2020/2021




Структура и функции рассказа, или что такое нарративный дискурс
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Современные представления о языке помещают его в различные пространства человеческого существования: биологическое, психологическое, социальное. Если мы хотим разобраться в том, как язык функционирует – что необходимо для того, чтобы наша коммуникация приводила к успеху – мы должны рассматривать язык не как объект, но как деятельность. Деятельность, которая в огромной степени определяется контекстами, в которых она осуществляется. Рассказ – важнейший из видов этой деятельности. В нем совмещены обе задачи, которые стоят перед человеком в коммуникации – передать информацию и выразить свое отношение к ней. Бóльшую часть нашей жизни мы проводим, рассказывая и интерпретируя рассказы других. Мы будем рассматривать искусство убеждать, как умение балансировать между описанием и повествованием. Мы рассмотрим то, какими видами знаний – энциклопедическими, социокультурными, или личным опытом – пользуется говорящий, выстраивая свое повествование. Мы познакомимся с тем, как основополагающие принципы человеческого поведения руководят нами при создании рассказов. Принцип маршрутизации объясняет то, что именно войдет в наш рассказ, принцип приоритета влияет на то, какими языковыми конструкциями мы воспользуемся, принцип линеаризации объяснит то, как наше многомерное воспоминание о событии вытягивается в последовательность букв или звуков. Рассказ невозможен без Другого, поэтому каждый, кто пользуется языком, должен быть немножечко психологом. Мы обсудим, как строится динамическая модель текущего состояния сознания нашего адресата. Для того, чтобы уметь строить ее более осознанно и искусно мы познакомимся с принципом прагматического контроля, который регулирует взаимоотношения участников коммуникации и использование ими вежливостных стратегий.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Структура и функции рассказа, или что такое нарративный дискурс» является ознакомление студентов с тем, как основополагающие принципы человеческого поведения руководят людьми при создании рассказов и влияют на успешность или не успешность коммуникации.
Планируемые результаты обучения
- знать ключевые понятия в области прагматики дискурса, межличностной коммуникации и дискурсивного анализа, основные положения современной нарративной теории и причины «нарративной революции».
- знать классические и современные подходы к анализу историй и сторителлингу; основные подходы к анализу рассказов как в лингвистике и нарратологии, так и в более широком контексте гуманитарных дисциплин
- уметь описывать различные типы рассказов; выделять и описывать основные жанровые схемы, компоненты и составляющие личных и бытовых рассказов; использовать полученные знания для анализа нарративного поведения;
- использовать нарративный метод для широкого спектра исследований в гуманитарных и социальных науках; владеть основными методами нарративного анализа рассказов, методами проведения интервью с целью получения рассказов, навыками дискурсивной транскрипции.
Содержание учебной дисциплины
- Роль нарративов в человеческой истории, культуре и повседневной жизни. Основания и причины «нарратив-ной революции».Нарративы как инструмент исследования. Со-временные подходы к описанию коммуникативных взаимодействий. Теория воздействия и взаимодействия. Интеракционная социолингвистика как метод исследования.
- Роль различных типов знаний в формировании общего пространства для создания и интерпретации личных рассказов.Лингвокультурные модели. Индивидуальный опыт и баланс общего и частного в рассказе.
- Нарратив как дискурсивный жанр. Основные параметры типологизации рассказовОсновные подходы к изучению нарративов. Компоненты и составные части рассказа. Параметры типологизации рассказов. Взаимодействие рассказчика и аудитории.
- Жанровая схема Лабова и современные подходы интеракционистской социолингвистикиРазличные исследовательские проекты и кейсы, связанные с методом нарративного анализа.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * домашние задания + 0.2 * контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- De Fina, A., & Georgakopoulou, A. (2015). The Handbook of Narrative Analysis. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1060324
- Hogan, P. C. (2011). The Cambridge Encyclopedia of the Language Sciences. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400533
- Johnstone, B. (2016). “Oral versions of personal experience”: Labovian narrative analysis and its uptake. Journal of Sociolinguistics, 20(4), 542–560. https://doi.org/10.1111/josl.12192
Рекомендуемая дополнительная литература
- Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179