V ежегодная студенческая конференция “Искусство на грани // Art on the Edge”
10 – 11 марта 2022 года прошла пятая ежегодная искусствоведческая конференция при факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Она была организована студентами бакалавриата ОП “История искусств”.
Юбилейная искусствоведческая конференция молодых исследователей была организована совершенно новой командой: ею занимались студенты третьего и четвертого курсов бакалаврской программы “История искусств”. В организационный комитет вошли студентки 3-го курса Анна Радостина и София Дубровская, а также учащиеся выпускного курса Ирина Пономаренко, Алина Мирошник и Алексей Холов.
В прошлом году я участвовала на конференции с докладом, а в этом году оказалась в организационном комитете. Интересно было увидеть изнутри всю “кухню” академического мероприятия, от задумки до триумфального завершающего чаепития с коллегами. Конференция подарила мне новые знакомства - как с людьми, так и с темами в современном искусствознании.
Ирина Пономаренко
Первая и вторая встречи молодых исследователей были связаны с размышлениями о времени и пространстве. В рамках третьей и четвертой конференции основательно рассматривались проблемы сохранения памятников и памяти о мастерах и произведениях искусства, оставшихся за пределами широкого исследовательского дискурса. Предметом исследования юбилейной конференции стали поиски пределов (или их отсутствия) в искусстве, а также взаимодействие привычной области искусствоведческих исследований с другими гуманитарными дисциплинами. Именно так возникло название “Искусство на грани // Art on the Edge”.
История искусств как гуманитарная наука заключена в определенные рамки. Как исследователи мы устанавливаем правила: вырабатываем собственный язык, это очень важный аспект деятельности историка искусства; определяемся с методологическими подходами, ставим конкретные исследовательские задачи. Мы структурируем опыт восприятия искусства, несмотря на то, что само искусство стремится к бесконечности. Мы решили предложить участникам расширить исследовательские горизонты: поразмышлять над межкультурными взаимодействиями в области искусства, подумать над синтезом гуманитарных и социальных исследований, а также над тем, как искусство вырастает из теоретической основы и выходит в мир зрительских ощущений.
Постоянные разговоры с коллегами из других гуманитарных областей позволяют дополнять и расширять собственный опыт восприятия, и это замечательно!
София Дубровская
К февралю команда организаторов собрала более 50-ти заявок на участие в конференции. В этом году мероприятие состоялось в двойном формате, так что получилось расширить территориальные границы нашей встречи: некоторые участники и слушатели присоединились к нам в аудитории, а кто-то подключался онлайн.
Среди 20-ти участников конференции - студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, СПбГУПТД, РГГУ, РУДН, Европейского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, БФУ им. И. Канта. Чугунова Анастасия Дмитриевна подключались к нам из Лондона, а Дарья Вячеславовна Волкова приехала из Самары.
Участники конференции представили доклады широкого хронологического и предметного спектра, которые были распределены на пять тематических блоков. В первый день встреча началась с секции “Расширяя горизонты: региональное наследие и межкультурные взаимодействия”. Горбунова Анастасия Александровна (СПбГУПТД) поделилась опытом исследования произведений исторического жанра, представляющих русско-турецкие приемы дипломатических посольств XVII века. Кучинская Таисия Викторовна (НИУ ВШЭ) проанализировала роль журнала «Америка» в советской художественной среде конца 1950-х – первой половины 1970-х годов.
Разухина Дарья Сергеевна (НИУ ВШЭ) рассмотрела памятники визуальной культуры периода Мэйдзи (гравюры укиё-э, рисунки и газетные иллюстрации), в которых встречались изображения псевдозападной архитектуры гиё:фу. В докладе Шабановой Дарьи Сергеевны (МГУ им. М.В. Ломоносова) был рассмотрен феномен няньхуа – китайских народных картин. Благодаря исследованию биографии, полевых дневников и научных работ Л. И. Шренка, а также сохранившихся мемуаров современников, докладчице удалось провести сопоставительный анализ текстовых и визуальных источников и выявить наиболее вероятные места приобретений приобретений няньхуа.
