• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИТОГОВЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ


Междисциплинарный научный семинар «Визуализация права − инструмент для оказания образовательных услуг в электронном виде»
 
14 мая 2016 г. на базе Нижегородского филиала НИУ ВШЭ состоялся Междисциплинарный научный семинар «Визуализация права − инструмент для оказания образовательных услуг в электронном виде».  В теоретической части и мастер-классах однодневного семинара приняли участие не только сотрудники Московского, Нижегородского и Санкт-Петербургского кампусов НИУ ВШЭ, но и коллеги из  Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Владимирского юридического института ФСИН России, ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации», ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия», Российского государственного университета правосудия, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина». 

Организатор Семинара – факультет права Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.
 
Организационные партнеры – компания «Гарант», консорциум «Кодекс», компания «Яндекс», Фонд «Сколково».
 
Торжественное открытие состоялось 14 мая 2016 г. в Нижегородском филиале НИУ ВШЭ. Руководитель Междисциплинарного научного семинара Валентин Николаевич Шельменков в своем вступительном слове отметил, что визуализация является одним из наиболее перспективных направлений анализа правовой информации, рассказал о своем опыте и о преимуществах визуализации.

На семинаре были обсуждены вопросы влияния информационной среды на формы передачи правовой информации, рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг, представлена электронная информационно-обучающая среда как инструмент визуализации в учебном процессе (из опыта работы Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), представлена визуализация правовых отношений на основе теории бинарных отношений. Участники ознакомились с визуализацией типологии личности; была описана визуализация стратегии защиты технологий патентами через ВИОС, ФИПС, USPTO, EPO, предложены новые инструменты визуализации презентаций. Особое внимание было уделено разработке новых подходов в обучении и преподавании на примере визуализации права.
 
Семинар состоял из теоретической и практической частей:
В теоретической части выступили: 

Елена Кочеткова, старший преподаватель, младший научный сотрудник департамента истории Центра исторических исследований НИУ ВШЭ (г. Санкт-Петербург) с докладом «История визуализации и визуализация истории». В своем выступлении она уделила внимание вопросу развитии гуманитарных наук сегодня. Докладчик рассказал о трех поворотов к виртуальному: лингвистический поворот, культурный поворот, 20-в. - век визуального (фото и кинодокументы, звуковые материалы). История – это не только деятельность людей, но и представление людей.

Денис Гусев, заместитель руководителя по научной работе со студентами факультета бизнеса и менеджмента школы логистики НИУ ВШЭ доцент, кандидат экономических наук с докладом «Визуализация правовых отношений на основе теории бинарных отношений». В докладе впервые были продемонстрированы возможности визуализации правовых отношений на основе теории бинарных отношений. Бинарные отношения позволяют в условиях неполноты информации производить кластеризацию данных, выделять наилучшие и наихудшие элементы. В правовой сфере это позволит анализировать структуры отношений и выявлять потенциально коррупционные отношения. 

Полина Шевчук, заместитель начальника экспертно-аналитического отдела факультета социальных наук научно-учебной лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ (г. Москва) с докладом «Средства и способы визуализации права: генезис и тенденции развития» продолжила тему Кочетковой Елены. Рассказала о двух поворотах. Первый поворот — Визуальный. Особенности этого периода: скорость обработки информации, кодировании информации, новые направления в гуманитарных и технических областях. Показала примеры из: законотворческой деятельности и судебной практики. Раскрыла понятия, что такое символ в общесоциальном значении, какие бывают виды символов, что такое символизация права. Рассказала, как зарубежные университеты применяют визуализацию права. Например, Университеты Германии применяют логические схемы при решении задач по частному праву. Йельский университет создал проект, где студенты делают короткие документальные фильмы по правовым вопросам для продвижения публичных обсуждений. Этот проект длится 1 год. Формат занятия: мультидисциалинарные семинары, дискуссии с известными приглашенными ораторами и киносъемка. Второй поворот — Когнитивный с использованием искусственного интеллекта. Продемонстрировала ролик, где один робот скоро будет решать задачи 50 -ти юристов.

