать на немцев, например, в полиции; кроме того, документы Еврейского антифашистского комитета) и коротко описывали, что в них есть интересного, какие важные или необычные сюжеты. Надо сказать, материал это был тяжелый, например, один раз мне попались показания пожилого еврея из небольшой украинской деревни о том, как убили его сына. Сам он был портным и пережил Холокост, потому что национал-социалисты решили использовать его труд. До этого были дела, где в подробностях рассказывалось о массовых расстрелах в Житомирской области.

 

По условиям стажировки предполагалось, что мы будем работать и над своими собственными проектами. Я решила поработать над архивами женщин-художниц, переживших Холокост и оставивших после себя визуальные свидетельства об ужасах лагерей и гетто. В основном это рисунки, их в архиве Музея собрано немало. Я работала и с самими произведениями, и с личными документами художниц, и с литературой о них. Искусство выживших в Холокосте и исследования о нем мало известны в России, мне хотелось воспользоваться шансом узнать об этом побольше и сделать свою собственную работу про тех художниц, о которых не пишут и за рубежом.  

 

Вообще надо сказать, архив Музея просто огромный, и он очень здорово организован: электронная база работает бесперебойно, очень многие документы оцифрованы. Кроме того, Музей располагает великолепной тематической исследовательской библиотекой. Работники архива и библиотеки всегда рады помочь и подсказать. Все это делает исследовательскую работу исключительно приятной и радостной. 

 
Рисунок художницы Лили Андре, сделанный ею в лагере Гюрс (Франция, 1940). На этой работе изображена интернированная венгерская еврейка, измученная жарой

Рисунок художницы Лили Андре, сделанный ею в лагере Гюрс (Франция, 1940). На этой работе изображена интернированная венгерская еврейка, измученная жарой 

 

Кроме этих двух проектов, мы со вторым стажером посещали разные научные мероприятия исследовательского центра. Нам очень повезло: в том время, когда мы стажировались, в Музее проходили всевозможные конференции, воркшопы, лекции, семинары, научные доклады других стажеров (их в центре было несколько десятков!). Мне удалось посетить около десяти разноформатных мероприятий и познакомиться с исследователями со всего света, от США до Украины, а также обсудить с ними и с сотрудниками центра тот проект, над которым я работала во время стажировки. Меня очень впечатлил доклад о политике эвтаназии в нацистской Германии, а также о преследовании гомосексуалов в Третьем Рейхе (это была, наравне с евреями, одна из социальных групп, которую национал-социалисты пытались физически уничтожить). Запомнись и еженедельные встречи-знакомства, на которые сотрудники центра и стажеры за вкусным ланчем по очереди рассказывали о себе и о своих исследованиях. Эти встречи помогали наладить контакты с коллегами и позволяли сориентироваться, что происходит в современных Holocaust studies. 

 

В свободное от работы в исследовательском центре время я ходила в музеи и галереи: Национальную галерею искусства, Музей Хиршхорн, Национальный музей женского искусства, Музей афроамериканской культуры и истории, галерею современного искусства Ренвик. Мне удалось послушать лекцию о художественном стиле рококо в Национальной галерее искусства (она была просто невероятной!). На выходных я посетила города Нью-Йорк и Балтимор и даже съездила на Атлантический океан, который увидела впервые в своей жизни. 

 

Вид из Музея Хиршхорн
Вид из Музея Хиршхорн 
 

В целом, могу сказать, что моя поездка получилась чрезвычайно насыщенной и исключительно продуктивной: мне удалось установить контакты с коллегами, которые специализируются в моей области, узнать много нового и проработать большое количество архивных документов и исследовательской литературы. Итогом моей работы станет научная статья о художницах - свидетельницах Холокоста и об их искусстве, а также публицистическая статья о них же. Последнюю я уже пообещала одному небольшому онлайн-журналу о культуре. Кроме того, мне удалось привезти множество сканов статей и различных материалов, которыми я буду делиться со своими студентами на курсах по визуальной культуре и советской истории. 

 

Иными словами, эта стажировка, как я надеюсь, впоследствии будет полезна не только мне, но и другим людям, начиная от коллег-историков и заканчивая учащимися и широкой публикой. Я думаю, в современной России тема Холокоста обсуждается недостаточно и надеюсь хотя бы немного это исправить, реализуя свои новые знания и данные.