«Электра, сестра Палисандра: нарративы фантастического родства и их функции в романах Владимира Шарова»
Cтатья старшего научного сотрудника Центра Ильи Кукулина вышла в сборнике статей «Владимир Шаров: По ту сторону истории» (Новое литературное обозрение).
Эта статья — как и весь сборник, в который она включена — посвящена анализу романов известного русского прозаика Владимира Шарова (1952-2018). В статье анализируется особая нарративная фигура, которую можно назвать абсурдным, или «противоестественным», родством: в некоторых романах Шарова персонаж оказывается сыном или иным близким родственником другого персонажа, с которым он не имеет — или, по опыту предполагаемого «среднего» читателя современной беллетристики, не должен был бы иметь — ничего общего. Впервые эта нарративная фигура возникает в романе «До и во время» (1988–1991): в нем Иосиф Сталин оказывается сыном Жермены де Сталь, дважды возрождавшей себя на протяжении XIX века с помощью корня мандрагоры и превратившейся в третьей своей реинкарнации в российскую дворянку по имени Екатерина Сталь. В последнем романе Шарова «Царство Агамемнона» (2018) главный герой Николай Жестовский — философ, осведомитель НКВД, теневой предприниматель, а в старости -- псевдоправославный "старец", живущий в ските на болотах — во время своих странствий по Советскому Союзу в начале 1930-х годов выдает себя за чудом выжившего великого князя Михаила Романова. Позже, уже в 1970–1980-е, его внук, ставший советским, а затем и российским шпионом в Аргентине, — выдает себя за сына якобы выжившего Михаила Романова, Евгения.
Абсурдное родство мадам де Сталь и Сталина в «До и во время» явственно перекликается с сюжетной основой романа Саши Соколова «Палисандрия»; это произведение вышло в свет в 1985 году, а написано, по-видимому, в первой половине 1980-х — в США, где Саша Соколов жил с 1976 года. Его главный герой Палисандр Дальберг — якобы внук Григория Распутина и одновременно внучатый племянник Лаврентия Берии. Оба писателя, Соколов и Шаров, в своих гротескных «семейных нарративах» сходным образом отреагировали на одну и ту же культурно-политическую проблему, которая стала заметной и значимой для неофициальной литературы в 1980-х годах, а во всей остальной литературе — на рубеже 1980-х — 1990-х: распад советских символических порядков. В статье показано, как рефлексия этого распада приводит Шарова к изобретению нарратива абсурдного родства и как Шаров ретроспективно переосмыслил свои выводы, сделанные в "До и во время", в своем последнем романе. Сюжеты Соколова и Шарова могут быть прочитаны как мрачно-ироническая версия проблемы, о которой совершенно с другой стороны и в другом регистре писал Юрий Слезкин в книге "Дом правительства": советская история не могла быть внутренне связной из-за распада взаимопонимания между поколениями. Соколов и Шаров последовательно изображают сознание, занятое фантазматической, компенсаторной реорганизацией распавшейся преемственности.
Кукулин И. Электра, сестра Палисандра: нарративы фантастического родства и их функции в романах Владимира Шарова // Владимир Шаров: По ту сторону истории / Сборник статей и материалов; под ред. М. Липовецкого и А. де Ля Фортель. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. С. 424-447.