Зинченко Софья Анатольевна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 30 лет.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Обучение в аспирантуре
Очная аспирантура Исторического фак-та МГУ им. М.В.Ломоносова, 1992-1995
Достижения и поощрения
- Благодарность Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ (сентябрь 2021)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2017–2018)
Лучший преподаватель — 2022–2024, 2015–2019
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Искусство Древнего мира (Первобытное искусство и Древний Восток) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Искусство Древнего мира (античность) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Искусство Древнего мира (Первобытное искусство и Древний Восток) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Искусство Древнего мира (античность) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Искусство Древнего мира (Древний Восток) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Искусство Древнего мира (античность) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Первобытное искусство (Дисциплина общефакультетского пула; 3 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 45.03.01. Филология, направление: 46.03.01. История; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Образовательная деятельность (помимо чтения основных курсов в ВУЗах)
С 2004 года по настоящее время - преподавание на курсах переподготовки специалистов ГИПК РГГУ по программам «Атрибуция и экспертиза антиквариата и искусства» и «Всеобщая история искусств»
2011 – чтение спецкурса «Методы и методологии, применяемые в изучении первобытного искусства» в МГУ им. М.В.Ломоносова, отделение «История искусств».
2012 - чтение спецкурса «Искусство евразийских степей в I тыс. до н.э.» в МГУ им. М.В.Ломоносова, отделение «История искусств».
2012 – чтение цикла лекций «Архитектура Древнего мира» в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева
2014 – по наст. время – чтение курсов «Первобытное искусство» и «Искусство евразийских степей в I тыс. до н.э.» в Русском Фонде содействия образованию и науки.
2015 – участие в чтении цикла лекций «Технологии и материалы в архитектуре» в Культурном центре ЗИЛ (февраль)
- участие в чтении цикла лекций "Неизвестная архитектура" в культурном центре ЗИЛ (сентябрь).
Конференции
Основные конференции
1996-
Древность: историческое знание и специфика источника : Конф., посвящ. памяти Эдвина Арвидовича Грантовского (25-27 сент. 1996 г.) //Золотые украшения из Чиликтинского кургана № 5: анализ художественной формы как метод интерпретации.
2001-
Восток - Россия - Запад: мировые религии и искусство : Междунар. науч. Конф./ Гос. Эрмитаж. - СПб., 2001 //Иранские мотивы в искусстве Древней Руси : (к проблеме изучения вопроса)
Боспорский феномен. Гос.Эрмитаж, СПб.,2001 //Нашивные бляшки с изображением оленей из некрополя Нимфея (К вопросу об особенностях функционирования одного канонического образа
2003 -
Степи Евразии в древности и средневековье. Гос. Эрмитаж, СПб., 2003 // Бляшка в виде копытного из Чиликтинского кургана № 7 (к вопросу о возможной интерпретации образа)//.
2004 –
Боспорский феномен: проблемы датировки и хронологии памятников. Гос. Эрмитаж, СПб., 2004 // К вопросу о некоторых параллелях в изобразительной системе раннескифской эпохи//.
Евразия : этнокультурное взаимодействие и ист. судьбы : Науч. конф., Москва, 16-19 нояб. 2004 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Акад. наук Рос. Федерации, Науч. совет программы Президиума РАН "Этнокультур. взаимодействие в Евразии" // Чиликтинского кургана № 5 в художественной культуре раннескифской эпохи //.
2005 -
Международная научная конференция «Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия», посвященная 100-летию рождения С.В. Киселёва. Минусинск, 2005 //К вопросу о формах заимствования восточноказахстанских образов в искусстве тагарской культуры.
Международная конференция «Мир наскального искусства», Москва, окт.2005. ИА РАН, РГГУ // Петроглифы как возможный стилистический прототип для формирования памятников раннескифского искусства.
2006 –
Международная конференция «Визуальные стратегии в искусстве: теории и практики». Москва, РГГУ, май 2006 // О «визуальных гимнах» в художественно-образной программе скифского звериного стиля.
