ПРОЕКТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ОП «Культурология» в 2024-2025 учебном году (для студентов 2-4 курсов)
1. Мастерская . «Цифровой город» [Digital City]
Цифровые методы исследования завоевывают все большую популярность, big data нередко воспринимается как источник ответов на любые вопросы, а дистанционная этнография (remote ethnography) – как выход в ситуации, когда из-за внешних ограничений работа «в поле» невозможна. Наша повседневность буквально пронизана цифровыми сервисами, и без изучения этого сложно устроенного взаимодействия между людьми, интерфейсами, алгоритмами, технологиями, кажется, невозможно понять устройство современной культуры.
В ходе работы мастерской мы обсудим, как в современном мире соотносятся онлайн и оффлайн, в каких случаях возможно применение методов цифровой антропологии для исследования пространств и практик города, какие теоретические подходы и методы будут полезны в такой работе, каковы ограничения, возникающие на этом пути.
Ключевые направления 2023/2024 гг. включают следующие темы:
- Городской саундскейп: люди и нечеловеческие акторы в производстве городского звукового ландшафта
- Видеотекст города: от производства до анализа
- От умного дома до “smart city”: взаимодействие человека и ИИ в пространствах города
Участие в мастерской предполагает освоение принципов командной проектной деятельности. В ходе мастерской студенты разовьют цифровые компетенции (аналитическая работа с электронными таблицами MS Office, организация проектной работы с помощью сервиса Notion или аналогичного) и получат базовые знания о работе c электронными картографическими сервисами (Google Maps, OpenStreetMaps), работе в геоинформационных системах (QGIS), работе с электронными базами данных и системами мониторинга и анализа социальных медиа. Мастерская предполагает работу с данными проекта «Народная история России» (pastandnow.ru) и интеграцию в него результаты исследований участников.
Участники мастерской в составе рабочих групп реализуют исследовательские проекты, нацеленные на получение не только научных, но и прикладных или художественных результатов. Результатами проектов могут стать туристические маршруты в рамках разрабатываемого приложения, лендинги, онлайн-выставки и другие цифровые продукты.
Руководитель мастерской: Дарья Александровна Радченко - кандидат культурологии, цифровой антрополог, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» (направление «Цифровая антропология»), старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, автор более 80 научных работ в области цифровой антропологии, городской антропологии, исследования социальных сетей и субкультур .
2. Мастерская «Кинофикация» [Cinefication]
«Кинофикация» — коллективный исследовательский проект, направленный на изучение истории распространения, показа и потребления кино в СССР. Название проекта выдвигает на первый план тот репертуар смыслов и практик, которые включала в себя советская концепция распространения и потребления кино. Кинофикация — это прагматическая деятельность по расширению киносетей и инструмент политического просвещения посредством кино; инициатива по превращению всего населения Советского Союза в активных кинозрителей и пространственная материализация процесса ликвидации неравенства. Нацеленная на равномерное распределение киноустановок по всему советскому пространству, политика кинофикации должна была предоставить каждому — от жителя столицы до оленевода Крайнего Севера — равный доступ в кино.
Мы предлагаем поучаствовать в исследовании советской политики кинофикации, подходя к ее истории с точки зрения Digital Humanities. Участники и участницы мастерской составят датасет по репертуару советских кинотеатров, основываясь на списках фильмов, опубликованных в советской прессе. В ходе работы мастерской можно будет получить навыки работы с архивными и другими типами исторических источников, научиться создавать базы данных и применять цифровые методы к истории советского кино. Помимо работы с данными, мастерская включает в себя лекции (с приглашением исследователей) и ридинг-семинары. В финале исследовательского проекта мы посчитаем индекс популярности фильмов по формуле POPSTAT и выделим список самых популярных фильмов в советской кинокультуре. Собранные в ходе проекта базы данных будут опубликованы на цифровой платформе и станут доступными для других исследователей.
Руководитель мастерской: Кристина Александровна Танис — кандидат культурологии, историк советского кино, доцент Школы философии и культурологии. Сфера научных интересов включает историю советского кинозрительства, экономическую историю советского кино, институциональную историю советской киноиндустрии.
3. Мастерская «Теория и практика кино-идеи» [Theory and Practice of Movie Ideas]
Прежде чем фильм будет снят, и выйдет на экраны, раньше чем сюжет будет оформлен в виде истории и написан как сценарий, рождается Идея - смутное ощущение из туманного мира, с пока неясно оформившимися образами героев. Именно этот этап оказывается самой важной для рождения кино и будущей судьбы фильма. От правильного оформления презентации идеи и концепции фильма, от убедительного текста заявки зависит будет ли принято решение о его реализации. Работа над абстрактным, эфемерным, пока еще несформулированным и неоформившимся, его кристаллизация и материализация виде текста и презентации это важный, если не самый основной навык для всех творческих профессий. На мастерской мы разделимся на команды. Каждая команда выберет литературное произведение, текст которого нужно будет визуализировать на экране. Мы будем работать над идеями и их формулировкой, над визуализацией образов и смыслов, научимся разрабатывать хай-концепты, писать заявки, выделять подтекст, составлять мудборд будущего фильма, и подготовим презентации заявок и идей для питчинга.
Руководитель мастерской:
Костас Марсаан (наст. имя: Данилов Константин Викторович) - режиссер детективного триллера «Мой убийца» (2016), фолк-хоррора «Иччи» (2021) и мистического триллера «Детектор» (киностудия Горького, Москва, 2023) и режиссер-постановщик оперы «Юко и Анэкэ» (постановка по мотивам поэмы юкагирского писателя Н.Курилова, ГТОБ РС(Я), 2019) и балета «Черная лиса» (Национальный театр танца РС(Я), 2020).
