• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Электростанция — это особый мир, государство в государстве»

Юлия Шуленина

Окончила бакалавриат факультета политологии МГУ и магистратуру факультета искусств МГУ (с отличием). Аспирант 3-го года обучения в Школе дизайна ВШЭ. Тема диссертации: «Советские электростанции в контексте архитектурных концепций авангарда и постконструктивизма».

Юлия Шуленина мечтала работать на раскопках в Египте, но в итоге объектом ее научного интереса стала промышленная архитектура авангарда. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала об увлечении академическим вокалом, о советском экспериментальном жилье на «Войковской» и о загадке станции ГРЭС-3 в Подмосковье.

Почему я выбрала научную карьеру

Изначально у меня не было такого плана, скорее, так сложилась жизнь. После окончания бакалавриата факультета политологии МГУ я решила поменять специализацию на историю искусства и поступила на факультет искусств МГУ. Меня всегда привлекали история, культура и искусство, и связать свое обучение и в последующем работу с этими сферами мне кажется прекрасным решением и сегодня. В аспирантуру я поступила в Школу дизайна Вышки — как искусствовед.

Мне нравится сам процесс исследования, поэтому мне важно иметь собственную тему, изучению которой я посвящаю много времени. Нравится развиваться в этой сфере: иногда я читаю лекции по своей теме, также планирую вести курс в Вышке.

Что я изучаю

В магистратуре мне нужно было выбрать тему для исследования. Я думала и о живописи Возрождения, и о сфере музыки, но в итоге остановила свой выбор на промышленной архитектуре. На тот момент я уже работала в пресс-службе Мосэнерго и была связана с Музеем Мосэнерго и энергетики Москвы. Мне хотелось объединить интерес к искусству со сферой энергетики, так появилась тема архитектуры электростанций.

 

Фото: Высшая школа экономики

Электростанции начали строить по всему миру в 1880-е годы. Больше всего меня интересует дореволюционная промышленная архитектура и эпоха авангарда, вплоть до довоенного времени. Именно тогда формировались основные принципы проектирования индустриальных объектов, было много экспериментальных интересных решений, к строительству привлекались передовые архитекторы. Сегодня же проектирование промышленных объектов более унифицировано. Моя тема позволяет охватывать соседние области — искусство авангарда, урбанистику, градостроительство, а также современный процесс ревитализации промышленных объектов. От дореволюционного периода и эпохи авангарда осталось много памятников архитектуры, которые сегодня представляют ценность.

Самая известная московская электростанция

Сейчас это, по всей вероятности, ГЭС-2 — одна из первых электростанций Москвы, построенная до революции, в 1907 году. После реконструкции ГЭС-2 стала Домом культуры, музеем современного искусства.

Известна и ГЭС-1, которая до революции называлась Раушской электростанцией. Она находится около Кремля. Если в парке «Зарядье» выйти на Парящий мост, ее можно увидеть напротив. Это старейшая действующая электростанция России, а возможно, даже и Европы. В 1920-е годы архитектор Иван Жолтовский спроектировал для нее очень интересное здание котельной со стеклянными эркерами. К сожалению, его не видно с улицы, только сотрудники станции могут на него посмотреть. К счастью, моя работа дает такую возможность.

А здание первой центральной электростанции, построенной в Москве, — Георгиевской — сейчас занимает Новый Манеж. Сама электростанция проработала только 11 лет, в советские годы там располагался автомобильный гараж и таксопарк, а в 1997 году после масштабной реконструкции открылось выставочное пространство.

Фото: Высшая школа экономики

Мое научное открытие, связанное с электростанциями

Я часто работаю с объектами, о которых мало информации: неизвестен архитектор, который спроектировал здание, годы, история строительства. Часто чувствуешь себя детективом, который пытается собрать по крупицам все эти данные. Самое большое удовольствие — когда все собирается в единую картину. Например, долгое время для меня была загадкой подмосковная станция ГРЭС-3 (историческое название — «Электропередача», была построена в 1914 году). Станция отличалась функциональной архитектурой на фоне других объектов этого периода, но об архитекторе и процессе проектирования данных практически не было.

