«Действительность заставляет нас проявлять социологическую любознательность»
Елизавета Чефанова
Окончила с отличием бакалавриат по программе «Культурология» факультета гуманитарных наук и магистратуру по программе «Социология публичной сферы и цифровая аналитика» факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний. Учится на едином треке «магистратура — аспирантура».
Елизавета Чефанова занималась культурологией и могла бы стать куратором выставок, но в итоге выбрала социологию, чтобы больше работать с людьми. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала о том, как изучает миграцию ученых, о книге «Изгой-социолог выходит на улицы» и фетише, связанном с Пушкинским музеем.
Почему я решила заняться наукой
Моей путеводной звездой в науке стал Максим Евгеньевич Маркин. По счастливой случайности я познакомилась с исследовательской деятельностью еще в 10-м классе, когда впервые отправилась на летнюю многопрофильную школу от НИУ ВШЭ. Там и произошло мое судьбоносное знакомство с Максимом Евгеньевичем, который стал моим проводником, я бы даже сказала, крестным отцом в науке. Я благодарна ему за долгие годы совместной работы, за понимание, сочувствие и безусловную веру в меня и очень дорожу нашими отношениями. Не каждый исследователь, еще учась в школе, начинает собирать полевой материал для своих статей. Наверное, я бы не решилась это делать, будучи в академическом вакууме, но благодаря поддержке и наставничеству Максима Евгеньевича все оказалось возможным. Под его руководством мне удалось провести исследование, которое было удостоено первого места в конкурсе «Высший пилотаж», а после доработки опубликовано в ведущем социологическом журнале.
На третьем курсе бакалавриата по рекомендации Максима Евгеньевича я устроилась на работу в Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ. И там под руководством Алены Игоревны Нефедовой я более структурированно представила, как могу интегрироваться в научную среду. Сейчас продолжаю работать стажером-исследователем в Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ на полной ставке.
Параллельно я успешно завершила обучение, получив степень бакалавра культурологических наук, а затем стала магистром социологических наук, еще в мае поступила по первой волне в аспирантуру факультета социологических наук Вышки. Там я продолжу заниматься социологией. Мне до сих пор интересна культурология. Однако ее оптика работает с действительностью как с текстом в широком смысле слова, для исследований обычно применяется контент- или дискурс-анализ, а мне всегда был близок дух веберианства, в обществе я видела не онтологический смысл, а действия индивидов, поэтому хотелось исследовать людей: их оценки, мнения и цифровые следы. Поэтому в магистратуру я пошла на программу «Социология публичной сферы и цифровая аналитика», где добрала необходимый мне методный инструментарий.
Что я исследую
Я противница концептуального винегрета, но в плане интересов меня достаточно сильно штормило. Мое первое исследование было посвящено способам социальной дифференциации денег пенсионерами в российской деревне. Сбор полевого материала был очень увлекательным: я провела около 20 интервью с пенсионерами в одной из деревень Вологодской области и выяснила, что деньги для пенсионеров имеют не только количественное, но и качественное значение: пенсионеры на смысловом уровне разделяют свои доходы в зависимости от источника.
К примеру, пенсия носит для них экзистенциальный характер — это гарантированный минимум, на который они живут, в отличие от единовременных госвыплат, которые они приравнивают к случайным доходам и тратят их на подарки внукам или благотворительность. С этой работой можно ознакомиться в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Она опубликована в соавторстве с Максимом Евгеньевичем Маркиным.
В рамках бакалавриата я занималась гендерными исследованиями и даже записала подкаст по теме своей бакалаврской работы, которая была посвящена христианству в Instagram (запрещен в России). Тогда моей целью было выявление практик эмансипации женщин-христианок за счет цифровых возможностей. Там была определенная подоплека. Я изначально занималась религиоведческими исследованиями в рамках культурологии и была удивлена положением женщин в христианстве и тем, как оно трансформировалось исторически. Поэтому пришла в итоге к гендерной теме на стыке с медиаисследованиями.
Но, поступив в магистратуру, я поняла, что хочу попробовать себя в другой области. Действительность сейчас заставляет нас проявлять социологическую любознательность. В рамках магистерской диссертации я собрала материал по мотивации к отъезду и карьерным стратегиям исследователей, которые эмигрировали из России.