Всероссийская археологическая конференция «Современные проблемы археологии России», ИАЭ СО АН, 2006 Новосибирск // Иконография хищника породы кощачьих, свернувшегося в кольцо: варианты и модификации (на примере памятников Восточного Казахстана).
2007 –
Восток в древности: новые методы изучения. Москва, ИВ РАН, декабрь 2007 // Методы искусствознания и их применение при изучении археологического памятника.
2008 –
II (XVIII) Всеоросссийский археологический съезд в Суздале. ИА РАН, 2008 // Канон и его роль в процессах сложения скифского звериного стиля.
2010 –
Международная конференция, посвящённая памяти Г.М. Бонгарда-Левина "Проблемы истории и культуры Древнего Востока".Москва, ИВ РАН, декабрь 2010 //К вопросу о роли петроглифов в изучении стилистических приёмов в раннескифском искусстве.
2011 -
Международная конференция «Наскальное искусство в современном мире». Кемерово, 2011 //Звериный стиль как стадиальное явлении в художественной культуре евразийских степей I тыс до н.э. – I тыс. н.э.
Древность: историческое знание и специфика источника. Москва, ИВ РАН, декабрь 2011 //Стрелец из Жалтырак-Таша.
2012 –
Международная научная конференция «Средневековая городская культура и кочевая цивилизация бассейна реки Урал». Уральск, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, сентябрь, 2012 // ПАМЯТНИКИ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ I ТЫС. ДО Н.Э. - НАЧАЛА I ТЫС. Н.Э.: ИСКУССТВО ИЛИ АРХЕОЛОГИЯ? (К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА).
2013 -
Международная конференция, посвящённая памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского «Иранский мир в II-I тыс. до н.э.», декабрь 2013 // О возможных путях генезиса и «транскрипции» образа Кентавра-Стрельца в искусстве Древнего Востока.
2014 –
Международная научно-практическая конференция «Маргулановские чтения -2014», Павлодар. декабрь 2014 //С.С. Черников и история изучения памятников Чиликтинской долины во второй половине XIX - начале XX веков
2015 -
Конференция памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского "Способы, направления и уровни реконструкции культурно-истоической реальности". 30.11 - 1.12. 2015. Москва, ИВ РАН // Искусство узнавания или о применении дефиниций при работе с аналогиями (на базе анализа одного образа в памятниках евразийских степей и Ближнего Востока в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.)
2016 -
Международный научный семинар "Звериный стиль сквозь века: истоки, трансформации, реминисценции. Искусство кочевников Евразийских степей I тыс.до н. э. - I тыс. н.э.". 13.12 -14.12. 2016. Москва, ИА РАН, Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра археологии // Бестиарий Келермесского меча: к поиску иконографических аналогий
Международная конференция "Чтения памяти Ирины Владимировны Яценко". 16.12 - 17.12. 2016. Москва, Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра археологии // К вопросу о соотношении архетипических и заимстованных образцов в искусстве евразийских номадов в первой половине I тыс. до н.э. (на примере Πότνια θηρῶν)
2017 -
"Цветаевские чтения": к 20-летию отдела "Учебный художественный музей".9.10.2017 - 10.10.2017. Москва // Методика обучения студентов истории искусств на базе коллекций слепков
Иранский мир в II-I тыс. до н.э: модели инкультурации. 27.11.2017 - 28.11.2017. Москва // "Сквозные" сюжеты в искусстве евразийских степей и античного мира в первой половине I тыс. до н.э. как способы передачи культурной информации
2018 -
VIII Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства. Границы и горизонты». 4-6 октября 2018 г. Москва //«Сквозные образы» в художественных культурах I тыс. до н.э.: проблемы интерпретации
2019 -
XI конференция «Древность: историческое знание и специфика источника» памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского. 26-27 ноября. Москва, ИВ РАН //«Дама Ритберга» из Луристана: анализ иконографической схемы.