Примерно год назад мне удалось в техническом архиве Мосэнерго найти архитектурные чертежи этой станции. На них стоит подпись очень известного немецкого архитектора — Германа Мутезиуса, основателя художественно-промышленного немецкого союза «Веркбунд». По всей видимости, именно он спроектировал эту электростанцию. «Веркбунд» был очень влиятельной организацией, которая заложила основу для формирования всем известного Баухауса.

Интересно, что об этом проекте Мутезиуса не знали ни в России, ни в Германии, в наследии архитектора станция не значится. Однако на чертежах стоят его подпись и печать. Эта история стала темой для моей научной статьи про проект станции и взаимодействие русских и немецких архитекторов.

Фото: Высшая школа экономики

Чем еще я горжусь

В 2021 году в Музее Москвы прошла выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». Ее куратором была моя научная руководительница Александра Селиванова. Выставка была посвящена процессу электрификации, его отражению в искусстве и культуре авангарда в различных жанрах — кино, архитектуре, музыке, театре, литературе, изобразительном искусстве и дизайне. В то время был подъем промышленности, по всей стране ударными темпами строили заводы, фабрики и электростанции. Передовые архитекторы и другие деятели искусства участвовали в этих процессах. Мне посчастливилось принять участие в подготовке выставки. Целый блок был посвящен архитектуре электростанций. А спустя год вышел каталог «Электрификация. Свет и ток в искусстве и культуре 1920–1930-х», который представляет собой полноценное научное исследование. Там есть и моя статья про архитектуру первых советских электростанций.

О чем я мечтаю

О том, чтобы моя деятельность была актуальна и полезна. Хочется, чтобы больше внимания уделяли памятникам архитектуры и промышленному наследию, чтобы эти здания не разрушались, а сохранялись, ревитализировались. И чтобы развивался промышленный туризм в стране.

Что мной движет как исследователем? Интерес к окружающему миру и удовольствие от того, что есть научная тема, которой ты можешь заниматься и исследовать ее более подробно, приходить к результатам.

Любую тему можно изучать для себя, но если ты научный сотрудник, ты занимаешься этим более планомерно, появляются обязательства перед организациями, например перед Вышкой: дедлайны по статьям, выступления на конференциях. Часто это тоже мотивирует на более глубокое изучение темы. Мне еще предстоит преподавательская деятельность в Высшей школе экономики, мы сейчас разрабатываем курс по ревитализации промышленных объектов.

Где я работаю

Я работаю в пресс-службе Мосэнерго, но в основном занимаюсь Музеем Мосэнерго и энергетики Москвы. Тут проходит много экскурсий, посвященных истории электрификации в Москве. Я в том числе рассказываю про архитектуру, отражение в искусстве и культуре этой темы, эпоху ГОЭЛРО или эпоху авангарда.

Еще в музее есть большой архив, с которым мы работаем. Это дает много информации, полезной для исследования.

Электростанция — это особый мир, как государство в государстве. Каждая станция живет своей богатой жизнью, у каждой есть свои особенности.

Фото: Высшая школа экономики

Если бы я не стала ученым

В детстве мне долго хотелось быть археологом и заниматься Древним Египтом. Я смотрела по телевизору научные программы и мечтала, что буду изучать пирамиды или египетские иероглифы, ездить на раскопки. Был еще вариант пойти в медицину, но интерес к истории пересилил.

С кем из ученых я хотела бы встретиться

С Селимом Омаровичем Хан-Магомедовым. Это исследователь, который собрал и переработал впечатляющий объем информации об архитектурном авангарде.

А еще мне было бы интересно поговорить с разными архитекторами, которые проектировали электростанции. Обычно изучаешь деятельность архитекторов по чертежам, объектам, по историческим данным. Хотелось бы знать, что они сами вкладывали в свою работу.

