• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Качественные методы исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь)
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Чащухин Александр Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Методы исследования у большинства ассоциируются с проведением массовых количественных опросов или построением математических моделей, выведенных из открытых источников. Между тем, интервью или включенное наблюдение позволяют осуществить более тонкий анализ, выявить проблемы, которые не могут распознать массовые опросы. Такие методы принято называть «качественными». На занятиях студенты освоят практические навыки проведения исследовательских интервью, фокус-групп и включенного наблюдения. Научатся интерпретировать полученные данные. Это позволит понять «кухню» исследования и может пригодится в дальнейшем для проведения собственных научных проектов. Формируемые компетенции: - Понимание принципов организации полевого исследования; - Умение проводить исследовательское интервью; - Умение проводить включенное наблюдение; - Способность интерпретировать эмпирический материал на основе современных научных концепций; - Умение использовать современное программное обеспечение для обработки материалов интервью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Современная культура: исследования и проекты» является достижение следующих образовательных результатов: - Понимание принципов организации полевого исследования; - Умение проводить исследовательское интервью; - Умение проводить включенное наблюдение; - Способность интерпретировать эмпирический материал на основе современных научных концепций; - Умение использовать современное программное обеспечение для обработки материалов интервью; - Владение навыками академического письма и презентации результатов своей работы. Настоящая дисциплина является частью майнора «Современная культура: исследования и проекты». Пререквезитов нет.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - Демонстрировать навыки постановки исследовательской проблемы; - Формулировать цель и задачи исследования, вырабатывать стратегию исследования; - Ориентироваться в современных теориях социальных и гуманитарных наук; - Адекватно выбирать и применять методологию исследования;
  • Адекватно выбирать и применять методологию исследования; - Уметь организовывать, собирать и интерпретировать материал интервью
  • - Демонстрировать навыки постановки исследовательской проблемы; - Формулировать цель и задачи исследования, вырабатывать стратегию исследования; Представлять и владеть элементарными навыками качественного контент-анализа;
  • Уметь создавать научные и популярные тексты с использованием отечественной и зарубежной литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Принципы и стратегии исследования в социальных и гуманитарных науках.
    Тема 1. Исследование в социальных науках: методология, методы, понятийный аппарат. Лекция. Естественные, социальные и гуманитарные науки. Парадигма. Методологические основания исследования. Понятийный аппарат и языки описания. Взаимосвязь методологических оснований, языка описания и методов исследования. Парадигмы в социальных и гуманитарных науках. Позитивизм. Психоанализ. Феноменология. Семиотика. Герменевтика. Постмодернизм. Тема 2. Как выбрать метод исследования? Качественные (и) или количественные? Лекция. Социология и антропология в контексте эмпирических исследований. Использование количественных методов в социологии. Этнографическая перспектива в социологии. Чикагская школа. Структурализм. Критика структурализма в 1950-60-е гг. и возвращение интереса к качественным методам. Виды качественных методов. Количественные методы: преимущества и границы применения. Качественные методы: преимущества и границы применения. Условность противопоставления. Возможность взаимного дополнения. Тема 3. Исследовательская парадигма в социальных науках. Семинарское занятие. Парадигма. Научная революция. Нормальная наука. Т.Кун. «Структура научных революций». Парадигмы в социальных науках. Академическое сообщество: принципы, институты, профессиональный этос. Работы с научными текстами. Разбор кейсов. Тема 4. Что хотим узнать? К формулировке исследовательской проблемы. Семинарское занятие. Индивидуальная работа и работа в группах. Работа с ридерами научных текстов. Обсуждение объекта и предмета исследования на примере научных статей. Выявление языка описания. Самостоятельная формулировка темы (работа в группах) с последующей формулированием исследовательской проблематики. Тема 5. Стратегия исследования Лекция. Этапы исследования. Тема, научная проблема, гипотеза. Работа с историографией проблемы. Корректировка проблематики и темы. Концептуализация. Цель и задачи исследования. Операционализация. Исследовательский инструмент. Работа в «поле»: принципы, возможные проблемы, научная этика. Интерпретация эмпирического материала. Формулировка выводов и верификация результатов. Презентация результатов: конференция и публикация.
