Римские "каникулы": как студенты ОП "История искусств" в Вечный город на практику ездили
В рамках минора "Антиковедение" студенты-бакалавры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ проходят студенческую практику в Риме. В этом году поездка в столицу Италии состоялась в конце октября. Участник практики, студент 4 курса ОП "История искусств" Илья Малахов о том, как все прошло, и что посещение Вечного города может дать историку искусств.
В рамках минора «Антиковедение» и курсов древнегреческого языка Гасана Чингизовича Гусейнова 24–31 октября прошла очередная студенческая практика в Риме. Студенты ОП «История искусств», «Филология», «История», а также студенты из Белоруссии объединились для изучения культуры Вечного города под руководством кандидата исторических наук, медиевиста Надежды Андреевны Селунской, а вдохновителем и организатором учебной экспедиции выступила преподаватель нашего факультета, кандидат искусствоведения Софья Анатольевна Зинченко.
Первый день практики мы посвятили изучению Остии Антики – древнего портового города, служившего столетиями главными «вратами» Рима, куда прибывали античные путешественники и средневековые паломники, и именно здесь причалил легендарный Эней. Уникальный, прекрасно сохранившийся археологический комплекс позволяет представить повседневную жизнь древних римлян в мельчайших подробностях, от деятельности термополий до заседаний курии, от убранства частных домов до организации палестров. Направляясь от Остии по древней Виа Остиенца через Порта Сан Паоло мимо Пирамиды Цестия мы попали в Рим.
С урбанистической точки зрения, Рим может быть представлен как своеобразная система холмов и дорог. Каждый из семи легендарных римских холмов является отдельным «городом в городе» – обладает уникальным ансамблем знаменитых памятников искусства, собственным ярким обликом, особенной городской мифологией. Отталкиваясь от этого, каждый день мы посвящали исследованию холмов Рима. Это был Авентин с его старинными церквями, монастырями, апельсиновыми садами и домами знати; Целий, бывшая резиденция Папы Григория Великого, сегодня приютившая Римское географическое общество; претендовавший когда-то на место Ватикана Латеранский холм; роскошные императорские дворцы Палатина и созданный Микеланджело ансамбль Капитолия.
Много времени мы посвятили изучению масштабных и важных строений, расположенных в низинах между этими холмами: Колизею, Большому цирку, форумам. Удалось посмотреть отдаленные от античного центра районы города. Мы увидели барочные фонтаны, строения и скульптуры Пьяцца Навона, Пьяцца дель Попполо, Пьяцца ди Спанья и прилегающие к ним улицы, день посвятили изучению кварталов вдоль Виа Номентана, выполненных в стили либерти, и записались в расположенную неподалеку Национальную римскую библиотеку.
Мы посетили главные римские музеи, обладающие лучшими мировыми собраниями: музей античной скульптуры Джованни Баракко, Национальный римский музей Палаццо Массимо, Национальный этрусский музей Вилла Джулия и Капитолийский музей.
Участие в такой практике – уникальный опыт для историка искусства. Многие скульптуры и картины, дворцы и церкви, улицы и площади Рима известны нам по лекциям и научной литературе. Во время путешествия мы увидели своими глазами памятники, которые рассматривали в докладах на семинарах, анализировали в курсовых и дипломных работах. При непосредственном контакте с городом эти произведения воспринимаются совершенно иначе, намного ярче и интенсивнее. Они перестают быть книжными фактами и становятся живыми. Архитектура, живопись и скульптура воспринимаются не изолированно, но в сочетании друг с другом и с окружающими сиюминутными обстоятельствами: местными жителями, погодой, событиями повседневной жизни – как единое произведение искусства. Мы убедились в этом, наблюдая за пышной свадьбой в Санта-Франческа-Романа, прячась от шторма в парке Виллы Торлония, участвуя в вечерней мессе в Санта-Мария-Маджоре, стоя под дождем в многотысячной толпе, собравшейся на Площади Святого Петра, чтобы послушать речь Папы Римского.
Важная черта Рима как Вечного города – его континуитет, преемственность и диалог культур. Подчас античность, средневековье, ренессанс и барокко существуют вместе в едином пространстве, как, например, в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, построенной Микеланджело в древних Термах Диоклетиана и украшенной современной скульптурой, или в средневековой церкви Сан-Джованни-э-Паоло, построенной на месте древнеримской инсулы. Подобная преемственность заметна лишь при живом контакте с городом.
Текст и фотографии: Илья Малахов
Гусейнов Гасан Чингизович