Как я борюсь с выгоранием

Стараюсь распределять правильно свое время, не откладывать дела на последний момент. Хочу избавиться от привычки работать по ночам. Обычно все статьи и материалы лучше всего писались ночью, но жизнь не всегда позволяет жить в таком ритме. Еще помогают увлечения: танцы, йога, вокал. Конечно, важна психотерапия. Она тоже очень помогает справляться с выгоранием.

Мои хобби

Полтора года назад я начала заниматься академическим вокалом: пою романсы, арии из опер. Я не училась в музыкальной школе, моим основным увлечением с детства была хореография. Уже во взрослом возрасте я пошла к преподавателю, и оказалось, что у меня колоратурное сопрано, самый высокий женский голос. Так что теперь я слушаю оперу и классическую музыку, хожу в Большой театр, смотрю хорошие записи. Еще мне нравится барочная музыка и даже что-то духовное вроде “Stabat Mater” или “Lacrimosa”. Моя любимая опера — «Волшебная флейта» Моцарта, хотелось бы в будущем самой исполнить арию Царицы Ночи.

Фото: Высшая школа экономики

Что я читала и смотрела в последнее время

Я всегда много читала художественной литературы, мне это нравилось. Наверное, минус научной деятельности в том, что не остается времени на чтение для удовольствия, потому что всегда гнетет мысль, что нужно больше времени уделять профессиональной литературе. Сейчас для души я читаю Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного». Иногда читаю современную литературу по рекомендациям критика Галины Юзефович. Из последнего — «Лисьи броды» Анны Старобинец, очень понравился этот роман. Иногда перечитываю свои любимые произведения — «Улисс» Джеймса Джойса и «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла. Еще мне очень нравится «Алиса в Стране чудес». В мире много абсурдных вещей, возможно, не ко всему стоит относиться всерьез. Кино, к сожалению, давно не смотрела, но обычно предпочитаю что-то вроде Кшиштофа Кесьлёвского или Микеланджело Антониони.

Совет тем, кто выбирает путь ученого

Выбрать тему, которая бы приносила удовольствие и вызывала интерес. Понятно, что научный путь сопряжен со многими трудностями, но если ты искренне интересуешься темой и понимаешь свою мотивацию, то это всегда делает процесс исследования более осмысленным.

Не стесняться и не бояться использовать все возможности. Я всегда стараюсь обращаться ко всем людям и организациям, которые как-то связаны с моей темой. Никогда не знаешь, на какие мысли тебя наведет то или иное общение.

Как я вижу свое будущее

Для начала хотелось бы окончить аспирантуру, защитить диссертацию. Возможно, после этого выпустить издание по материалам исследования. В целом мне хотелось бы связать свою жизнь со сферой искусства и культуры. Помимо работы в музее, я стараюсь читать лекции по своей теме, участвую в различных лабораториях, проектах и выставках.

Мне нравится работать с промышленным наследием, которое сейчас стараются сохранять, ревитализировать. Тем не менее будущее некоторых объектов остается неопределенным. Например, выведенная из эксплуатации станция ТЭЦ-7 на Трехгорной мануфактуре. Из электростанций в Москве это самый выдающийся пример конструктивизма, который сегодня частично поставлен под охрану как памятник архитектуры. Когда-то там планировали создать Центр русского авангарда, но до сих пор судьба станции не решена, она так и стоит занавешенная промышленными сетками.

Любимое место в Москве

Часто мы не обращаем внимания на архитектуру, которая нас ежедневно окружает. Если внимательно посмотреть на свой район, то всегда найдешь что-то интересное. Отсюда рождается интерес к месту, где ты живешь. Я всегда жила в районе «Водного стадиона», «Войковской». Там множество интересных объектов советского модернизма: Дворец спорта «Динамо», экспериментальный жилой комплекс «Лебедь», в котором можно найти отражение идей Ле Корбюзье.

Чуть подальше — Речной вокзал, который недавно открыли после реконструкции. Теперь это довольно популярное место в Москве с развитой инфраструктурой. В моем детстве в парке вокруг него зимой заливали каток, и мы катались на коньках по дорожкам, а вдали маячило полузаброшенное и закрытое здание вокзала.