  • Раздел 2. Метод исследовательского интервью.
    Тема 1. Исследовательское интервью: границы применения, принципы, типология и научная этика. Лекция. Интервью как метод исследования. Границы применения. Методология и метод: как исследовательская оптика определяет направленность интервью. Интервью и биографический метод. Цель исследования и исследовательский инструментарий. Гипотеза исследования. Типы интервью. Принципы формулировки вопросов. Гайд интервью. Принципы выборки. Интервью как интерактивный процесс. Научная этика в процессе проведения интервью и в использовании его результатов. Технические правила и приемы. Расшифровка. Принципы и приемы анализа и интерпретации материала. Тема 2. Интервью. Постановка проблемы, концептуализация, операционализация. Семинарское занятие. Работа с научными текстами. Проблема выхода исследователя за пределы своего габитуса. Интервью и биография. Обсуждение на примере научных текстов возможные пути проблематизации, концептуализации и операционализации в исследовании. Выявление ошибок в постановке проблемы и создании исследовательского инструментария. Индивидуальная работа и работа в группах. Тема 3. Интервью. Составление гайда. Процедура проведения. Семинарское занятие. Ситуация интервью: тренинг в аудитории. Разбор ошибок. Формулировка примерных исследовательских тем. Работа в группах по составлению гайда интервью. Взаимная критика и обсуждение формулировок. Формирование исследовательских групп и тем для проведения полевого мини-исследования (отчет о котором предоставляется на следующем семинарском занятии). Тема 4. Как интерпретировать полученный материал? Оптика исследования и технические приемы работы с расшифровкой. Лекция-беседа. Оптика исследования и принципы интерпретации. Разбор кейсов. Приемы работы с транскрибированным материалом. Валидность. Репрезентативность. Объективное или субъективное? Проблемы исследовательских предпочтений в интерпретации материала. Гипотеза и (или) личные предустановки? Программное обеспечение и обработка транскрибированного материла. Конденсация смысла. Категоризация значений. Структурирование смысла. Интерпретация значений. Тема 5. Интерпретация полевого материала. Семинарское занятие. Треннинг и работа в группах. Работа с расшифровками интервью, проведенных в рамках мини-исследования. Разбор и обсуждение текстов. Отработка приемов работы с транскрибированным материалом. Интерпретация материалов посредством научных теорий. Верификация предварительных выводов. Обсуждение возможных проблемных мест и ошибок во время проведения интервью. Обсуждение возможного продолжения работы в рамках исследовательского проекта.
  • Раздел 3. Антропологическая оптика и методы в социальных и гуманитарных науках.
    Тема 1. Этнографическая перспектива исследования. Наблюдение. Лекция. Антропология и социология. Сравнительная характеристика эволюции двух научных традиций. Этнографическая перспектива в социологическом исследовании. Чикагская школа. Микросоциология. И.Гофман «Представление себя другим в повседневной жизни». «Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта». Проблема эксперимента в социологии. Этнометодология. Г.Гарфинкель. Культура как базовая категория антропологической интерпретации. Семиотическое понимание культуры. К. Гирц. Проблема культурной коммуникации между исследователем и исследуемым сообществом. Тема 2. Наблюдение в социологии и антропологии. Полевой дневник. Семинарское занятие. Обсуждение научных текстов. Проблема дистанции. Фреймы исследователя. Проблема исследовательской оптики в полевых условиях и в последующей интерпретации. Остранение. Тренинг. Просмотр публичных мероприятий. Дневник и фиксация материала. Тренинг. Обучающая игра. Формулировка исследовательских мини-заданий. Тема 3. Документальные исследования и принципы работы с текстом. Лекция. Документальные исследования. Источник. Критика источника в рамках социологической, антропологической и исторических традиций. Оптика исследования и интерпретация текста. Реконструкция, конструирование или деконструкция? Семиотика, феноменология, психоанализ, герменевтика, постмодернизм. Фреймы и проблема исследовательской позиции. Интерпретация источника как проблема культурного диалога. Нарратив и дискурс. Тема 4. Этнографическая перспектива и наблюдение. Презентация материалов полевого дневника. Семинарское занятие. Обсуждение и разбор материалов полевых наблюдений в рамках мини-исследования. Обсуждение проблемных мест и ошибок. Выявление проблемы фреймов исследовательской позиции. Полевое наблюдение и проблема научной этики. Обсуждение возможного продолжения работы в рамках исследовательского проекта.
