• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Итоговая конференция «Современные исследования культуры - 2022»

17 – 18 июня 2022 года состоялась ежегодная конференция «Современные исследования культуры - 2022». В рамках конференции  студенты первого курса образовательной программы «Культурология» пробуют свои силы как в подготовке научных докладов, так и в организации научных мероприятий.

Программа конференции-2022 (PDF, 266 Кб) 

Открывая программу конференции, которая проходит уже в 8-ой раз, и, наблюдая за тематическими приоритетами докладчиков, нельзя не вспомнить булгаковское мессиром Воландом: «Как причудливо тасуется колода!». На конференции этого года преобладали темы, касающиеся работы различных медиа и производимых ими эффектов. В центре внимания многих докладчиков была проблематика, связанная с вопросом о границах репрезентации социальной реальности и чувствительностью создателей медиатекстов по отношению к новой социальной повестке. Были развернуто представлены отдельные жанры, такие как фильмы ужасов или мультипликационные сериалы. Вместе с тем, практически совершенно отсутствовала тематика, связанная с городскими исследованиями, которая традиционно вызывала интерес в предшествующие годы. Всего в восьми секциях конференции было представлено 38 докладов. Ниже мы помещаем отчет о работе секций, подготовленный участниками конференции.
Первый день работы конференции был посвящен преимущественно обсуждению сюжетов, имеющих явный социально-исторический разворот. Вполне закономерно, что программу этого дня открывала секция «Медиа и общество». Несмотря на содержательное различие представленных в секции исследований, у докладчиков прослеживалась общая заинтересованность тем, как разные культурные медиа влияют на нашу жизнь. Мария Жандаровапредставила результаты изучения того, как сериал «Эйфория» повлиял на модные тенденции в среде подростков. Основная дискуссия развернулась по вопросу о том, насколько точно модные бренды передают смыслы, закодированные авторами сериала. Мода оказалась в фокусе доклада Саши Лазаревой, которая сосредоточила свое внимание на представлении феномена digital-моды в «постпандемийный период» с акцентом на российском кейсе Replicant Digital Fashion Регины Турбиной. Дискуссионным оказался вопрос как функциональности самой «цифровой одежды», так и отношений между цифровыми индустриями и потребителями их продукции. К исследованию телевизионной культуры обратилась Анна Казгунова.Ее доклад был посвящен механизмам трансляции традиционных семейных ценностей в отечественным романтическом реалити-шоу «Холостяк». Активная дискуссия развилась по поводу вопроса производстве реалити-шоу (в частности о том, кто в этом шоу участвует) и с другой стороны, о составе аудитории «Холостяка», о том, кому адресуются эти реалити-шоу. Дарья Беляковская рассматривала феномен культуры отмены, преимущественно в российской медиасреде, на примере кейса Регины Тодоренко, спровоцировавшей волну публичного осуждения своим постом, в котором обесценивалась практика обнародования фактов домашнего насилия их жертвами. Наиболее интересным моментом в дискуссии по докладу стал вопрос о факторах, которыми обусловлено превращение той или иной медиаперсоны в жертву культуры отмены. Лана Мироновапосвятила свой доклад игре-симулятору жизни «The Sims». В ходе исследования были выявлены типичные сценарии игры, а также мотивы игроков, по которым они выбирают те или иные сценарии. Завершил работу секции доклад Алтынай Загитовой, посвященный значению нового медийного образа так называемых «грустных девочек» для эстетики американской поп-исполнительницы Ланы Дель Рей, а также восприятию этой эстетики фан-сообществом.