Семен Янкевич, руководитель Центра правовых прикладных разработок, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва) кандидат юридических наук с совместным докладом «Использование структурно-логических схем при разъяснении аспектов правовой деятельности работникам образовательных организаций» с Надеждой Княгининой, представителем Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва). Докладчики продемонстрировали интернет-портал Реализации закона об образовании № 273-ФЗ. Показали обычные типовые схемы, которые используются по образовательному праву, а также примеры схем: для студентов, руководителей и сотрудников ОО, родителей.

Анастасия Логинова, доцент кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ (г. Нижний Новгород) кандидат юридических наук с докладом «Визуализация отечественного высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг». В своем докладе отметила, что Российское образование в целях повышения своей конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг включается в международное образовательное пространство. В преддверии вступления в ВТО Россия перешла на Болонский процесс образования. Она рассказала о положительных и отрицательных результатах присоединения к Болонскому процессу. Проанализировав текст соглашения ГАТС и принятые обязательства Россией при вступлении в ВТО, она выделили риски для отечественного образования. Например, риски, которые затрагивают правовой статус и риски деятельности образовательных организаций. Сделала вывод, что сейчас Российское образование и Высшая школа в целом в настоящее время не готова в достаточной мере соответствовать стандартам ВТО. Проблемой для Высшей школы могут стать финансовые, кадровые и методические вопросы.
 
Приглашенные эксперты:
Александр Остроушко, доцент кафедры «Административное и информационное право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) доцент, кандидат юридических наук с докладом «Влияние информационной среды на формы передачи правовой информации». Заявил, что многообразие представления информации ведет к дезориентации личности в информационном пространстве Российской Федерации требует от пользователя дополнительной адаптации при переходе от одного ресурса на другой.
Решение этой проблемы: 1. Необходимо разработать комплексный акт, который бы охватил как все аспекты данной проблемы, и учитывал как текущий уровень подготовленности субъектов к работе с информационными системами, так и возрастные и иные особенности субъекта, в том числе и ограниченные возможности личности. 
2. Данный акт должен быть ориентирован, в первую очередь, на реализацию единой концепции предоставления информации из государственных информационных ресурсов путем унификации интерфейсов и единых требований к базовому содержанию, средств визуализации, структуре официального сайта органа государственной власти и местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации. 
В заключение своего выступления, сделал вывод, что отсутствует системность и унификация в представлении информации на официальных ресурсах властных субъектов, таким образом наносит ущерб информационной безопасности личности. 
 
Григорий Крылов, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, руководитель аспирантов и магистерских программ кафедры финансового мониторинга факультета кибернетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Москва) доктор физико-математических наук, кандидат юридических наук, профессор с докладом  «Визуализация типологии личности».
Андрей Москвич, директор отдела по патентам IT ООО «Яндекс» (г. Москва) с презентацией «Визуализация стратегии защиты технологий патентами через ВИОС, ФИПС, USPTO, EPO». В своем выступлении сделал акцент на стратегии патентной защиты, ее целях. Рассказал о жизненных циклах «успешного» патента: 12-20 лет, какие есть возможности патентования в РФ и за рубежом.

Затем состоялось выступление Елены Червинской, начальника отдела электронного обучения Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) с докладом «Электронная информационно-обучающая среда как инструмент визуализации в учебном процессе (из опыта работы Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)».  Выступающая обратила внимание на вопросы определения и значения метода визуализации в учебном процессе; представлена программа дистанционного обучения, разработанная отделом электронного обучения ВГУЮ (РПА Минюста России); показаны некоторые технологии дистанционного обучения, применяемые преподавателями ВГУЮ, в которых метод визуализации играет важную роль.

Олег Абраменко, руководитель направления интеллектуальной собственности Фонда «Сколково» с доклад «Патентный ландшафт как инструмент визуализации и анализа патентной информации» в своем выступлении отметил, что такое патентный ландшафт, как он позволяет визуально отобразить информацию о тенденциях развитии технологии, какая аналитика за этим стоит и какие решения можно принимать на его основе.  Продемонстрировал сравнительный анализ в Мире и в России. Показал этапы построения Патентного Ландшафта: сбор данных, анализ, визуализация. Какими источниками пользуются для анализа данных: патенты, заявки на получение патентов и статьи в журналах, сборниках трудов и др.

