• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Философия XVIII века. Немецкая классическая философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Западная философия до середины XX века (История не-мецкой классической философии)» являются: освоение студентами наследия классической не-мецкой философии, знакомство с содержанием философских концепций Иммануила Канта и трех представителей «абсолютного идеализма» — Фихте, Шеллинга, Гегеля. Кроме того, в курсе рассматривается специфика и основные представители немецкого Просвещения, специфика концепций непосредственных предшественников Канта (школа Вольфа), работы Винкельмана и Лессинга, Гердера, а также других важнейших немецких философов рассматриваемого периода. Немецкая классическая философия является одним из наиболее выдающихся достиже-ний мировой философской мысли, работы ее представителей сформировали проблематику и язык всей современной философии. Осваивая это наследие, студены не только должны познакомиться с исторически наиболее значительным и даже переломным моментом становления современной философии. Они одновременно должны освоить философский язык, без которого немыслима современная философия, выработать понимание философской систематики, разби-раться в специфике постановки философских проблем, в логике и аргументативных стратегиях, разработанных представителями немецкой классической философии. Учитывая выдающуюся значимость философии Канта для последующего развития современной философии, изучению его наследия уделяется в курсе особенно большое внимание.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами содержания концепций немецкой классической философии, их философской терминологии, понимание философской проблематики, оказавшей влияние не специфику построения этих концепций
  • Знание основных стратегий аргументации, использовавшихся в работах немецких классиков, понимание взаимосвязи отдельных концепций, а также тех проблем, которые стимулировали развитие немецкой классической философии
  • Понимание содержания взаимной критической дискуссии между различными программами немецкой классической философии, основных критикуемых недостатков отдельных концепций
  • Знание историко-культурного контекста немецкой классической философии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных характеристиках немецкого Просвещения
  • Владеет принципами исторического анализа текстов философии Просвещения
  • Имеет представление о специфике и основных задачах трансцендентальной философии
  • Понимает логику кантовской классификации познавательных способностей
  • Владеет базовой терминологией кантовской теории познания
  • Имеет представление о специфике разума как познавательной способности
  • Понимает смысл кантовских аргументов против догматической метафизики
  • Владеет терминологией и аргументативным аппаратом трансцендентальной диалектики
  • Понимает специфику способности желания в отличие от способности познания
  • Имеет представление об основных проблемах и трудностях кантовской этики долга
  • Владеет терминологией и аргументативным инструментарием формальной этики
  • Имеет представление о специфике кантовского учения о вкусе
  • Понимает историческое значение кантовского обоснования автономной эстетики
  • Владеет терминологией кантовского учения о прекрасном
  • Знает основные стратегии критики кантовского трансцендентализма
  • Знаком с идеями ключевых представителей раннего кантианства
  • Понимает логику формирования спекулятивного идеализма
  • Имеет представление об основных этапах развития наукоучения Фихте
  • Понимает специфику интерпретации кантовских понятий в творчестве Фихте
  • Владеет терминологией диалектической теории самосознания
  • Знаком с основными идеями фихтевской теории нравственности и права
  • Понимает специфику идеалистического обоснования базовых категорий морали и права
  • Владеет терминологией и аргументативными приемами спекулятивной диалектики
  • Знаком с основными этапами философской эволюции Шеллинга
  • понимает логику обоснования возможности спекулятивного познания природы
  • Владеет терминологией натурфилософии
  • Имеет представление об основных идеях трансцендентального идеализма
  • Понимает логику обоснования исторического подхода к исследованию сознания
  • Владеет терминологией шеллинговской теории самосознания
  • Знаком с базовыми принципами диалектического метода
  • Имеет представление о специфике диалектики Гегеля
  • Владеет базовой терминологией гегелевского учения о мышлении
  • Имеет представление о специфике гегелевского толкования логики
  • Умеет выявлять диалектическую взаимосвязь логических категорий
  • Владеет основными приемами диалектической методологии
  • Знаком с основными идеями гегелевской натурфилософии
  • Имеет представление об историко-научном значении спекулятивной натурфилософии
  • Владеет основными приемами герменевтики натурфилософских текстов
  • Имеет представление об основных темах и разделах гегелевской философии духа
  • Владеет терминологией гегелевской философии права и философии истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Немецкое Просвещение: общая характеристика и основные особенности
    Периодизация немецкого Просвещения. Политическая специфика германского мира. Просвещенные монархи Пруссии и Австрии. Специфика религиозности и отношения к религии в немецком Просвещении. Философия немецкого Просвещения. Христиан Вольф и «школьная философия». Определение философии у Вольфа Систематизация метафизики у Вольфа. Философское познание и способы достижения его достоверности у Вольфа. Структура метафизики Александра Баумгартена. Эстетика раннего немецкого Просвещения: Баумагартен, Лессинг, Винкельман. Ответ И. Канта на вопрос «Что такое просвещение?».