             Доклады следующей секции «Культура повседневности» несколько различались по своему содержанию, теоретическим основаниям и эмпирическому наполнению, но, так или иначе, были связаны с различными повседневными пространствами и связанными с ними практиками. Предметом рассмотрения в проекте Дарьи Шефер были «курилки» около здания НИУ ВШЭ на Старой Басманной, а также социальные практики, связанные с этими местами соприсутствия. Анализ нескольких интервью, взятых у студентов НИУ ВШЭ, позволил исследовательнице по-новому взглянуть коммуникацию в ходе перекура. Теоретические основания были почерпнуты в методологии Мишеля де Серто и концепции Рэя Ольденбурга. В ходе дальнейшей дискуссии были рассмотрены причины выбора определённых мест для “курилок”. Продолжила секцию Александра Радина, которая выбрала объектом своего исследования ещё одно общественное пространство - студенческий женский туалет НИУ ВШЭ, как тактический центр “слабых”. Прибегнув, так же как и первая докладчица, к методологии Мишеля де Серто, она сделала вывод о том, что общественные туалеты являются не просто местами для удовлетворения физиологических потребностей, но пространствами социальных, манифестирующих практик, связанных с нанесением «граффити». Александра на основе эмпирического изучения вывела свою собственную тематическую классификацию рисунков в общественных туалетах. Во время дискуссии была отмечена состоятельность данной классификации, а также был затронут вопрос о возможности до конца «считать» интенцию автора так называемых «граффити» в общественных пространствах. Выступление Никиты Реута было посвящёно влиянию умных колонок на повседневную жизнь человека. В ходе презентации были рассмотрены процессы приспособления человека к пространству, в котором присутствует умная колонка, а также изменение повседневных практик вследствие взаимодействия с данными технологиями. Вдобавок был проанализирован процесс мимикрии искусственного интеллекта под пространство существования человека и формирование своеобразной субъектности умной колонки. Дальнейшая дискуссия развернулась вокруг темы одомашнивания машинного интеллекта, а также корректности сравнения умной колонки с домашними питомцами. Заключительный доклад Дианы Габитовой был посвящён переосмыслению современной нуклеарной семьи в перспективе левой феминистской теории. Данный доклад по большей части был основан на материале книги Софи Льюис “Full Surrogacy Now”, которая была проанализирована докладчицей в контексте развития марксистской традиции и её взаимодействия с феминистской критикой. Фокусом рефлексии по поводу теории Софи Льюис стала трансформация гендерных ролей в связи с распространением идеи суррогатного материнства. Во время дискуссии обсуждалась возможность обнаружить истоки обсуждаемых идей еще в философии Платона и его концепции идеального государства, вследствие чего был поднят вопрос о возможности практического осуществления представленной в докладе теории. 
            Второй поток первого дня конференции открывала секция Исследования (пост-) советского. Понимание процессов, происходивших в советской и постсоветской культуре, важно для осмысления нынешней действительности. Секцию открывал теоретический доклад Александры Муравлёвой, посвящённый сопоставлению концепций Мишеля де Серто и Алексея Юрчака. В ходе рассмотрения их монографий «Изобретение повседневности» (де Серто) и «Это было навсегда, пока не кончилось» (Юрчак) докладчица показала переклички между характеристикой тактик и стратегий повседневности у французского теоретика и описанием позднесоветского общества в работе Юрчака. Дарья Ершова обратилась к анализу упоминаний о магазинах «Берёзка» в дневниках, собранных на сайте «Прожито». В ходе исследования выяснилось, что эго-документы дают возможность зафиксировать восприятие «Берёзки» как источника западных товаров разными слоями населения СССР и, тем самым, дополнить выводы, сделанные в посвященной этому сюжету монографии А. Ивановой. Доклад Натальи Гуровой был посвящён образу молодёжи в фильме Карена Шахназарова «Курьер». Анализируя изображения различных возрастных и социальных групп, докладчица пришла к выводу о том, что Шахназаровым был создан крайне проработанный, ставший знаковым образ молодого поколения, с которым зрители могли ассоциировать и самих себя. Темой доклада Софьи Габдеевой стала романтизация бандитизма в постсоветском кинематографе, связанная с популярностью криминальной субкультуры в России. Основными объектами анализа в докладе стали фильм «Брат» Алексея Балабанова и сериал «Бригада». Доклад Лады Кузнецовой был посвящён агитации на президентских выборах в 1996 году. В рамках работы над докладом были проведены анализ и сравнение предвыборных кампаний Бориса Ельцина («Голосуй или проиграешь»), Григория Явлинского и Александра Лебедя. В результате анализа был сделан вывод о дефиците понимания демократических ценностей в политической культуре этого периода.
Секция «Культурные институции и культурные индустрии» была посвящена самым разным культурным пространствам: от креативного кластера фабрики «Красный Перекоп» до феномена рейв-вечеринки. Сергей Глушко сфокусировал свое внимание на особенностях архитектуры американского модернизма на примере музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Исследование было сосредоточено на анализе как архитектурных кодов, так и рецепции модернистских форм экспертами и публикой. Эдуард Исхаков занимался исследованием роли новых медиа (видеоэкранов, интерактивных мониторов, томографических снимков, 3D-проекций и пр.) на примере выставки «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Основная дискуссия развернулась в связи с вопросом о том, насколько практически успешно новые медиа помогают выстраивать коммуникацию между кураторами и реципиентами. Наталья Петрова, используя концептуальную рамку Р. Флориды, обратилась к явлению креативного кластера и на материалах интервью изучила то, как креативный класс поменял культурную жизнь Ярославля. Предметом детального рассмотрения докладчицы стала ярославские креативные кластеры - фабрика «Красный Перекоп» и культурный центр «Textil», играющие роль «третьих мест» для жителей и гостей города. Наряду с вопросом о роли креативного класса в создании этих пространств в дискуссии также был поставлен вопрос об их отношении с геттоизированными районами города. Софья Шишканова исследовала потребность в рейв-вечеринках. Она начала свой доклад, обратившись к аудитории с вопросом о личном опыте участия публики в рейвах. Изучая специфику праздничной атмосферы этих мероприятий, Софья сосредоточилась на способах взлома повседневности (в том числе, - посредством употребления наркотических средств), способных произвести разрыв субъективной реальности отдельного человека и создать коллективную идентичность участников и участниц рейва. В ходе дискуссии была отмечена правомерность анализа рейва в контексте разных исследовательских программ, а также была предложена возможность развития исследования в перспективе концепции  гетеротопий М. Фуко и в направлении социологического анализа аудитории.
Второй день работы конференции был посвящен обсуждению сюжетов, связанных с визуальным и аудиальным опытом.
Культурологов, представивших свои доклады на секции «Исследования музыки», интересовали современные исполнители и исполнительницы – от важных для российской культуры Земфиры и Хаски до англоязычных Doja Cat, The Weeknd и других. В связи с их творчеством обсуждались как связанные с современностью и широко обсуждающиеся прямо сейчас проблемы – оппозиционная и протестная деятельность, абьюз и токсичные отношения и т. д., – так и направленность эстетики клипов в прошлое, «ретромания». Участниками и участницами конференции были проанализированы как тексты и музыка, так и то, что находится «за» ними – клипы, выступления, образы певцов и певиц, взаимодействие музыки и кино и т. п.
Секция началась с доклада Семёна Кондрина, посвящённого поэтике болезненности и умирания в творчестве певицы Земфиры. Подобная поэтика находит своё отражение во множестве элементов: от названий альбомов и синглов (например, «спид»), текстов (– буквальных упоминаний процесса умирания или, скажем, пространственной организации с оппозицией верха-низа) до образов певицы речей на лайв-выступлениях и звуковой ткани композиций. Однако доклад не был ограничен лишь творчеством Земфиры самим по себе: Семён также проследил, как танатологические мотивы вписываются в более широкий контекст российской рок-музыки границы тысячелетий. Супервайзер и дискуссанты дали ценные советы о возможном продолжении, дополнении исследования: докладчику было предложено посмотреть на Земфиру и её творчество с точки зрения теории коммуникации, поскольку танатологические мотивы необязательно могут отсылать к самой смерти и рефлексии на тему смерти, а могут репрезентировать манеру взаимодействия людей, пребывающих в определённом кругу, рождённых и выросших в определённом месте. Полина Кузьмина обратилась к проблеме конструирования повседневности в текстах Хаски, не упустив из вида протестный потенциал русского рэпа. Следуя за Мишелем де Серто, Полина рассматривала детали из жизни лирического героя как «тактики» слабых, с помощью которых можно противостоять «стратегиям» сильных. Авторка пришла к выводу, что за счёт обращения к быту, повседневности, особенно людей из низших социальных слоёв, можно выстраивать оппозицию с властным, государственным и солидаризироваться. Хаски и русский рэп в целом постоянно обращаются к чему-то «некрасивому» и «неважному», к тому, что мы привыкли воспринимать просто как фон для действия, а на деле имеет большое значение – от хрущёвок, панелек и прокуренных поездов до алкогольной и наркотической зависимостей. И именно они выступают основанием для солидарности. Социальное измерение текстов песен интересовало и Марию-Ангелину Круглову. В своём докладе она поделилась тем, как репрезентируется токсичное отношение к женщинам в раннем творчестве канадского певца The Weeknd. Авторка распознала многочисленные проявления абьюзивного поведения лирического героя – от объективации женщин и рассмотрения их исключительно в качестве «игрушек» для секса до свойственных для абьюзеров приемов убеждения партнёров и партнёрш в том, что они лучшее, что случалось в его жизни, сосуществующих с несправедливым, часто насильственным обращением. Мария-Ангелина пришла к выводу о причинах абьюзивного поведения – как оказалось, здесь играет роль несостоятельность самого абьюзера.
