2020/2021
Инициация и реализация социально-направленного стартапа
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Миннигалеева Гульнара Афрузовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса – сформировать у студентов теоретическую базу и практические навыки разработки общественно-полезных идей и их реализации в рамках волонтерских проектов, проектов НКО или социального предприятия. Курс - проектный, предназначен выполнить роль мини-инкубатора для тех студентов, у кого уже есть идея социального проекта, но нет навыков и знаний для его реализации. Студенты, у которых нет идеи, но есть интерес к решению социальных проблем, могут присоединиться к проектным группам и отработать необходимые для этого навыки. В рамках курса студенты • изучат варианты реализации социально-полезных инициатив в рамках правового поля в РФ; • получат представление о различных факторах, влияющих на реализацию таких инициатив; • ознакомятся с принципами сотрудничества со стейкхолдерами для успешной реализации социальных проектов; • научатся идентифицировать и использовать ресурсы для реализации социальных стартапов как коммерческого, так и некоммерческого характера, получат навыки планирования и распределения ресурсов; • ознакомятся с практикой реализации социальных проектов в российском и зарубежном опыте; • получат навыки разработки и планирования социальных проектов; • узнают о типичных проблемах реализации социальных проектов в НКО и социальных предприятиях и методах их преодоления.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – сформировать у студентов теоретическую базу и практические навыки разработки общественно-полезных идей и их реализации в рамках волонтерских проектов, проектов НКО или социального предприятия.
Планируемые результаты обучения
- Студенты владеют основной терминологией по темам социального предпринимательства и некоммерческих организаций
- Студенты понимают различия в организационно-правовых формах, возможных для осуществления социально-направленных проектов в РФ, и могут выбрать подходящий вариант для своей идеи
- Студенты знают и умеют применять основные методы Customer Development и построения дерева проблем для разработки идеи социального проекта
- Студенты знают из чего могут состоять ресурсы социальных проектов, имеют представление о возможных источниках финансирования, умеют планировать ресурсное наполнение своих проектов
- Студенты имеют представление об основных закономерностях формирования команды проекта и вариантах привлечения членов команды, включая волонтерские позиции
- Студенты понимают важность партнерских отношений для успешной реализации социально-направленных проектов и умеют выстраивать партнерские связи
- Студенты владеют методами оценки социального воздействия проекта
- Студенты понимают и могут использовать основные принципы в сфере этики, прозрачности и отчетности
- Студенты знают основные принципы составления питчей и заявок на гранты и финансирование и могут их использовать для представления своих проектов
Содержание учебной дисциплины
- Некоммерческие организации и социальные предприниматели как инициаторы социальных изменений.Студенты познакомятся с основными понятиями, теориями и концепциями в области некоммерческого сектора и социального предпринимательства.
- Разработка идеи. Построение дерева проблем/решений. Customer DevelopmentМетоды оценки востребованности идеи. Оценка потребностей целевой аудитории. Customer Development. Построение дерева проблем/решений.
- Команда для реализации социального проекта. Возможности привлечения волонтеров.Волонтеры и волонтерские организации. Правовое регулирование. Разделение ролей, ответственности и дохода в команде.
- Ресурсы для реализации социально направленных проектов в коммерческих и некоммерческих организациях. Планирование и распределение ресурсов.Материальные и нематериальные ресурсы для стартапов и социальных проектов. Поиск инвесторов и/или доноров. Планирование и распределение ресурсов.
- Варианты реализации социально-полезных инициатив в рамках правового поля в РФ.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, особенности правового регулирования НКО. Правовой статус социального предпринимателя. Преимущества и недостатки.
- Партнерство для успешной реализации социальных проектов.Возможности и варианты партнерских проектов. Нетворкинг.
- Социальное влияние (импакт) . Оценка социального воздействия проекта.Влияние социального проекта. Теория социальных изменений. Логическая модель. Варианты и методы оценки социального влияния проекта/стартапа.
- Этичность, прозрачность, отчетность.Вопросы этики при реализации социальных проектов. Возможные проблемы и варианты решения. Прозрачность и отчетность при реализации социальных проектов. Отчетность для доноров и инвесторов.
- Подготовка и представление питча и/или заявки на финансирование.Студенты выбирают фонд или акселератор для подачи заявки, готовят письменные материалы и презентацию для подачи заявки.
Элементы контроля
- Отчет-Рефлексия
- ТестВ тесте содержатся вопросы закрытого типа: выбор одного ответа, вставить слово, подобрать соответствия и т.д.
- Письменная работа
- Групповой проект
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Групповой проект + 0.1 * Отчет-Рефлексия + 0.4 * Письменная работа + 0.1 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- - Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования - Издательский дом Высшей школы экономики - 2011 - 288с. - ISBN: 978-5-7598-0883-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66086
- Cremades, A. (2016). The Art of Startup Fundraising : Pitching Investors, Negotiating the Deal, and Everything Else Entrepreneurs Need to Know. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216067
- Klein, Kim. Fundraising for Social Change, John Wiley & Sons, Incorporated, 2016. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4509194
- Mendel, Stuart C., and Jeffrey L. Brudney. Partnerships the Nonprofit Way : What Matters, What Doesn't, Indiana University Press, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5376653
- Renz, David O.. The Jossey-Bass Handbook of Nonprofit Leadership and Management, John Wiley & Sons, Incorporated, 2016. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4643512
- Social Accounting and Public Management : Accountability for the Public Good, edited by Stephen P. Osborne, and Amanda Ball, Taylor & Francis Group, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=957363
- Social Enterprise : Accountability and Evaluation Around the World, edited by Simon Denny, and Frederick Seddon, Taylor & Francis Group, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1344549
- Д.Борнштейн - Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961427134 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/235
- Д.Кикал,Т.Лайонс - Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше - Альпина Паблишер - 2014 - ISBN: 9785961433579 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/1037
- Некоммерческие организации в международном и национальном праве : монография / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, С. В. Чиркина. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА-М, 50. - 304с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/953159
Рекомендуемая дополнительная литература
- Sargeant, Adrian, and Jen Shang. Fundraising Principles and Practice, John Wiley & Sons, Incorporated, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4802529
- The Nonprofit Human Resource Management Handbook : From Theory to Practice, edited by Jessica K. A. Word, and Jessica E. Sowa, Taylor & Francis Group, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4890962
- Социально ориентированные некоммерческие организации: Учебное пособие / Холостова Е.И. - Москва :Дашков и К, 2017. - 181 с. ISBN 978-5-394-02776-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/937241