Паспорт образовательной программы
07.03.04 Градостроительство
Нет
5 лет
Очная форма обучения, 300 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
2024/2025 учебный год
Аналитика городских данных
ПК-1 |
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления. |
ПК-5 |
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации. |
Разработка городских проектов
ПК-1 |
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления. |
ПК-2 |
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа. |
ПК-3 |
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений. |
ПК-4 |
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне. |
ПК-5 |
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации. |
Управление городскими проектами
ПК-1 |
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления. |
ПК-2 |
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа. |
ПК-3 |
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений. |
ПК-4 |
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне. |
ПК-5 |
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации. |
2023/2024 учебный год
Аналитика городских данных
ПК-1 |
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления. |
ПК-5 |
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации. |
Разработка городских проектов
ПК-1 |
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления. |
ПК-2 |
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа. |
ПК-3 |
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений. |
ПК-4 |
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне. |
ПК-5 |
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации. |
Управление городскими проектами
ПК-1 |
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления. |
ПК-2 |
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа. |
ПК-3 |
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений. |
ПК-4 |
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне. |
ПК-5 |
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации. |
Цель (миссия) образовательной программы – подготовка специалистов, обладающих междисциплинарным комплексом знаний и навыков, необходимых для обеспечения развития городских и неурбанизированных территорий, в том числе, стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования и разработки планировочных документов. Акцент в образовательном процессе будет сделан на развитие у студентов умений искать и достигать баланс интересов различных агентов городского развития и использовать комплексный аналитический подход к управлению пространственным развитием городов.
Актуальность создания новой образовательной программы обусловлена ростом требований государства и граждан к качеству управленческих решений в области пространственного развития городов. В настоящее время эти задачи, как правило, выполняют специалисты-градостроители, получившие образование по направлению «Архитектура», которое дает лишь часть необходимых знаний и навыков – в первую очередь, объемно-планировочных, а не управленческих и экономических.
Образовательная программа «Городское планирование» призвана подготовить специалистов, чьи знания и навыки будут соответствовать сформировавшемуся за последние годы запросу на развитие российских городов, отвечать принципам устойчивого развития и систематизировать работу с городом как с объектом комплексного развития. Для решения проблем, связанных с современными вызовами развития российских городов, будущие специалисты в области городского планирования получат необходимый аналитический, правовой, управленческий и концептуальный инструментарий.
Основой образовательного процесса является соединение передовых технологий городского пространственного планирования и современного междисциплинарного научного знания о городах.
Образовательная программа опирается на три ключевых принципа, которые должны быть заложены в основу профессии городского планировщика:
- комплексный аналитический подход к стратегическому планированию и принятию решений;
- междисциплинарность профессиональной деятельности;
- сочетание командной проектной работы и индивидуальной ответственности в ходе принятия решений.
Идеология образовательной программы ориентирована на новые подходы ООН Хабитат (Программа ООН по населенным пунктам) в области городского и территориального планирования, которые призваны способствовать устойчивому развитию, в свою очередь, тесно связанному с тремя взаимодополняющими компонентами: социальным развитием и интеграцией, устойчивым экономическим ростом и охраной и рациональным использованием окружающей среды.
Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные и общепрофессиональные компетенции (определены в ОС по направлению подготовки).
Профессиональные компетенции, которыми обладают выпускники ОП «Городское планирование»:
- способность разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления;
- способность организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа;
- способность координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений;
- способность проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне;
- способность рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации
Потенциальными ключевыми работодателями – потребителями выпускников образовательной программы являются:
- государственные, муниципальные и частные консалтинговые, дизайнерские, архитектурные, градостроительные проектные организации, аналитические центры;
- органы местного самоуправления и государственной власти, государственные и муниципальные учреждения;
- средства массовых коммуникаций, связанные с вопросами городского и регионального развития.
Образовательная программа «Городское планирование» имеет следующую структуру учебного плана.
1. Дисциплины общего цикла предназначены для развития общей культуры студентов и включают в себя дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре, психологии, истории, правовой грамотности.
2. Дисциплины профессионального цикла, в том числе дисциплины по выбору, – это совокупность дисциплин, направленных на формирование знаний и компетенций по основному направлению подготовки образовательной программы, они формируют теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента.
С учетом междисциплинарного характера образовательной программы студентам предлагается для изучения дисциплины по 6 направлениям:
- новая география: изучение пространства через оптику осмысления и освоения его человеком, умение работать с картами и геоинформационными системами, развитие пространственного мышления (социально-экономическая география, страноведение и география городов, методы пространственного анализа городских данных, теории развития городов и их систем, территориальное планирование и планировка территории на основе выявления пространственной структуры города и т.д.);
- экономика: развитие экономического мышления, навыков оценки эффектов городских проектов, финансовое моделирование, понимание рынка недвижимости и земельных ресурсов (экономика, экономика города, жилищная экономика и жилищная политика, экономика транспорта, эффективность общественных расходов);
- социальные науки: социология, социология города, демография, история городов России;
- менеджмент: развитие проектного мышления, навыков оценки реализуемости и сопровождения проекта на всех этапах, навыки успешной презентации (управление проектами, основы девелопмента, брендинг территорий, стратегический менеджмент);
- архитектура и градостроительство: развитие навыков работы с физическим пространством города, понимание ценности сложившегося городского пространства и архитектуры (история архитектуры и градостроительства, компьютерная графика, градостроительное проектирование и морфология городских пространств, территориальное планирование и планировка территории);
- инструменты управления территориальным развитием: местное самоуправление, городское стратегическое планирование, правовое регулирование градостроительной деятельности, транспортное планирование.
Так же предполагается обучение в рамках специального проектного семинара с 1 по 4 курс, научно-исследовательского семинара с 1 по 5 курс.
3. Дополнительный профиль (Minor) – это учебный цикл, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Майнор реализуется как выбор обучающимися ряда дисциплин (либо связанных друг с другом содержательно, либо не связанных — в последнем случае это Свободный майнор).
4. Практика(и), проектная и научно-исследовательская работа предполагают участие в реализации проекта на 4 курсе, практиках на 2, 4 и 5 курсах, написание и защиту курсовых работ на 3 и 4 курсах.
5. Итоговая аттестация представляет собой защиту выпускной квалификационной работы.
6. Дополнительной опцией к образовательной программе является возможность бесплатно факультативно изучать английский язык всем студентам на 1-2 курсах, включая студентов, обучающихся на коммерческой основе.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин