2020/2021
Визуальная культура
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Баулина Полина Витальевна,
Захарова Елизавета Сергеевна,
Левченко Ян Сергеевич,
Небольсин Даниил Игоревич,
Стрижак Евгения Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Ориентация человека на визуальные формы опыта – одна из ключевых черт современности. Основная предпосылка, из которой исходят и которую обосновывают визуальные исследования, сводится к идее социальной, культурной и когнитивной продуктивности визуального опыта. Визуальные образы и репрезентации во многом формируют социальную идентичность, генерируют и распространяют научное знание, социальную коммуникацию. Курс развивает навыки исследования комплексных феноменов, имеющих не только визуальный, но принципиально комплексный характер, комбинирующих разнородные коды и выразительные средства. Курс нацелен не только на описание сложности, но на аналитическое различение уровней этих комплексных обра-зований и способов их концептуализации. В курсе рассматриваются такие области визуальной культуры, как «визуальные искусства», «культура потребления», «политика идентичности», «визуализация научного знания», «масс-медиа и средства визуальной коммуникации».
Цель освоения дисциплины
- Мотивировать студентов сознательно воспринимать визуальный опыт, уметь его обобщать и комментировать. Под визуальным опытом понимается не только традиционная сфера визуальных искусств от живописи до кино, но и среда визуального восприятия, куда входят развлекательные зрелища (ярмарка, цирк, спорт и т. д.), реклама и другие визуальные медиа (от эфирного ТВ до индивидуализированного приложения к гаджету) маршруты перемещения индивидов (шопинг, прогулки, путешествия), визуальная поддержка образования от иллюстраций к учебникам до наглядных демонстраций научных опытов.
Планируемые результаты обучения
- Уметь анализировать культурные объекты и практики с использованием инструментария современных исследований культуры.
- Владеть способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации.
- Владеть навыками и приемами современного профессионального общения, включая информационные технологии.
- Владеть навыками поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере.
- Владеть компетенциями анализа, структурирования, обоснованного и наглядного изложения обработанной информации.
- Знать основные теоретические подходы, применяемые при анализе визуальных сред.
- Владеть различными жанрами письменной речи.
- Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
- Отработать навыки поиска, систематического исследования и презентации его результатов.
- Уметь аргументировать выбор методов анализа и интерпретации.
- Знать о значимости визуальной культуры для решения прикладных задач всего комплекса гуманитарных наук.
Содержание учебной дисциплины
- Предмет визуальной культурыСпецифика, эволюция и направления изучения визуальной культуры. Как визуальная культура боролась за свои права и победила (Вербальное и визуальное в учебном процессе. Как университет и визуальность привыкали друг к другу и как это связано с современным рынком труда). Роль визуальной информации в культуре. Почему важно анализировать и критиковать структуры «очевидности»? Чем цифровая очевидность отличается от аналоговой? Права образа и эмансипация виртуального мира.
- Визуальное мышление и городская среда(Не)достоверность информации о городе в визуальных сообщениях. Детерриториализация визуального события как следствие цифровой революции. Стена и поток — базовые метафоры современного городского массива. Город как собрание «объектов» (согласно триаде «объект – картина – образ»). Предпосылки теорий видения в «Критике чистого разума» Канта и «Паноптиконе» Бентама — следствие появления городских гетеротопий. Изобретение фланера. Площадь и бульвар, лавка и пассаж. Непосредственность и театральность — два дополнительных кода фланерского поведения. Актер vs. детектив. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Визуальная культура».
- Ранние визуальные медиаПредыстория современных средств передачи визуальной информации. «Фланер в пассаже» и проблема видимости. Градации транспарантного эффекта в изображениях. Живописный иллюзионизм и этапы работы со светом в европейском искусстве. Первые протезы зрения – очки, подзорные трубы, телескопы. Первый прибор воспроизводства изображения – камера-обскура (вариация – камера лючида). Первый прибор для его обработки и проекции – «латерна магика». Связь ранних визуальных медиа с распространением идей Просвещения. Траектории света в искусстве. Функция зеркала (правда и ложь, зрение и сверхзрение). Визионерская живопись. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Визуальная культура».
- Оптические эффекты транспаранта и панорамыИллюзия движения в ранних визуальных медиа. Встреча эффекта репрезентации с автономным изображением (иллюзионистские представления (фантасмагории), сеансы магии). Ранний иллюзионизм витражного искусства, его актуализация в XVIII в. Работа света с огнем (вулкан) и водой (водопады, штормы) в искусстве. Появление световых театров в XVIII в. Транспарантная живопись и калейдоскоп. Изобретение панорамы вследствие накопления многоаспектного визуального опыта к периоду расцвета европейского романтизма и началу индустриальной эпохи.