  • Критическая философия Канта и понятие трансцендентальной философии
    Основные задачи критической философии И.Канта. Проблема критики разума и понятие трансцендентальной философии. Понятия априори и апостериори, аналитического и синтетического. Чувственность, рассудок и разум, их соотношение. Трансцендентальная эстетика Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Обоснование различения “вещи в себе” и “явления”. Внешнее и внутреннее чувство, принцип их различия и структура соотношения. Априорные условия деятельности рассудка и учение Канта о категориях. Понятие трансцендентального единства апперцепции и концепция продуктивной способности воображения. Трансцендентальная дедукция категорий
  • Трансцендентальная диалектика Канта и вопрос о границах познания
    Понятие «разум» в теории познания Канта, соотношение разума с рассудком и чувственностью. Чистый разум и трансцендентальная видимость. Априорный синтез чистого разума и трансцендентальные идеи. Кантовская критика рациональной психологии. Антиномии чистого разума и их разрешение. Учение о трансцендентальном идеале. Регулятивное значение идей чистого разума. Итоги трансцендентальной критики познания и переход к практической философии
  • Учение И.Канта о практическом разуме и проблема соотношения чистого и практического разума
    Понятие чистого практического разума. Практические основоположения, максимы и законы. Основания определения воли к поступку. Кантовская критика эвдемонизма и содержательной этики. Автономия и гетерономия воли. Антиномия долга и склонности как условие возможности этического. Моральный и легальный поступок. Учение Канта о категорическом императиве. Кантовское толкование свободы, соотношение свободы и морального закона. Кант о примате практического разума. Антиномия практического разума в определении понятия высшего блага. Проблема взаимоотношения этической и религиозной ценности в практической философии Канта. Обоснование бессмертия души и бытия Бога в качестве постулатов практического разума. Понятие «моральной веры». Преимущества и недостатки формалистической этики Канта. Современные дискуссии вокруг моральной философии Канта
  • Учение И.Канта о способности суждения
    Проблема соотношения природы и свободы. Способность суждения как связующее звено между рассудком и разумом. Понятие целесообразности. Эстетическая способность суждения. Условия возможности эстетической оценки. Кантовский анализ суждений вкуса. Аналитика прекрасного. Кантовское обоснование возможности идеала красоты. Понятие прекрасного искусства. Кантовское учение о гении, его эстетические и антропологические аспекты. Красота как символ нравственности. Телеологическая способность суждения. Обоснование возможности усмотрения объективной целесообразности в природе. Кант о спекулятивном рассмотрении природы
  • Критика философии И.Канта и формирование немецкого идеализма
    Дискуссии вокруг философии Канта в раннем кантианстве (Рейнгольд, Якоби, Шульце). Проблема первого основоположения. Вопрос о возможности интеллектуального созерцания. Проблема единства трансцендентальной философии. Становление философии Фихте. Толкование задач трансцендентальной философии в ранних сочинениях Фихте. Проблема оснований достоверности в работе “О понятии наукоучения”. Фихтевский проект наукоучения. Понятие безусловного основоположения и циклическая модель обоснования знания
  • Принципы теоретической философии И.Г.Фихте
    Три основоположения наукоучения. Категории полагания и противополагания. Критика кантовского учения о “вещи в себе”. Обоснование Фихте возможности интеллектуального созерцания и понятие «дела-действия». Диалектическая модель деятельности сознания. Независимая деятельность, страдание и взаимосмена. Интерпретация Фихте кантовского учения о продуктивном воображении. Фихтевская версия дедукции категорий. Проблема соотношения абсолютного и конечного Я. Созерцание и рефлексия в деятельности сознания
  • Практическая философия И.Г.Фихте
    Фихтевское обоснование единства теоретического и практического. Понятие стремления. Чувство как обнаружение немощи в Я. Свобода как абсолютная этическая ценность. Содержательная интерпретация категорического императива у Фихте. Диалектика цели и средства в этике Фихте. Проблема другого Я в контексте наукоучения. Понятие права. Обоснование возможности интерсубъективного отношения. Категория признания. Дедукция телесности. Противоречия абсолютной свободы в этике Фихте
  • Натурфилософия Ф.В.Й.Шеллинга
    Критика трансцендентальной философии Канта в ранних сочинениях Шеллинга. Шеллинговское истолкование интеллектуального созерцания и проблема бессознательного. Абсолютное как безусловное основание формы и реальности знания. Догматизм и критицизм. Обоснование Шеллингом возможности спекулятивной натурфилософии. Основные принципы шеллинговского осмысления природы: автономия и автаркия природы, органицизм, теория динамического равновесия
  • «Система трансцендентального идеализма» Шеллинга
    Натурфилософия и трансцендентальный идеализм, их соотношение и связь. Историзация познания в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинга. Диалектика сознательного и бессознательного в деятельности самосознания. Понятие трансцендентальной истории. Эпохи истории самосознания. Ощущение, продуктивное созерцание, рефлексия. Трансцендентальная и абсолютная абстракция. Трансцендентальные основания практической способности. Свобода и необходимость в действительной истории. Теория эстетического созерцания; искусство как органон и документ всякой философии
  • Основные принципы философского метода Гегеля
    Философия как экспликация абсолютного знания. Цикличность философского дискурса. Действительность и истина действительности. Идея системы в философии Гегеля. 9 Процессуальность истины. Абстрактное и конкретное. Конкретность философского познания. Принцип тождества истории и логики. Основные компоненты диалектического метода. Теория спекулятивного предложения. Категории “в-себе”, “для-себя”, “у-себя” и процедура снятия. “Феноменологическая” и “логическая” версии обоснования системы. Принципы построения “Феноменологии духа”.