Екатерину Важнову, представившую доклад «”OST Топи” АИГЕЛ: саундтрек как способ эмоционального вовлечения зрителя в мир кинематографического произведения», интересовал саундтрек и то, как он может не просто служить фоном для визуальных образов, но и дополнять кино новыми смыслами, в т. ч. усиливать эмоциональную вовлечённость. Так, близкие сериалу «Топи» по духу и тревожной, мистической атмосфере композиции дуэта «Аигел» часто накладываются на сцены бреда, галлюцинаций. Некоторые песни были написаны дуэтом специально для сериала – тут уже особенно важен текст, зачастую предвосхищающий и отражающий сюжет. Авторка также пришла к выводу, что композиции «Аигел» гармонично встраиваются в звуковой ряд сериала, соседствуя с шумами и звуками природы, зачастую даже накладываемым поверх песен.
Завершил секцию «Исследования музыки» доклад Татьяны Бергенфельд, посвящённый репрезентации культуры диско в поп-клипах Doja Cat “Say So” и Daft Punk feat. Pharrell Williams “Get Lucky”. Исследовательницу интересовало общее пристрастие к «ретромании» в современной поп-культуре, связанная с ностальгией имитация исполнителями и исполнительницами стилей прошлого. Аудиовизуальное наполнение клипов включает в себя как образы диско-див, расшитые пайетками наряды, напоминающие диско-шары и т. д., так и различные пространства – танц-площадки, сцены. Авторка приходит к выводу, что, во-первых, ностальгия в клипах используется как пастиш,  во-вторых, «ретромания» поддерживает аудиальное воспроизведение эпохи диско ещё и отсылающим к этому времени и стилю визуалом.
В ходе обсуждения каждого из исследований неоднократно отмечалось, что все интересующие докладчиков звуки и тексты нужно анализировать глубже: по сути, они являются чем-то вторичным, на деле нас волнует то, что скрыто за ними – что-то более фундаментальное, то, откуда эти звуки и тексты «черпаются» разными исполнителями и исполнительницами.
Отдельная секция по Horror Studies — необычная ситуация для конференций первого курса, поскольку обычно темой секций становятся более широкие области исследований. Тем не менее, в этом году сразу три человека анализировали именно феномен хорроров, причем с разных сторон. Первой выступала Мария Бачурина, которая рассказывала про аналоговый хоррор. Обсуждение этого феномена современной интернет-культуры, отсылающего к просмотру фильмов ужасов на VHS-кассетах и культивирующего связанную с ними ностальгическую эстетику, потребовала пояснений важных для его понимания понятий «найденная пленка» (found footage), «крипипаста» ит др. Затем докладчица перешла к ответу на главный вопрос своего исследования — как уникальные черты аналогового хоррора создают пугающий зрителя визуальный эффект? Мария отвечала на этот вопрос, приводя большое количество примеров, а её презентация была стилизована под эстетику аналогового хоррора. 
После Марии выступал Леонид Степанов с докладом про элементы хоррора в позднесоветском кино. Ключевая гипотеза Леонида заключалась в том, что по причине цензуры хоррор не существовал в позднесоветском кинематографе как отдельный жанр, а его элементы появлялись в других жанрах. Проанализировав корпус фильмов, выпущенных до 1985 года, Леонид искал в них свойственные хоррору приемы, такие как саспенс, «иной взгляд», использование специфического грима и др. Завершал секцию доклад Екатерины Кайер о дискуссиях, связанных с феноменом пост-хоррора. В центре доклада был вопрос о возможности использования этого понятия для обозначения современных хорроров, претендующих на интеллектуализм, авторство и т.д. Проанализировав особенности этих фильмов, которые позволяют выделить пост-хоррор в отдельный жанр, Екатерина пришла к тому, что оснований для такого обособления постхоррора нет. Ведь «свойственные» пост-хоррору элементы можно найти даже в самых ранних образцах жанра (таких, как «Кабинет доктора Калигари») и/или классических хоррорах (таких, как «Сияние»). В своем заключительном словом супервайзер секции Никола Лечич отметил, что, давно занимаясь хоррором, он приятно удивлен существованию конференции для первокурсников, где есть отдельная секция с Horror Studies. Также супервайзер обратил внимание на трудности в изучении хорроров, прокомментировал выбор фильмов в докладах и посоветовал в будущем при выборе примеров фокусироваться не только на научных работах, но и на личном опыте просмотра хорроров.