У меня не было задачи количественно оценить масштабы миграции или проследить ее динамику. Моя цель состояла в выявлении факторов, которые способствуют миграции исследователей, оценке проблем, которые существуют сейчас в российской науке, и мер по возможному привлечению ученых. Несмотря на то что я использовала количественный метод (опросы Мониторинга экономики образования) и цифровой метод для анализа контента телеграм-чатов, посвященных эмиграции, они были комплементарны к основному ведущему методу — качественному. У него есть ограничения: мы никогда не можем понять, охватили ли мы достаточно разнородную выборку респондентов. Поэтому я пыталась это уточнять, дополнять, соотносить.
В первую очередь меня интересуют социально-гуманитарные исследователи. С одной стороны, потому, что я сама исследователь социальных и гуманитарных наук, имею две степени. С другой — эта категория в целом является маломобильной. Поэтому мне очень интересно исследовать, почему они уезжают, как строят свои дальнейшие стратегии, что из этого получается. Результаты работы будут представлены в форме доклада на конференции Европейской социологической ассоциации в этом году, также есть ряд идей по публикациям.
А в аспирантуре я хочу заняться сравнительным анализом. Предыдущая, четвертая, волна миграции исследовательских кадров случилась в 1990-х годах, и мне было бы интересно в своей кандидатской диссертации сравнить эти периоды.
Также я вовлечена в многочисленные проекты ИСИЭЗ. Совместно с Аленой Игоревной Нефедовой и другими коллегами в прошлом году мы исследовали эффекты участия во внутрироссийской мобильности для молодых ученых и преподавателей. На опросных данных удалось выявить, что уровень мобильности научно-педагогических кадров мало изменился за последние десять лет и по-прежнему остается невысоким. Причины преимущественно институциональные — сильная концентрация науки и образования в столичных регионах, культурное восприятие мобильности как угрозы потери кадров.
Проведение интервью с учеными, решившимися на мобильность в рамках гранта РФФИ «Перспектива» или программы постдокторантуры, показало, что мобильность оказывает скорее позитивные эффекты: дает возможность закрепиться в науке, определиться со своими научными интересами, найти новую команду единомышленников для совместной работы и повысить свой уровень квалификации и экспертизы. Поэтому такие программы — важный инструмент развития человеческого капитала ученых. Об этом в том числе мы написали в рекомендациях для научно-технической политики. Подробнее об этом можно прочесть в нашей статье в «Вопросах образования».
Социология науки является для меня мейнстримной сейчас, с ней связаны также ряд актуальных проектов, над которыми я работаю: к примеру, анализ международных программ академической мобильности. В этом проекте я вижу в том числе практическую значимость — в ключе подготовки рекомендаций для совершенствования российских программ соответствующей направленности.
Чем я горжусь
У меня есть две серьезные статьи в журналах списка В и С. Это достижение для любого исследователя. Только в этом интервью и маме я могу сказать, что я горжусь тем, что у меня два красных диплома. За всю историю обучения у меня не было оценки ниже 8. Учеба для меня всегда была важной составляющей в жизни. Не только из-за получения знаний и навыков. Когда ты видишь, что ты первый в рейтинге, понимаешь, что делал все не зря.
Еще я горжусь тем, что с первого курса участвую в конференциях. Это инструмент для исследователя, который дает возможность видеть сообщество, с которым ты на связи, в сеть которого ты включен. Я ежегодно принимала участие во всех Апрельских конференциях. Также за моими плечами две конференции от Европейской социологической ассоциации. А в августе я лечу в Португалию, в Порту, где буду представлять результаты своей работы по международной миграции.
Также в этом году я возглавила собственный академический проект «Unlocking Academia: Научная кухня» в рамках программы Академического кадрового резерва НИУ ВШЭ под кураторством Татьяны Владимировны Мамбергер. Для меня это не только новый увлекательный опыт, но и большая ответственность. Я горжусь своей командой: всего за полгода мы сумели грамотно организовать бизнес-процесс — сформировали контент-план, создали телеграм-бота и регулярно публикуем полезные для студентов посты в ТГ-канале проекта. У нас уже около 500 подписчиков, а в сентябре мы запускаем серию воркшопов, на которых разберем интересные для студентов темы: лайфхаки интеграции в академические работы ИИ-инструментов, возможности работы и привлечения финансирования в академии, актуальные международные программы мобильности для студентов и многое другое. Но самый главный результат моей работы как руководителя — это признание и слова благодарности от членов моей группы.