  • «Наука логики» Гегеля.
    Категория “логически-реального” и обоснование объективности мышления. Содержательный характер гегелевской логики. Тождество логики и метафизики. Три момента логического и структура логики. Логика бытия. Проблема начала логики. Бытие - ничто - становление. Принцип отношения категорий бытия: переход. Определенности бытия: качество, количество, мера. Логика сущности. Принцип рефлексии и понятие видимости. Первичные определения рефлексии: тождество и различие, основание и существование. Категория вещи и критика кантовского учения о “вещи в себе”. Сущность и явление, содержание и форма. Категория действительности. Логика понятия. Понятие как истина бытия и сущности. Принцип развития. Субъективное понятие, объект и идея. Конкретное понятие как акт взаимного опосредования всеобщего, особенного и единичного. Единство понятия и объективности в идее. Абсолютная идея как истина логического.
  • Принципы спекулятивного познания природы в философии Гегеля.
    Принципы натурфилософии Гегеля и ее отличие от шеллинговской. Философия природы как единство теоретического и практического отношения к ней. Понятие природы как становления духа. Внешность как основополагающая определенность природы. Проблема начала природы. Вечная сотворенность и сотворенная вечность природы. Гегелевская критика космологических антиномий Канта. Необходимость и случайность в природе. Критика односторонности эманативного и эволюционного понимания природы. Природа как система ступеней. Механизм, химизм и организм в природе. Всеобщее, особенное и единичное в сфере органики. Родовой процесс в живой природе. Диалектическая интерпертация сексуальности. Болезнь и смерть как явления негативности в живом. Смерть как утверждение конечности природы посредством торжества рода над индивидом. Смерть природного и рождение духа
  • Формы самопознания духа в философии Гегеля
    Общее понятие о духе. Дух как деятельность, свобода и идеальность. Самооткровение как способ существования духа. Дух как снятие инобытия идеи. Субъективный, объективный и абсолютный дух. Основные моменты развития субъективного духа. Душа как становление субъективности в природном субстрате. Тело как знак души и как условие явления единичного субъекта. Сознание, самосознание, разум. Актуализация свободы во взаимоопосредовании теоретического и практического духа. Объективный дух как система интерсубъективных отношений. Формы наличного бытия свободной воли: право, моральность, нравственность. Собственность как основа правового 10 отношения. Неправо и наказание. Рефлективный характер категорий добра и зла и раздвоенность морального субъекта. Нравственность как действительность свободы. Дух народа как субстанция нравственности. Непосредственное явление объективного духа в природном: семья. Дух как отношение множества лиц: гражданское общество. Гегелевское толкование государства. Монархия, аристократия и демократия как моменты истинного государства. Основные принципы гегелевской философии истории. Абсолютный дух. Искусство, религия и философия как моменты реализации абсолютного духа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменные домашние работы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Активность на семинарах + 0.15 * Письменные домашние работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Феноменология духа" Гегеля в контексте современного гегелеведения, , 2010
  • Schulting, D., & Verburgt, J. (2011). Kant’s Idealism : New Interpretations of a Controversial Doctrine. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=371726
  • Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки, Шеллинг, Ф. В. Й., 1998
  • Критика практического разума, Кант, И., 2012
  • Критика чистого разума, Кант, И., 2007
  • Лекции по философии духа : Берлин, 1827/1828: в записи Иоганна Эдуарда Эрдмана и Фердинанда Вальтера, Гегель, Г. В. Ф., 2014
  • Наука логики. Т.1: ., Гегель, Г. В. Ф., 1970
  • Наука логики. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 1971
  • Немецкая классическая философия : учебник для вузов, Кузнецов, В. Н., 2003
  • Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи : сб.: пер. с нем., Фихте, И. Г., 1998
  • Основа естественного права согласно принципам наукоучения, Фихте, И. Г., 2014
  • Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Метафизика нравов : пер. с нем., Кант, И., 2007
  • Система трансцендентального идеализма, Шеллинг, Ф. В. Й., 1936
  • Система учения о нравах согласно принципам наукоучения; Наукоучение 1805 г.; Наукоучение 1813 г.;..., Фихте, И. Г., 2006