Вторая секция “На грани: искусство через призму гуманитарных и социальных наук” открывалась докладом Волковой Дарьи Вячеславовны (академия художеств имени И.Е. Репина), которая исследовала творческие методы Василия Каменского как книгоиздателя, а также поделилась результатами первых опытов проектирования читательского опыта в типографике. Чугунова Анастасия Дмитриевна (Goldsmiths University) представила доклад на тему современного и цифрового искусства, основой ее доклада стало исследование текстов Рагнхильда Тронстада (Ragnhild Tronstad) и Мелиссы Гронлунд (Melissa Gronlund) о феномене эффекта “зловещей долины”.
В завершающей секции первого дня “Запредельность: искусство во взаимодействии со зрителем” выступила Кищак Елена Викторовна (РГГУ). Елена рассмотрела феномен NFT-искусства и подняла вопросы об экспонировании крипто-искусства, его взаимоотношении с ведущими арт-институциями и зрителем. Константинова Александра Викторовна (БФУ им. Канта) рассмотрела экспозиционного дизайна в современной выставочной практике в России. Максимова Мария Олеговна (НИУ ВШЭ) обратилась к проблеме постколониальных исследований, рассмотрев возможности моделирования реальности посредством архитектурных форм в рамках советского модернизма.
Овсянников Максим Юрьевич (РГГУ) исследовал функции пейзажа в художественной культуре символизма, а также задался вопросом связи искусства русского символизма со средневековой парадигмой мышления. Первый день конференции завершился докладом Химены А. Фуэнтес Байкуэ (РУДН) на английском языке. Студентка магистерской программы Creative industries and management in the sphere of culture рассмотрела вопросы взаимодействия зрителей с искусством в контексте публичного пространства.
Второй день конференции начался с секции “Определяя границы: теория и практика методов искусствоведческого исследования”. Линькова Ксения Владимировна (НИУ ВШЭ) рассмотрела специфику иконографического метода в контексте исследований архитектуры, Сыч Ольга Николаевна (НИУ ВШЭ) поделилась опытом искусствоведческого исследования художественных и музыкальных объединений Западного Берлина 1970-1980-х годов.
Шадничев Кирилл Ильич (Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) поделился результатами исследования программы скульптурного цикла Большого Круглого зала здания Московского Сената, а также поднял вопросы о авторстве и проблеме доступа к первоисточнику в рамках искусствоведческих исследований. Лебедева Дарья Евгеньевна (НИУ ВШЭ) обратилась к вопросу о том, как империалистические амбиции Японии в начале XX в. повлияли на творчество Фудзисима Такэдзи.
Конференция завершилась двумя прекрасными докладами о незаслуженно забытых мастерах: в секцию “Выходя за рамки: непризнанные и забытые мастера и исследователи” вошли два выступления. Щекочихина Елена (МГУ им. М.В. Ломоносова) рассказала об архитектурной деятельности Отто Вутке, а Холов Алексей Сергеевич (НИУ ВШЭ) поделился новыми сведениями о жизни и творчестве архитектора С. С. Эйбушитца.
Внесекционный доклад был этого года был посвящен медиевистическим исследованиям. Красовицкий Андрей Ильич (НИУ ВШЭ) рассмотрел стилистические и иконографические аспекты оттоновской миниатюры, принимая во внимание вероятность смешения раннехристианского, каролингского и византийского влияний.
Программа конференции “Искусство на грани // Art on the Edge”.
Кроме того, дополнительно о нашей конференции Вы можете прочитать в материале HSE Daily.
Посмотреть записи прошедшей конференции можно на студенческом канале:
Мы благодарим нашего академического руководителя Ольгу Алексеевну Назарову за доверие, большое спасибо Елене Борисовне Шарновой за бесконечную поддержку. Благодарим сотрудников учебного офиса Искрину Марию Владимировну и Куфтину Екатерину Александровну за помощь во всех организационных вопросах. Спасибо Линьковой Ксении Владимировне за советы и поддержание нашего командного духа. А также благодарим Софью Анатольевну Зинченко за предоставление платформы для онлайн-связи. Нам успешно удалось подключить к конференции всех, кто не имел возможности присоединиться лично.
Спасибо всем участникам и слушателям конференции за то, что присоединились к нам и поделились своими мыслями, рассуждениями и вопросами. Именно благодаря вам конференция состоялась и увлекла в дискуссию длинною в два дня.
До встречи в следующем году!
Ваша команда организаторов
Зинченко Софья Анатольевна
Школа исторических наук: Доцент
Назарова Ольга Алексеевна
Школа исторических наук: Доцент
Шарнова Елена Борисовна
Школа исторических наук: Доцент