2020/2021
Основы менеджмента
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В дисциплине «Основы менеджмента» обозначены узловые вопросы современного управления с учетом того, что знания по менеджменту создают общекультурную базу высшего образования. Поскольку данный учебный курс предваряет изучение большого блока специальных управленческих дисциплин, то он включает темы, формирующие философские и общенаучные подходы к изучению менеджмента. В учебном курсе также представлены такие традиционные разделы, как: понятие, сущность и содержание менеджмента; основные подходы к изучению истории менеджмента; основные функции управления; связующие процессы; основы конфликтологии; организационная культура; управление организационными изменениями; социальная ответственность и этика деловой организации и т.д.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов целостного системного представления о теории и практике менеджмента для последующего успешного управления организациями.
Планируемые результаты обучения
- Знает понятийный аппарат и базовую терминологию курса.
- Знает историю развития менеджмента в прошлом и настоящем.
- Кратко излагает и анализирует различные концепции.
- Знает сущность и задачи теории управления организацией.
- Перечисляет типы совместной деятельности в организации.
- Кратко излагает и анализирует различные подходы к управлению формальной и неформальной средой организации.
- Демонстрирует навыки использования методик анализа внешней и внутренней среды организации.
- Распознает различные теории ЖЦ.
- Перечисляет типы руководителей по Адизесу.
- Демонстрирует навыки использования методик анализа и диагностики этапа ЖЦ организации.
- Кратко излагает и анализирует принципы планирования.
- Знает требования к целям.
- Демонстрирует навыки использования методологии планирования.
- Распознает и классифицирует цели организации.
- Демонстрирует навыки использования методологии стратегического анализа.
- Знает основные типы стратегий.
- Знает место процессов в организации и управлении компанией.
- Знает отличия процессного подхода от функционального, группы процессов.
- Знает виды потерь и основные термины описания бизнес-процессов.
- Знает сущность мотивации.
- Распознает системы вознаграждения и способен привести примеры.
- Знает отличия лидера от менеджера.
- Может описать поведение лидера в зависимости от задачи и отношения к коллективу.
- Знает сущность делегирования.
- Может определить какие задачи руководитель может делегировать, а какие нет.
- Знает основные виды контроля.
- Анализирует взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
- Знает, как правильно осуществлять коммуникацию, причины нарушения процесса коммуникации.
- Знает виды конфликтов, причины их возникновения и способы их устранения.
- Распознает типы организационной культуры.
- Анализирует различные концепции.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в курс, цели и задачи. Менеджмент как наука и профессия. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки.Цель и задачи курса. Место дисциплины среди других дисциплин. Современные требования к профессии менеджера. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Предмет, функции и мифы менеджмента. Понятие менеджмента и управления. Подходы к определению менеджмента. Объект и субъект управления. Модели менеджмента. Методы управления.
- История зарождения и становления менеджмента. Предпосылки возникновения, основные положения, критика школ менеджмента (научная организация труда, административная школа, школа человеческих отношений, поведенческая школа, количественная школа).Проблема периодизации истории практики менеджмента. Управленческие революции. Становление и развитие школы научного менеджмента. Рационализация производства и исследование проблем управления в рамках классической (административной) школы управления. Организация как «социальная система»: предпосылки возникновения, зарождение, развитие и критика школы человеческих отношений. Развитие управленческой мысли в рамках поведенческой школы. Современные подходы в менеджменте: основы количественного, системного и ситуационного подходов.
- Организация как объект управления. Основные подходы к анализу организаций Внешняя и внутренняя среда организации и методы их анализа.Понятие организации. Организация как функция управления. Описание организации как объекта управления. Формальная и неформальная составляющие в деятельности организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Взаимодействие внешней и внутренней среды. Методы анализы внутренней и внешней сред организации. Типы совместной деятельности в организации. Типологии организаций.
- Теория жизненных циклов организации.Теория жизненных циклов организации И.Адизеса, Л. Грейнера, Е.Емельянова и С.Поварницыной. Типология руководителей по Адизесу. Болезни роста и системные кризисы на разных этапах жизненного цикла компаний.
- Планирование как функция менеджмента, основы, принципы и методики целеполагания.Основные функции менеджмента. Сущность планирования. Процесс планирования. Понятие и правила формулирования миссии. Понятие цели. Характеристики целей в организации. Классификация целей в организации. Дерево целей. Управление по целям. Методика постановки целей SMARTER. Инструменты стратегического анализа. Виды стратегий.
- Процессный подход в бизнесе.Основные понятия. Задачи процессного подхода. Виды потерь. Разница между функциональным и процессным подходами. Группы процессов в организации. Этапы описания и определения оптимальности процессов. Вовлечение сотрудников в реализацию процессного подхода. Случаи неэффективного описания процессов.
- Основы мотивации и лидерства в современных организациях.Понятие мотива, мотивации. Системы вознаграждения и мотивационные программы в современных организациях. Экономическая система стимулирования. Социальная система компенсации. Психологическая система вознаграждения. Структура мотивационной программы организации. Понятие лидерства. Модель лидерства Херси-Бланшара. Стили руководителя.
- Делегирование и управленческий контроль.Сущность делегирования. Критерии делегирования. Подача обратной связи. Объект организационного контроля. Понятие и процесс контроля. Контур контроля. Факторы эффективного контроля. Виды контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента.
- Организационные коммуникации и конфликты.Понятие коммуникации. Особенности проведения эффективной коммуникации. Этапы процесса коммуникации. Барьеры на пути межличностных коммуникаций. Десять правил эффективного слушания. Способы повышения эффективности межличностных коммуникаций. Виды конфликтов. Причины конфликтных ситуаций в организации. «Лестница эскалации» или 5 уровней конфликта. Формула конфликта. Модель DISC.
- Организационная культура как связующая сущность организации.Понятие организационной культуры, функции, ключевые измерения, типы организационных культур, процесс формирования организационной культуры, три уровня оргкультуры по Э.Шайну, модели диагностики организационной культуры.
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- Контрольная работа (круглый стол)
- Домашнее задание (проекты)
- Итоговый устный экзамен по билетамЭкзамен может проводиться в формате онлайн на платформе MSTeams.Канал на 2020-2021 учебный год: https://teams.microsoft.com/l/team/19%3afc87a3ed31944d1ba79bef0bc519a3d8%40thread.tacv2/conversations?groupId=46819cf2-3a3c-4723-a11f-dd43e0ccebb2&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Аудиторная работа + 0.125 * Домашнее задание (проекты) + 0.5 * Итоговый устный экзамен по билетам + 0.125 * Контрольная работа (круглый стол)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- R.L. Daft, Dr. Ir. M. Aksit, & Ir. B. Tekinerdogan. (2002). Management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0BA2B73
- Менеджмент: учебник/ О. С. Гапонова, Л.С.Данилова, Ю.Ю. Чи-липенок. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 480 с. - (Высшее образование). - DOI: https://doi.org/10.29039/01819-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1032618
- Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (п) ISBN 978-5-16-009073-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538741
- Теория менеджмента: Учебник / В.А. Баринов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 207 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006009-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356857
Рекомендуемая дополнительная литература
- Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757