Время назад: темпоральные режимы советской уголовной юстиции
28 октября в 16:00 научно-учебная группа «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР» приглашает на лекцию Анны Разогреевой (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону), доцента, кандидата юридических наук, об «играх со временем» в советской уголовной юстиции.
Название семинара отсылает к известному делу валютчиков 1961 года, в ходе которого Вер-ховным Судом СССР Я. Рокотов, В. Файбишенко и Д. Яковлев за нарушение правил валют-ных операций были осуждены к исключительной мере наказанию – расстрелу. Главная осо-бенность этого дела – применение к осужденным нормы уголовного закона, принятого по-сле совершения преступления. По общему правилу, уголовный закон, принятый после со-вершения преступления и каким-либо образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Но в этом случае общее правило было изменено. Указ Президиума Верхов-ного Совета СССР, которым в санкцию ст. 88 УК РСФСР года было включено наказание в виде расстрела, был принят 1 июля 1961 года, когда Мосгорсудом они уже были пригово-рены к 8, а затем к 15 годам лишения свободы.
Сами по себе категории времени и сроков в советском уголовном и уголовно-процессуаль-ном праве – примета модерного права в варианте Ч. Беккариа, перекочевавшего в советские криминальные кодексы 1920-х годов прямиком и в обход из уложений XIX века. Для предупреждения преступлений важно, чтобы люди знали, какое наказание грозит им за со-вершаемое преступление и имели возможность воздержаться от его совершения (отсюда запрет обратной силы уголовного закона), скорость расследования обеспечивает воздей-ствие справедливого приговора на населения, а срок наказания определяет возможность ис-правления.
Способы обращения со временем (вперед-назад) и сроками (сократить, продлить, зачесть, приостановить, сложить, поглотить) в советской уголовной юстиции гибко подстраивались под запросы очень разного времени – (пред)военного (сроки следствия по максимуму уменьшают), трудового (за трудовое усилие и усердие сроки засчитывают день за полтора), бюрократического (устанавливают контроль за работой следователя).
Каким образом эти игры со временем определили не только форму, но и содержание работы системы советской юстиции? Как они повлияли на современные практики правопримене-ния? Мы поговорим об этом на примере корпуса нормативных актов и судебных решений, принятых за сто с лишним лет – с принятие Декретов о суде (1918 г.) по текущий момент.
Подключайтесь по ссылке: https://us02web.zoom.us/j/83502330493