  • Раздел 4. На границе качественных и количественных методов. Контент-анализ.
    Тема 1. Контент-анализ: от количественного к качественному. Лекция. Условность дифференциации качественных и количественных методов исследования. История становления контент-анализа. Методологические основания метода. Виды контент-анализа. Преимущества и границы применения. Между количественным анализом и качественной интерпретацией. Качественный контент-анализ. Сферы применения контент анализа: публичные выступления, материалы периодической печати, материалы электронных СМИ и социальных сетей. Информационные ресурсы и программное обеспечение в проведении контент-анализа. Тема 2. Контент-анализ в научных исследованиях. Обсуждение научных публикаций. Тренинг. «Контент-анализ. Опыт работы с материалами СМИ». Семинарское занятие. Индивидуальная работа с научными текстами, выполненными на основе проведенного контент-анализа. Групповая работа с текстами СМИ. Обсуждение полученных результатов. Отработка приемов работы с электронными ресурсами и ПО для проведения качественного контент-анализа.
  • Раздел 5. Академическое письмо в социальных и гуманитарных науках.
    Тема 1;2. Качественные исследования и академическое письмо. Лекции и семинарские занятия. Академическое письмо. Публикации в контексте академических институтов. Научный журнал как институт. Автор. Редактор. Рецензент. Читатель. Принципы публикационной этики. Научная мода. Репутационные механизмы. Принципы использования материала в научном тексте. Структура текста. Рецензирование текста. Чтение и написание рецензий. Написание авторского текста по результатам исследовательского проекта. Презентация и защита авторского текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен (письменная работа)
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Семинарские занятия + 0.3 * Экзамен (письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Докторов Б. З. - ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 334с. - ISBN: 978-5-534-10789-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prikladnaya-sociologiya-praktikum-v-ebs-431522
  • Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) / Ж.Т. Тощенко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 607 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02260-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Борко Т. И. - КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 209с. - ISBN: 978-5-534-09047-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturnaya-antropologiya-437440
  • Гизуллина А. В. - АНТРОПОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-07548-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antropologiya-kurs-lekciy-441417
  • Громов И. А., Семенов В. А. - ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 340с. - ISBN: 978-5-534-06238-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zapadnaya-sociologiya-v-2-ch-chast-1-438457
  • Громов И. А., Семенов В. А. - ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 303с. - ISBN: 978-5-534-06850-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zapadnaya-sociologiya-v-2-ch-chast-2-444008
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
  • Евсеев В. А. - ЭТНОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-11545-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etnologiya-i-socialnaya-antropologiya-446577
  • Зомбарт В. ; Пер. Маркусон И. Д. - СОЦИОЛОГИЯ. ХРЕСТОМАТИЯ 3-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-9916-7122-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-hrestomatiya-392946
  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573
  • Лапин Н. И., Здравомыслов А. Г. ; Под общ. ред. Лапина Н.И. - СОЦИОЛОГИЯ. ХРЕСТОМАТИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-09595-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-hrestomatiya-v-2-t-tom-2-437280
  • Под ред. Тимерманиса И.Е., Тановой А.Г. - СОЦИОЛОГИЯ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 118с. - ISBN: 978-5-534-09953-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-metodika-provedeniya-sociologicheskih-issledovaniy-438266