Артефакты темпоральности: зарисовка с блошиного рынка
9 апреля участники нашей группы совершили прогулку по блошиному рынку в Измайлово. Публикуем рассказ Максима Лукина о впечатлениях и особой темпоральности этого места.
После похода на блошиный рынок в Измайловском Кремле я задумался, что такие вылазки могли бы стать базовой частью курса источниковедения: двигаясь по лабиринтам рынка, неминуемо задаешь вопросы о происхождении, принадлежности, траектории вещи и опыте ее владельцев/продавцов (не всегда совпадающие понятия). Разговор о времени на рынке я разделю на две части: предметом первой станет гетерохронность и временная привязка вещей на рынке (сразу заметный пласт), второй – собственный опыт хождения по его тропам. Кажется, что эпохи сходятся на «развале» в пучок: на одном стенде можно встретить и брошюры 1980-х, и фронтовые дневники, и кассеты 2000-х. Некоторые вещи массового производства – целый стол медицинских инструментов – буквально лишены индивидуального времени; другие, напротив, подчеркнуто уникальны и привязаны к эпохе: фотографии, тексты, самиздатские сборники. После прогулки ощущаешь, как вещь становится источником знания о прошлом.
Время рынка – особое. На входе мы прошли через ряды «профессиональных» антикваров – свежий глаз хочет остановиться, но, оказывается, что самое интересное и неожиданное дальше. Разговоры с продавцами (не самое подходящее слово) длятся долго и наполнены подробностями, часто биографическими (так, надолго запомню продавца пластинок, который в 1980-е был налоговым инспектором на Измайловском вернисаже). По рынку фланируешь, а не спешишь – его время как бы отделено от логики внешнего мира (на Уделке в Петербурге это, странным образом, чувствовалось не так явно).