Доклады второго потока, посвященные различным видам визуальных медиа, были объединены в две одноименных секции. Лейтмотивом блока “Визуальные исследования (1)” стало влияние медиа на зрителя. Участницами были подняты вопросы роли репрезентации маргинализированных сообществ в мультипликации. Медиа стали местом пересечения дискурсов феминизма, гендерного равенства и нейро-инклюзивности. Череду докладов начала София Шедикова работой «Изменение гендерных норм и экологический феминизм в аниме-фильме Хаяо Миядзаки "Принцесса Мононоке"». София проанализировала исторический контекст женских персонажей в полнометражном аниме и их нарративные функции, продемонстрировала как эти персонажи вплетаются в повествование о противостоянии природы и индустриализации. Докладчица пришла к выводу, что Хаяо Миядзаки не просто наделяет женских персонажей традиционно маскулинными чертами, но характеризует их как неоднозначных, противоречивых и глубоких героинь. Ярослава Кириченко также применила феминистскую оптику для анализа медиа в докладе “Квир-кодинг в современной мультипликации (на примере «Времени приключений»)”. Отметив роль Ребекки Шугар в повороте современной мультипликации в сторону инклюзивности, а также в смягчении запрета на изображение квир-отношений, возникшего с кодексом Хейса, Ярослава показала, как с помощью изображения традиционных романтических тропов, используемых для обозначения гетеросексуальнго влечения в медиа, конструируется квир-кодинг отношений Марселин и Принцессы Бубльгум из “Времени приключений”. Анна Куликова в докладе «Репрезентация ментальных расстройств в мультипликационном сериале “Дом Совы” и ее воспитательный потенциал» поставила вопрос: почему так важно говорить о маргинализированных сообществах и нейроотличности в медиа, ориентированных на детей. Она проанализировала способы, с помощью которых в “Доме Совы” показаны ментальные расстройства, и пришла к выводу о том, что символическая и реалистичная репрезентация нейроотличности учит аудиторию принимать и понимать людей с ментальными расстройствами. Доклад вызывал дискуссию о необходимости подчёркивать различия между нейротипичностью и нейроотличностью, непосредственно озвучивать ментальные расстройства персонажей. Таким образом первые три выступления секции “Визуальные исследования (2)” перекликались в вопросах необходимости и многогранности репрезентации в медиа. Участницы по-разному отвечали на вопрос “Зачем показывать в популярных мультсериалах маргинализированные группы людей?”. Анна Куликова подчёркивала воспитательный потенциал репрезентации, позволяющий понимать нейроотличных детей и видеть за ментальными расстройствами человека. Ярослава Кириченко видит в квир-кодинге и квир-репрезентации создание новых ролевых моделей и снятие табуированности вопросов сексуальности. Наконец, Софья Шедикова зафиксировала потенциал исторического контекста для переосмысления гендерных ролей в медианарративе. Несколько в стороне от этой проблематики оказался доклад Александры Друзиной “Эстетическая рефлексия в популярной анимации на примере серий «Красота», «1000 и 1 гвоздь», «Реалист» из мультсериала «Смешарики»”. Используя оптику философии культуры и эстетики, она рассмотрела теории искусства, изложенные в доступном для многих аудиторий мультипликационном формате. Дискуссантам и аудитории удалось обсудить, как конструируются социально-значимые дискурсы в медиуме мультипликации и как они воздействуют на современное общество.
В секции «Визуальные исследования 2» были представлены доклады по различным видам визуальных искусств (от анималистической живописи до аниме). Доклад Виктории Яниной был посвящён анализу визуального языка Сергея Параджанова на примере «Цвет граната». Большое внимание при анализе уделялось не только самому фильму, но также личности режиссёра и, в особенности, его интересу к мифологии своего народа. Темой доклада Полины Федорцовой стала репрезентация травмы в творчестве Ларса фон Триера на примере его фильма «Антихрист». Были рассмотрены различные проявления травмы, изображённые в фильме, говорилось и о визуальных средствах, способных вызвать у зрителя неприятные ощущения. Доклад Веры Симоновой был посвящён репрезентации японской молодёжи 1990х годов в аниме «Neon Genesis Evangelion». Помимо сюжета аниме, жанровой природы и характеров персонажей, были проанализированы также и исторический контекст, в котором создавался данный аниме-сериал, и настроения молодого поколения Японии тех времён, которые в нём репрезентируются. Кира Успенская в своём докладе рассказала об иппическом жанре (изображении лошадей) в живописи в целом и проанализировала образ лошади в произведениях современной художницы Фефы Королёвой, в творчестве которой ей было выявлено большое количество различных символических значений образа лошади.
 
Авторы:
М. Бачурина
Д. Габитова
И. Грабарник
С. Кондрин
К. Коробова
А. Муравлева
Б. Степанов
Е.Филиппов