4. Мастерская «Региональная архитектура России 2000-2010-х: путеводитель для будущего» [Regional Architecture of Russia 2000-2010: a Guide for the Future]
История культуры последних веков показывает, что всякий модный в своё время стиль походит этап забвения и отрицания. Затем, спустя десятилетия, он снова вызывает интерес – сначала у отдельных энтузиастов, а затем и у широкого круга почитателей. Этой судьбы не миновал классицизм, модерн, конструктивизм и многие другие стили.
2000-2010-е, на первый взгляд, не самый интересный в истории русской архитектуры период. И, тем не менее, он любопытен несколькими параллельно существовавшими явлениями: сохранением и развитием позднесоветской градостроительной традиции с её упором на многоэтажное панельное домостроение; набравшем силу и профессиональное мастерство частным строительством; появлением новых материалов и активным поиском выразительных форм: от хайтека до подражания средневековью; от панельки с узорами до дома-слона.
В рамках мастерской мы опишем несколько регионов России (Москва и Санкт-Петербург не в счёт). Поищем в них неизвестные пока шедевры, оценим как приметные здания, так и рядовую застройку. Проанализируем градостроительную ситуацию, постараемся подвести итоги градостроительного развития 2000-2010-х и оценить сложившиеся тенденции. Попробуем оценить туристический потенциал найденных достопримечательностей и подобрать маршруты по ним. Поисследуем архитектуру самого недавнего прошлого так, как это могли бы сделать исследователи второй половины XXI века.
Цель мастерской: составить для ряда регионов карту-путеводитель по архитектуре 2010-20-х гг., описать в них градостроительную ситуацию и туристический потенциал.
Руководитель мастерской:
Николай Геннадьевич Калашников - историк, краевед В 2000-е – автор популярного краеведческого блога «Zabyg17. Записки охотника за двухэтажками и пятиэтажками». В 2010-е и по настоящее время – руководитель службы геоинформационного контента Яндекс.Карт.
5. Мастерская «Информационное и событийное сопровождение экспозиционного проекта (совместно с фондом Ruarts)» [Information and Event Support of the Exposition Project (together with the Ruarts Foundation)]
Мастерская "Информационное и событийное сопровождение экспозиционного проекта" планируется как партнерское сотрудничество ОП "Культурология" и Фонда Руартс (https://ruarts.foundation/ru), который является одним из крупнейших частных фондов содействия развитию современного искусства в России. Деятельность фонда направлена на поддержку художников, индивидуальных и институциональных культурных инициатив, организацию выставок, публичных и образовательных программ, и инициирование исследовательских проектов. Проектная мастерская ориентирована разработку конкретных стратегических планов по реализации этой миссии.
Что мы будем делать: в ноябре-декабре 2024 года будет представлена выставка (пример летней выставки см. по ссылке:https://ruarts.foundation/ru/projects/soon/64).
Наши задачи будут состоять из трех основных направлений деятельности:
1. разработка концепции по продвижению выставки в медиа (октярь-ноябрь)
2. разработка тематического плана мероприятий в рамках выставки
3. аналитический отчет об эффективности медиасопровождения, а также анализ аудитории выставки и разработка стратегических предложений по работе с посетителями.
Руководители мастерской: Елена Константиновна Карпенко, к.ф.н., доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ совместно с командой фонда Ruarts
6. Мастерская «Создание образовательной программы по современному искусству для коммерческих целей» [Creating an Educational Program on Contemporary Art for Commercial Purposes]
Современное искусство становится все более важной частью образовательных программ, направленных на развитие креативных и коммерческих навыков. Мастерская по созданию образовательной программы по современному искусству для коммерческих целей будет направлена на разработку комплексной программы, включающей теоретические и практические аспекты современного искусства и его коммерческого использования. Участники мастерской научатся разрабатывать учебные материалы, создавать креативные концепции и применять их в коммерческих проектах.
Цели мастерской:
Создание комплексной образовательной программы по современному искусству.
Развитие навыков коммерческого использования искусства.
Привлечение внимания к современному искусству как к инструменту для бизнеса и маркетинга.
В рамках мастерской студенты будут разделены на группы и получат следующие навыки:
Теоретические знания: Понимание ключевых концепций и направлений современного искусства, а также его роли в коммерческом контексте.
Практические навыки: Разработка учебных материалов и программ, создание креативных проектов и их коммерциализация.
Навыки управления: Планирование и реализация образовательных проектов, работа с командой и заинтересованными сторонами.
Маркетинговые навыки: Разработка стратегий продвижения образовательных программ и креативных проектов.
Проект может быть воплощен в жизнь в галерее современного искусства, предоставив галерее возможность расширить свою образовательную деятельность и привлечь новую аудиторию. Галерея может использовать разработанные учебные материалы и концепции для проведения курсов и мастер-классов, а также для организации креативных мероприятий, направленных на популяризацию современного искусства.
Мастерская предоставит студентам возможность получить ценный опыт в разработке и реализации образовательных программ, а также в использовании современного искусства для коммерческих целей, способствуя их профессиональному росту и расширению карьерных перспектив.
Руководитель мастерской: Антонова Анастасия Сергеевна – коммерческий директор SISTEMA GALLERY, арт эдвайзер, бренд – менеджер, под её руководством было успешно реализовано более 80 выставочных проектов и 50 коммерческих арт-коллабораций, ex – директор по развитию ASKERI GALLERY.
Помимо мастерских студенты программы могут дополнительно выбирать проекты с помощью «Ярмарки проектов».
Инструкция по предоставлению документов о выполнении проекта обучающимися ФГН (PDF, 741 Кб)
Отчет по проекту (DOCX, 22 Кб)
Оценочный лист по проекту (DOCX, 18 Кб)
Программа практики 2024-2025 (PDF, 643 Кб)