Международная конференция
«Знаки и образы в искусстве каменного века»
27–29 ноября 2019 г., Москва, Институт археологии РАН // Букраний в искусстве неолитических культур Древнего Востока, Эгеиды и Центральной Европы: от натуроподобия к знаку.2020-
IX Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства. Границы и горизонты». 26-31 октября 2020 г. СПб// Могли ли существовать сирены-ихтиоморфы в искусстве Древнего мира: о необходимости изменения исследовательской парадигмы
2021-
- Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Древнее искусство в контексте культурно-исторических процессов Евразии: к 300-летию научного открытия Томской писаницы». 18-20 августа 2021. Кемерово, Кемеровский государственный университет, Музей-заповедник «Томская Писаница» //О возможностях иконографического метода в изучении популярных сюжетов петроглифов.
- Международная конференция вторые чтения памяти И.В. Яценко. 17-18 декабря 2021. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова // Навершия с изображением женского божества из Александропольского кургана: о возможности идентификации
2022-
- XII Международная научная конференция «Древность: историческое знание и специфика источника», посвящённая памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского. 15-16 марта 2022. Москва, ИВ РАН // Браслет с наконечниками в виде головок львов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: к вопросу об атрибуции памятника (в соавторстве с Колгановой Г.Ю.)
- I Международная научная конференция "Искусство Востока и Восток в искусстве". 28-30 июня 2022.Москва, ИВ РАН // Иконографическая схема "Naked Goddess" в искусстве Древнего Востока: специфика функционипрования и её причины
2023-
- Круглый стол "Гольстрим античности. Памяти Л. И. Таруашвили". 25 мая 2023. РАХ, Москва //Заметки о возможных прототипах для эолийской капители: древневосточные источники и их роль в формировании отдельных элементов
- II Международная научная конференция "Искусство Востока и Восток в искусстве". 5-7 июня 2023.Москва, ИВ РАН // Образ "Змеиной Богини" на Крите в период "новых дворцов": постановка вопроса и возможности иконографического метода.
2024 -
- Всероссийский научный симпозиум "Vita brevis, ars longa", посвященный памяти Якова Абрамовича Шера. 4-5 апреля 2024. Кемерово, Кем ГУ // Универсальные сюжеты в древнем искусстве Евразии.
- Круглый стол "Неизвестный Горелик. Яррист: Михаил Горелик (1946-2016) между мечом и кистью. 15 мая 2024Москва, ИВ РАН // Методы искусствоведения в реконструкции предметов материальной культуры Древнего мира.
- - III Международная научная конференция "Искусство Востока и Восток в искусстве". 16-18 сентября 2024.Москва, ИВ РАН //О полезности иконографических схем в искусстве дописьменных культур Передней Азии.
- 2014
Маргулановские чтения -2014 (Павлодар). Доклад: С.С. Черников и история изучения памятников Чиликтинской долины во второй половине XIX - начале XX веков
Участие в редколлегиях научных журналов
Член редколлегии журнала "Восточный курьер" (Восточный факультет Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) и Институт востоковедения РАН)
Информация*
- Общий стаж: 33 года
- Научно-педагогический стаж: 30 лет
- Преподавательский стаж: 30 лет
V ежегодная студенческая конференция “Искусство на грани // Art on the Edge”
10 – 11 марта 2022 года прошла пятая ежегодная искусствоведческая конференция при факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Она была организована студентами бакалавриата ОП “История искусств”.
«С чего начиналось исследование», или четыре года, пролетевшие как миг
10 и 11 июня в очном формате прошли защиты выпускных квалификационных работ студентов нашей образовательной программы.
Вспоминаю о годах обучения с благодарностью
Ирина Афанасьева – выпускница бакалавриата ФГН 2019 года, работает научным сотрудником в Государственной Третьяковской галерее. Мы встретилась с Ириной и подробно расспросили её о периоде обучения в Вышке, об интересных проектах и планах на будущее.
День открытых дверей программы "Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры"
28 января в Центре открытого образования Addenda прошел День открытых дверей программы профессиональной переподготовки "Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры" в онлайн формате.
