2020/2021
Бизнес-среда в Европейском Союзе
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Это третья по порядку дисциплина майнора «Европейское пространство: политика, экономика, культура». Курс посвящен институциональной бизнес-среде Европейского союза. Студенты узнают, как европейское право, институты и политические курсы влияют на ведение бизнеса в странах-членах Европейского союза.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение студентами знаний об особенностях бизнес-климата в Европейском союзе
- Формирование у студентов представлений об общих принципах организации бизнеса в Европе
- Приобретение знаний, умений и навыков подготовки бизнес-проектов для реализации в Европейском союзе
- Формирование практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области российско-европейских отношений
- Расширение у студентов политологического и профессионального кругозора
Планируемые результаты обучения
- знает структуру бизнес-плана
- понимает, какое влияние расширение и углубление интеграции оказывает на бизнес-процессы в Европе
- понимает, как общая валюта влияет на европейские бизнес-процессы
- знает основные инструменты и принципы политики ЕС в сферах, непосредственно затрагивающих функционирование бизнеса
- знает особенности функционирования рынка труда в Европе
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекцияОбсуждение структуры курса со студентами. Объяснение требований по курсу и отдельных форм контроля. Обзор материала, пройденного в других курсах цикла майнора “Европейское пространство”
- Интеграция и расширение рынкаОптимальные размеры рынка и политии. Есть ли между ними конфликт? Процесс интеграции. Расширение, углубление, завершение. Негативная и позитивная интеграция. Ревизия: история интеграции. Структура бизнес-плана и его историческая востребованность. Критика бизнес-плана
- Изменение бизнес-среды в процессе европеизацииЕвропеизация, глобализация и соотношение режима ВТО с режимом регионального интеграционного объединения. Целесообразность региональной экономической интеграции: создание и отвлечение торговли. Как интеграционный процесс сказывается на бизнес-среде? Стратегии и инструменты расширения бизнеса в рамках Единого рынка. Критерии выбора локализации бизнеса
- Потребительское поведение и европейский потребительКлассические теории потребительского поведения: Homo economicus, психодинамический подход, бихевиоризм, когнитивные подходы: модели покупательского поведения и потребительского решения Энджела-Блэкуэлла-Миниарда. Субъект потребления: индивид или домохозяйство? Факторы потребления в домохозяйствах. Экономические и социальные определители потребительского поведения. Доход, класс, вкусы. Сегментация.
- Рынок труда в ЕвропеОсновные тренды на рынке труда в Европе. Эволюция регулирования рынка труда на европейском уровне. Две модели гибкости на рынке труда и концепция “флексикьюрити”.
- Единая валютаВалютный союз и его место в общей логике экономической интеграции по Балассе. Требования к валютному союзу и теория оптимальной валютной зоны Манделла. Является ли Европейский союз оптимальной валютной зоной? Фискальный кризис 2009 как пример асимметричного шока. Банковский союз.
- Конкуренция и конкурентная политика в Европе: борьба с монополиями и картелямиОбщее значение конкурентной политики. Основные составляющие конкурентной политики Европейского союза: монополии и картели. Злоупотребление доминирующим положением
- Конкуренция и конкурентная политика в Европе: слияния, поглощения и государственная помощьОсновные составляющие конкурентной политики Европейского союза: регулирование слияний и поглощений. Либерализация сетевых и инфраструктурных секторов в Европе.
- Промышленная политика. Политика в отношении предпринимательстваПромышленная политика ЕС и государственная поддержка: эволюция понимания роли “национальных чемпионов” в экономическом росте и в промышленной политике в целом. Политика поддержки малого и среднего бизнеса (SME): эволюция представлений о влиянии SME на экономический рост и “экономика знаний”. Место SME в европейской экономике и проблемы их развития
- ИнфраструктураПонятие инфраструктуры и её роль в современной экономике. Теория цепочек создания ценности. Политика развития инфраструктуры в Европейском союзе: эволюция, процедура и основные составляющие. Развитие инфраструктуры в отдельных 5 секторах: транспорт и энергетика. Проблемы финансирования инфраструктуры: объёмы финансирования, доступные в бюджете ЕС; их эволюция; и государственно-частное партнёрство
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Групповая презентация + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Сергеев А. А. - БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 475с. - ISBN: 978-5-534-10216-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biznes-planirovanie-442446
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hix, S. (DE-588)130507725, (DE-576)174263716. (2011). The political system of the European Union / Simon Hix and Bjørn Høyland. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.333686942
- Европейский союз в поиске глобальной роли: Политика, экономика, безопасность: монография / под ред. А.А. Громыко, М.Г. Носова. - М.: Весь Мир, 2015. - 592 с. - (Старый свет - новые времена) ISBN 978-5-7777-0597-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013057