Карьера в коммуникациях начинается с бакалавриата: тренды индустрии и онлайн-образования
21 января в Медиацентре НИУ ВШЭ прошёл прямой эфир, посвящённый карьере в коммуникациях. Эксперты индустрии — преподаватели онлайн-бакалавриата «Глобальные цифровые коммуникации» рассказали, как молодым специалистам найти своё место в сферах медиа, маркетинга и рекламы в 2025 году.
В 2025 году 76% компаний планируют активно набирать сотрудников. Однако кадровый голод не снизил ожиданий работодателей, и они всё так же считают важным наличие не только опыта работы у соискателя, но и диплома о высшем образовании. О том, как собрать «комбо» навыков успешного специалиста в сферах медиа, диджитал, маркетинга и рекламы, рассказали преподаватели курса «Создание и управление контентом в социальных медиа»: Фёдор Жуков, директор партнёрского маркетинга Vitamin.tools (Kokoc Group), Дарья Свистунова, генеральный директор Sidorin Lab, Евгения Яшумова, руководитель направления маркетинга для продуктов сегментов «Дети и Молодёжь» Сбер, Олег Владес, академический руководитель онлайн-бакалавриата «Глобальные цифровые коммуникации».
Один из наиболее острых вопросов рынка труда — нехватка квалифицированных кадров в коммуникационной сфере. Участники обсудили причины этого дефицита и предложили пути решения проблемы, акцентируя внимание на важности качественного образования и приобретения практических навыков ещё на этапе обучения в университете.
Если мы говорим о диджитал-рынке, я бы немного переформулировала. Я не могу сказать, что есть кадровый дефицит: есть дефицит именно профессиональных кадров. Мы сталкиваемся с тем, что люди отучились на курсах месяц-два, выходят с них, фактически не имея практического опыта и знаний, но с полной уверенностью, что они релевантные кандидаты на вакансию. Например, в прошлом году мы искали маркетолога, на вакансию откликнулись 236 человек, из которых только 20 были одобрены для собеседования – то есть коллеги сочли их квалификацию соответствующей – а в итоге на работу вышли только 2 сотрудника. То есть конверсия из откликнувшихся в нанятых – 1%. Как такового голода нет, но есть дефицит именно качественных кадров, которые что-то знают про маркетинг, которые готовы развиваться, учиться в этом направлении.
По статистике сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», работодатели видят ценность высшего образования не только в профильных знаниях соискателя, но и в том, что во время учёбы в вузе формируются важные soft skills: дисциплина и самоорганизация, умение анализировать и работать с информацией.
Могу сказать, что сейчас сложность даже не в том, чтобы найти специалистов, а сложность найти кандидатов с хорошими soft skills. Зачастую даже специалистам с законченными онлайн-курсами, с законченным образованием, тяжело быть менеджерами, организовывать команду, выполнять аналитические задачи, потому что SMM — это, конечно, и про креатив, но в том числе и про классный анализ и глубокое понимание процессов. На рынке очень много посредственных шаблонизированных портфолио без реальных кейсов. Среди всего этого вытащить „бриллиант“ на самом деле становится сложно. И курс по soft skills, который здесь {в онлайн-бакалавриате} преподаётся, это именно то, в чём мы сейчас заинтересованы в плане отсутствия навыков у специалистов, которых мы ищем на позиции junior и middle.
![](/mirror/pubs/share/thumb/1010360275:c255x255+1+0:r60x60!.png)
Евгения Яшумова
руководитель направления маркетинга для продуктов сегментов «Дети и Молодёжь» Сбер
Спикеры подчеркнули важность баланса академической и практической подготовки, в том числе вертикального нетворкинга – прямого контакта студентов с представителями профессии.
Лет 10 назад, пожалуй, правда, для работы с интернет-маркетингом высшее образование не было настолько необходимо. Сейчас эта тенденция меняется. Появилось много онлайн-школ, которые этому учат, но, по сути, недостаточно просто пройти короткий курс, потому что у тебя будет просто бумага о повышении квалификации. Когда же ты можешь при помощи полноценного высшего образования получить хорошую теоретическую и практическую базу, тебе даётся информация, которую ты можешь реально применять в работе не через 2-3 месяца, а прямо в процессе взаимодействия с преподавателем-практиком рынка. На выходе получается совершенно другой уровень специалистов.
Жуков Фёдор Андреевич
директор партнёрского маркетинга Vitamin.tools (Kokoc Group)
Олег Владес отметил, что индустрия коммуникаций переживает стремительные изменения, и для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, специалистам необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки.
Мы не ждём четыре года для того, чтобы студенты получили диплом и только потом работали в Интернете. После первого курса мы хотим, чтобы вы уже могли работать как Social Media Manager и разбираться в инструментарии. Это такая высокая цель, и навыки, которые должны быть у студентов по итогу первого года обучения, должны соответствовать тому, чтобы пройти воронку отбора кандидатов и стать сотрудником компании. То есть по итогу первого года вы сможете выйти на работу в SMM, а потом постепенно выйти на работу в PR, диджитал, а по итогу третьего года стать экспертом по Data-анализу.
Владес Олег Александрович
академический руководитель онлайн-бакалавриата «Глобальные цифровые коммуникации»
Итак, гости эфира и преподаватели онлайн-бакалавриата «Глобальные цифровые коммуникации» выделили несомненные преимущества, которыми будут обладать выпускники программы: умение учиться и применять «мягкие навыки», критическое мышление и навыки анализа, понимание бизнес-процессов и связь с индустрией, наличие в портфолио реальных кейсов, накопленных за четыре года подготовки. А, значит, в современных реалиях карьеру в коммуникациях действительно стоит начинать с бакалавриата – это прочный фундамент для дальнейшего профессионального роста. В сочетании с гибким онлайн-форматом такой вариант получения высшего образования подойдет как выпускникам школ и колледжей, так и практикующим специалистам из разных сфер, желающим накопить новый или систематизировать имеющийся опыт.
Всем заинтересованным в трендах индустрии и карьере в ней, предлагаем посмотреть полную запись нашего эфира.
Дарья Свистунова
генеральный директор Sidorin Lab