О чем я мечтаю
К сожалению, когда ты очень сильно погружен в учебу и работу, другие сферы жизни уходят на второй план. Так что я мечтаю достичь баланса между работой и жизнью. А с точки зрения науки ближайшее важное устремление — защита кандидатской диссертации и получение статуса кандидата наук. Но если говорить о большой академической мечте, то для меня примером для подражания является Наталья Анатольевна Шматко. Это удивительный ученый, блестящий переводчик и знаток Пьера Бурдье — моего любимого французского социолога. За свою жизнь Наталья Анатольевна добилась признания не только в российской, но и в международной академии: была профессором Страсбургского университета, работала в Центре европейской социологии и многих других ведущих исследовательских центрах. Сейчас я имею уникальную возможность работать с ней в ИСИЭЗ, меня это очень вдохновляет заниматься наукой.
Когда мы даже на жизненные обстоятельства смотрим сквозь научную призму, это делает нас настоящими исследователями.
На мой взгляд, наука живая, она в людях, в социальных связях, в сообществах. Если наука ограничивается набором даже суперважных манускриптов, это уже не наука, а история.
Если бы я не стала ученым
Я всегда себя видела в качестве куратора выставок, так как мое первое образование — культурологическое. Наверное, к этому я и готовилась, даже в рамках практики работала экскурсоводом и помогала в реализации крупного проекта для музея MMOMA — ретроспективы работ основателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида.
Но, честно говоря, профессия куратора достаточно узконаправленная и сильно зависит от твоих контрагентов. Делать выставки на одну и ту же тему из года в год, занимаясь комбинаторикой похожих картин, мне показалось уже не таким интересным. Мне хочется постоянно изучать, пробовать, смотреть что-то новое. Наверное, поэтому я стала исследователем. Хотя до сих пор считаю, что курировать выставки — это просто потрясающая работа.
Если бы я сама делала выставку, я бы предложила концепцию диалога между российскими художниками и зарубежными на материале искусства нонконформистов.
С кем из ученых я хотела бы встретиться
Я мечтаю однажды на международном симпозиуме встретиться с Судхиром Венкатешем. Это исследователь, профессор Колумбийского университета, чьи работы показывают, как социология может быть живой. У него есть замечательная книга «Изгой-социолог выходит на улицы» о шестилетнем исследовании, проведенном в бедных районах Чикаго. Когда ты выходишь в поле, ты сталкиваешься с реальной действительностью, и в этой книге хорошо показано, почему важно не только проводить количественные исследования, но и совершать экспедиции, ходить в поле за информантами, смотреть их жизнь, записывать их диалоги и прочее.
Как устроен мой обычный день
Это во многом зависит от того, есть ли дедлайн или срочные задачи по рабочим проектам, потому что иначе день превращается в одну сплошную работу в офисе, дома и в метро.
Но так как я стараюсь достичь баланса, то стремлюсь уделять время самому важному. Для меня это мои близкие — любимые мама и папа. Если бы не их поддержка, забота и вера в меня, ничего бы не было. У нас очень дружная семья: когда я была маленькой, мы часто собирались в гостиной, читали вслух «Илиаду» Гомера или смотрели семейные фильмы. И сейчас мы встречаемся не только по праздникам, у нас есть совместный культурный досуг: мы ходим на выставки или в театр.
Год назад в моей жизни появился еще один очень важный человек— это мой жених Дмитрий Маринин. Мы готовимся к свадьбе, поэтому много времени уходит на приятные хлопоты. Но все равно соблюдаем важные ритуалы: ежедневно ужинаем вместе, даже если это случается очень поздно, а на выходных регулярно посещаем уроки бальных танцев.
Перед сном я читаю научную литературу. На работе мы больше занимаемся прикладными вещами — подсчетами, написанием текста, анализом. А спокойно читать даже то, что нужно по работе или учебе, лучше в нерабочее время.