Отзывы слушателей курса ДПО об онлайн обучении
Первоначально переход в формат дистанционных занятий не все слушатели курсов ДПО восприняли позитивно. Многим был важен личный контакт с преподавателем и возможность живого общения. Поэтому, запуская заключительный модуль программы профессиональной переподготовки «История искусств», мы провели опрос слушателей данной программы на предмет их удовлетворенности онлайн обучением. Спешим поделиться с вами полученными отзывами.
Взгляд сквозь экран: эрмитажная практика искусствоведов в дистанционном формате
Этой весной традиционная музейная практика в Эрмитаже прошла у учащихся первого курса ОП “История искусств” в дистанционном формате. В этой статье студенты и преподаватели делятся своим опытом виртуального путешествия по Санкт-Петербургу.
Начинается новый учебный год
Поздравляем с Днем Знаний и началом нового учебного года.
“Oh My Guide!” – рассказ о том, как опыт студенческой практики превращается в искусство
Традиционно весной наши первокурсники отправляются на практику в музеи Санкт-Петербурга, и уже второй год подряд в рамках дисциплины «Английский язык» (ESP) студенты выполняют проектное задание – составляют в свободном формате на английском языке свой личный гид по городу и его сокровищницам “Top-10 Objects of Art to See in Saint-Petersburg”, который бы не только давал им возможность творческого самовыражения, но и имел реальное практическое назначение – мог бы быть полезен всем путешественникам и неравнодушным к искусству.
Римские "каникулы": как студенты ОП "История искусств" в Вечный город на практику ездили
В рамках минора "Антиковедение" студенты-бакалавры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ проходят студенческую практику в Риме. В этом году поездка в столицу Италии состоялась в конце октября. Участник практики, студент 4 курса ОП "История искусств" Илья Малахов о том, как все прошло, и что посещение Вечного города может дать историку искусств.
Поздравляем наших лучших преподавателей
Состоялись выборы лучших преподавателей Вышки 2018
Как первокурсники искусствоведы на практику в Эрмитаж, что в городе Санкт-Петербурге, ездили
Наши студенты за время обучения в бакалавриате трижды выезжают на практику в другие города. Самая первая поездка ждёт их уже после третьего модуля на 1 курсе, и для каждого нового первого курса студентов-искусствоведов она становится чем-то важным.
Лучшие преподаватели НИУ ВШЭ 2017
В ходе выборов студенты голосовали онлайн в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедурой оценки преподавателей и учебных курсов. Каждый студент мог указать не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий.
Новое на странице студенческой оценки преподавания (СОП) и лучшие курсы ОП "История искусств"
На сайте появился новый раздел "Лучшие дисциплины" , в котором публикуются списки лучших учебных курсов по версии студентов.
Юбилей Софьи Анатольевны Зинченко
12 декабря юбилей Софьи Анатольевны Зинченко, доцента Школы исторических наук.
Лекция Софьи Зинченко «Традиционное искусство тропической Африки»
7 июля в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась лекция Зинченко Софьи Анатольевны, посвященная рассмотрению причин самобытности традиционного искусства Тропической Африки, описанию основных видов традиционного искусства этого региона.
Лучшие преподаватели — 2016
Подведены итоги студенческого голосования за лучших преподавателей минувшего учебного года. Среди лучших — наши коллеги, профессора и доценты Школы исторических наук Е.В. Акельев, М. Байссвенгер, М.А. Бойцов, А.Ю. Виноградов, И.В. Волкова, О.С. Воскобойников, И.Н. Данилевский, С.А. Зинченко, В.В. Керов, Л.Г. Новикова, С.В. Польской, П.С. Стефанович, А.В. Шарова и Е.А. Щербакова. Наши поздравления победителям!
Лучшие преподаватели минувшего семестра
Подведены итоги очередного студенческого голосования за лучших преподавателей НИУ ВШЭ. Кроме того, по итогам конкурса научно-исследовательских работ студентов определены лучшие научные руководители истекшего учебного года. Среди победителей — почти два десятка преподавателей Школы исторических наук.
От всей души поздравляем коллег!