  • Собрание сочинений. Т.4: Пролегомены; Основоположения метафизики нравов; Метафизические начало естествознания; Критика пра..., Кант, И., 1994
  • Собрание сочинений. Т.5: Критика способности суждения, Кант, И., 1994
  • Собрание сочинений. Т.8: Статьи; Лекции; Избранные письма; Из рукописного наследия, Кант, И., 1994
  • Сочинения на немецком и русском языках. Т.4: Критика способности суждения; Первое введение в "Критику способности суждения", Кант, И., 2001
  • Сочинения. Т.1: ., Шеллинг, Ф. В. Й., 1987
  • Сочинения. Т.2: ., Шеллинг, Ф. В. Й., 1989
  • Факты сознания; Назначение человека; Наукоучение : пер. с нем., Фихте, И. Г., 2000
  • Феноменология духа, Гегель, Г. В. Ф., 2000
  • Философия права, Гегель, Г. В. Ф., 1990
  • Философские произведения : пер. с нем., Фихте, И. Г., 2013
  • Фридрих Якоби: вера, чувство, разум, Чернов, С. А., 2010
  • Энциклопедия философских наук. Т.1: Наука логики, Гегель, Г. В. Ф., 1974
  • Энциклопедия философских наук. Т.2: Философия природы, Гегель, Г. В. Ф., 1975
  • Энциклопедия философских наук. Т.3: Философия духа, Гегель, Г. В. Ф., 1977

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adorno and Schelling on the art–nature relation. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7FB1CC8C
  • Appel, S. (2013). Caroline Schlegel-Schelling : Das Wagnis der Freiheit. München: C.H.Beck. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=679161
  • Kalar, B. (2006). The Demands of Taste in Kant’s Aesthetics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226955
  • Kant and Schelling on the Ground of Evil. (2019). International Journal for Philosophy of Religion, 85(2), 235–253. https://doi.org/10.1007/s11153-019-09701-6
  • Laurentiis, A. de. (2016). Hegel and Metaphysics : On Logic and Ontology in the System. [N.p.]: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1221910
  • Neuser, W. (2017). Natur und Begriff : Zur Theoriekonstitution und Begriffsgeschichte von Newton bis Hegel. [Place of publication not identified]: Springer VS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1453566
  • Oštarić, L. (2014). Interpreting Schelling : Critical Essays. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=818067
  • Sandkaulen-Bock, B. (1990). Ausgang vom Unbedingten : über den Anfang in der Philosophie Schellings /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.463627066
  • Sandkaulen, B. (n.d.). Grund und Ursache : die Vernunftkritik Jacobis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1566D51
  • Theron, S. (2019). Hegel’s System of Logic : The Absolute Idea As Form of Forms. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2093584
  • Wahsner, R. (2002). Die Macht des Begriffs als Tätigkeit (§ 208). Zu Hegels Bestimmung der Betrachtungsweise der Natur. Germany, Europe: Max-Planck-Institut für Wissenschaftsgeschichte. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28DB77A
  • Walter Jaeschke, & Birgit Sandkaulen. (2004). Friedrich Heinrich Jacobi : Ein Wendepunkt der geistigen Bildung der Zeit (Vol. Unveränderte eBook-Ausgabe der 1. Aufl. von 2004). Hamburg: Felix Meiner Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=982801
  • Wenzel, C. H. (2005). An Introduction to Kant’s Aesthetics : Core Concepts and Problems. Oxford, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=141264
  • Willaschek, M. (2018). Kant on the Sources of Metaphysics : The Dialectic of Pure Reason. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875047
  • Yeum S. J. (2012). Self-knowledge of Reason as a vital phenomenon in Kant’s transcendental dialectic (translated by A. G. Zhavoronkov). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E06FE593
  • Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте, Яковенко, Б. В., 2004
  • Изложение моей системы философии, Шеллинг, Ф. В. Й., 2014
  • Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве, Новгородцев, П. И., 2000
  • Категорический императив нравственности и права, Соловьев, Э. Ю., 2005
  • Парадоксы свободы в учении Фихте, Гайденко, П. П., 1990
  • Проблема идеала в философии. Гегель и герменевтика, Ильенков, Э. В., 2014
  • Собрание сочинений. Т.3: Построение исторического мира в науках о духе, Дильтей, В., 2004
  • Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном, , 2000
  • Философия Просвещения, Кассирер, Э., 2013
  • Философия Фихте и современность, Гайденко, П. П., 1979
  • Этика Фихте : основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии, Вышеславцев, Б. П., 2010