- От теологии к экономике образаФотография в эпоху индустриального капитализма. Смысловые парадоксы фотографии (произвольность как гарантия доверия, медиум как документ, и т. д.). От литографии к дагерротипу, «мокрому» процессу и моментальному снимку. Жанровые дифференциации фотографии и ее корневые отличия от живописи (так наз. «новизна»). Выбор фотографической натуры: фотография как стимул расширения культурных практик. Изменение статуса индивида и «переоткрытие» ландшафта в фотографии второй половины XIX в.
- От реального к «реальнейшему»Фотография на символическом рынке изобразительного искусства. Охота за celebrities, появление «фото-визиток» и коллекционных театрализованных образов. Иконы и дивы. Визуальный шум в фотографии. Противопоставление пикториализма и реализма в контексте триады «ремесло – искусство – высокое искусство» (английский романтизм). Красота как «правда» в викторианской фотографии. Подражание академическим канонам (Робинсон, Рейландер, Кэмерон). Роль прерафаэлитов в признании фотографии искусством.
- Машина схватыванияВера в свидетельство и становление документальной фотографии. «Страх машины» и его материализация в фотографии. Восприятие фотографии как регистрационного инструмента. Фотография прямая (процесс) и непосредственная (момент). Физиогномика и журналистика (репортерская функция изображения). Надар – живой символ «реалистического» поворота в фотографии. Военная и этнографическая фотография. Натуралисты и просветители.
- Кино как новый скопический режимМеханика и онтология. Теория и практика движущегося изображения. Автономия подвижной картины (moving picture). От примитивных демонстрационных механизмов (тауматроп, кинеограф и т. д.) к проекционным комплексам. Принцип вращения + принцип серийности = эффект стробоскопии (виртуального движения). «Колесо жизни» — рисованное и фотографическое. Хронофотография и многократная экспозиция (кейс — наследие Эдварда Майбриджа).
- Демонстрационное vs. проекционное киноОт кинематографа циклического к кинематографу линейному. Война патентов как симптом индустриальной эпохи. Успех и провал Томаса Эдисона. Кинетоскоп, его перспективы и недоработки. Метаописание кино: фильмы о движении. Освобождение и отчуждении движения в аппарате братьев Люмьер. Идея «правдивости» изображения. Виды движения в раннем кино. Изобретение киносеанса (структура и прагматика события). Начало репортерской практики (по логике распространения фотографии). Феерии и игровые фильмы. Сценарии и либретто (литература и театр – навязанные аналогии?) Наррация в кино (голливудская ставка).
- Экран как сквозная метафора современностиОт доминирования кино к тотальности компьютера (XX век на пути от лампы к цифре). Анизотропное пространство современных визуальных медиа. Автономия экранного мира. Опыт автономного движения (основные этапы истории анимации). Морфинг, глубинное рассеивание, захват движения — основные технологические приемы современной анимации, имеющие феноменологические последствия. Телевидение и oculus rift. Кейс – советское ТВ и пропаганда. Связь ТВ и стриптиз-культуры (Брайан Мак-Нейр). Почему «по ТВ ничего нельзя сказать» (Пьер Бурдье).
- Селфи, или встреча с НарциссомПонятие ординарной культуры, ценность «здесь и сейчас» (Бирмингемская школа культурных исследований). Политики само-презентации. Пересмотр границ частной жизни. Конкуренция интерпретаций селфи (психиатрия, психоанализ, теория новых медиа, визуальная антропология). Цифровая демократия. Культурно-политические измерения автоэротизма. Сдерживания и противовесы желания. Селфи-стик, селфи-рука и другие протезы одиноких горожан. Поиск тела и его распад. Запечатление и мультипликация частей тела. Быть толстым?
- Взгляд, объект и прибавочное желаниеВуайеризм как двигатель визуального прогресса. Пересмотр границ интимного и публичного. История сексуальности, использование удовольствий (Мишель Фуко). Секс, насилие и сублимация. Субкультурные и популярные измерения секса как визуального продукта. Pro-porn vs. Counter-porn в современном феминизме. Порношик в моде и рекламе. Кейс – открытие секса в кино позднего СССР.
- Идентичность и дизайнЭкспансия дизайна как понятия и практики. Как выглядят люди и вещи. Продвижение в экономике образов (превосходство продвижения над сущностью вещи). Изобретение легенд и успех глобальных продуктов. Пример Кока-Колы и Макдональдса (Макдональдизация культуры по Дж. Ритцеру). Кейс – эволюция cover design (обложки музыкальных носителей с 1930-х годов до наших дней). Иконография и иконология, референции к искусству и его истории.
- Видеоигры и новая антропологияЛюди как технологии. Введение в геймерскую культуру. Нерды и гики (как субкультура становится культурой). Broadband: Расширение пространства игры. Историческая поэтика игры и ее современные модификации. Симуляция и вытеснение. Понятия геймплея и атмосферы. Проблема «обратного» влияния геймерского интерфейса на «старшие» культурные практики.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Онлайн-курс + 0.3 * Проект + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гринфилд, А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / А. Гринфилд ; пер. с англ. И. Кушнаревой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 424 с. - ISBN 978-5-7749-1361-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042667
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918