Еще я все время стараюсь подрабатывать, преимущественно ассистентом. Поэтому иногда перед сном проверяю работы, заполняю ведомости.
Как бороться с выгоранием
Когда я проводила исследование по международной миграции, заметила, что ученые часто жалуются на выгорание как на общую проблему. Как участник академрезерва, из разговоров с коллегами я понимаю, что это действительно актуальная тема сейчас. Поэтому в рамках проекта Unlocking Academia я попросила добавить модуль «Антихрупкость», где мы рассказываем студентам о том, как стараться объективно реагировать на критику, грамотно распланировать подготовку работы, правильно вести коммуникацию с научным руководителем, с оппонентом, как воспринимать деструктивную реакцию на твою работу, на тебя как личность.
Как не выгорать? Во-первых, обязательно оставаться включенным в личную сеть контактов — поддерживать связь с родными, с друзьями, чтобы у тебя были люди, с кем ты можешь поговорить по душам, пожаловаться, если надо. Во-вторых, иметь приятные ритуалы в течение дня или на выходных, которые наполняют нашу жизнь смыслом, а не превращают ее в комбинацию «дом — работа».
Чем я увлекаюсь
С трех лет я занимаюсь танцами. Ходила в танцевальную школу, и в какой-то момент родители даже думали отдать меня в танцевальное училище-интернат в Санкт-Петербурге. Потом было принято решение, что танцы — это хорошо, но я всегда хотела заниматься интеллектуальным трудом.
Несмотря на свою загруженность, я продолжаю заниматься танцами уже в формате хобби, посещаю студию и занимаюсь там по нескольким направлениям: растяжка, воздушная гимнастика, современные танцы. Когда ты все время сидишь и работаешь головой, твое тело в какой-то момент перестает хорошо тебя слушаться. А когда ты запоминаешь танцевальные движения или повторяешь акробатические связки и у тебя наконец-то получается, это приносит большое удовольствие и помогает развиваться.
Еще я увлекаюсь искусством. Театр и выставки — это моя слабость. Из последнего: я ходила на «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейский музей и центр толерантности, а также в ГМИИ имени Пушкина на «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко».
Что касается театра, недавно смотрела постановку «19.14» в МХТ. Спектакль потрясающий. Вообще люблю формат перформативного искусства, иммерсивные спектакли. Но любимого режиссера у меня нет. Искусство многогранно, и, когда мы что-то для себя выбираем и маркируем как любимое, это не совсем правильно: чтобы разбираться в искусстве и быть погруженным, нужно уважать и принимать все его грани.
Что я в последнее время читала
Перечитывала работы по искусству. Последней была книга Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Мне импонирует его стиль, подача. Эта книга была в списке литературы в бакалавриате. Но когда читаешь по учебе, отношение одно. А когда перечитываешь по велению сердца, понимаешь, почему книга признанная. Пока еще не сподвигла себя на перечитывание «Критики чистого разума» Иммануила Канта, но в планах на лето есть.
Совет молодым ученым
Правильно определить, что тебе действительно интересно. Мне кажется, самая большая пытка — исследовать то, что тебя вообще никак не трогает. Ничего стоящего из этого не выйдет. Профессия исследователя тем и хороша, что ты свободен в выборе темы и оптики. Хочешь — делаешь упор на эмпирический материал, хочешь — углубляешься в теоретическое обследование. Мне кажется, это возможность и роскошь, нежели обязательство. Поэтому я советовала бы выбирать себе темы по духу, подойти к этому не формально, а содержательно.
Второе — это, конечно же, выбор научного руководителя. Если у тебя каждое его сообщение вызывает дрожь, то что-то пошло не так. Я очень рада работать с Аленой Нефедовой. Наш стиль общения и формат коммуникации я бы рекомендовала каждому молодому исследователю. Это совмещение формального и неформального и эмоциональная поддержка.
Любимое место в Москве
ГМИИ имени Пушкина. Я туда часто прихожу даже на постоянную экспозицию. У меня даже есть маленький фетиш — брать туда печатные книги и читать, сидя на первом этаже. Там очень хорошо, прохладно. Позволяет и сконцентрироваться, и погрузиться, особенно в дни, когда не очень много людей.