В практической части выступили:

Александр Романов, старший преподаватель департамента компьютерной инженерии Московского института экономики и математики НИУ ВШЭ (г. Москва), который провел мастер-класс «Новые инструменты визуализации презентаций: делаем устный доклад запоминающимся событием». В рамках мастер-класса были продемонстрированы средства представления и визуализации правовой информации в электронном графическом виде. Был дан обзор различных удобных инструментов визуализации и показана работа в on-line редакторе easel.ly для создания красочной и информативной инфографики. После этого участникам мастер-класса была представлена возможность в командах попробовать создать собственный постер с инфографикой и получить практические рекомендации по улучшению визуального представления информации. В заключение участникам были продемонстрированы возможности, которые предоставляет использование робототехники для визуализации информации.
1-й ведущий: Александр Юрьевич Романов, к.т.н., старший преподаватель Департамента компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ (г. Москва).
2-й ведущий: Дарвин, робот.
 
Юлия Ерохина, доцент кафедры теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ (г. Москва), доцент, кандидат юридических наук, которая провела мастер-класс «Новые подходы в обучении и преподавании на примере визуализации права», где поделилась опытом преподавательской деятельности.
 
Валентин Шельменков, старший преподаватель кафедры теории и истории права факультет права НИУ ВШЭ (г. Москва) провел тьюториал «Разработка плана интерактивного занятия в преподавании. Применение интерактивных методов в проведении занятия». Продемонстрировал как правильно составлять план интерактивного занятия, обратил на типичные ошибки при составления плана учебной дисциплины. Рассказал о методах, которые сейчас актуальны в сфере визуализации. В заключение участники должны были решить правовую проблему с использованием инструментов визуализации, а также составить план интерактивного занятия по своей дисциплине.

В заключении нашего семинар выступили наши партнеры из системы «Кодекс» на тему: Новые возможности Судебного аналитика. Семинары с участниками семинара провели Баландин С.М. и Емельянов Д.А. В течение 30 мин. участники имели возможность освоить эффективные приемы рационального пользования системой «Кодекс», а также получить «из первых уст» ответы на возникающие при работе с системой практические вопросы. В частности, одними из первых участники узнали о новом инструменте Судебный аналитик. Вторая часть занятий традиционно была посвящена использованию возможностей Судебного аналитика при решении практических задач. Некоторые задания требовали от участников не только хорошего знания современной системы правового регулирования, но и оценки принятого решения с позиции соблюдения общепризнанных правовых принципов и моральных норм. 

В заключительной части семинара участниками совместно был сформулирован базовый алгоритм применение современных технологий визуализации права в структуре различных видов деятельности в сфере оказания образовательных услуг в электронном виде. Что позволило сформировать, развить, закрепить, совершенствовать в рамках компетентностного подхода: во-первых, умения применять инновационные методы и технологии в своей предметной области; компетенции управления информацией; выбирать и использовать средства информационной поддержки; эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения для достижения поставленных педагогических целей; во-вторых, навыки преобразования информации (анализ, синтез систематизация) и презентации, а также знание традиционных и информационных технологий.

Каждый из участников отметил, что нового и полезного было получено им в результате проведения семинара. Была высказана необходимость подготовки базового методического пособия для преподавателей с описанием предложенных современных технологий визуализации права, а также обозначены новые темы для дальнейшей проработки их участниками мероприятия.
Организационная группа семинара Валентин Шельменков и Юлия Ерохина благодарит коллег из Нижегородского филиала НИУ ВШЭ за активное участие в организации и проведении семинара, а также выражает благодарность всем участникам семинара за интересные комментарии и активное участие в обсуждении такого важного вопроса, как визуализация права − инструмент для оказания образовательных услуг в электронном виде. 
По итогам семинара участникам были вручены именные сертификаты.
 
С материалами докладов, фотографиями и видео докладов можно ознакомиться в соответствующих разделах (разделы на данный момент заполняются) на сайте https://www.hse.ru/vizpravo/.