• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Инициация и реализация социально-направленного стартапа

Статус: Маго-лего
Кто читает: Кафедра общего и стратегического менеджмента
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Миннигалеева Гульнара Афрузовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – сформировать у студентов теоретическую базу и практические навыки разработки общественно-полезных идей и их реализации в рамках волонтерских проектов, проектов НКО или социального предприятия. Курс - проектный, предназначен выполнить роль мини-инкубатора для тех студентов, у кого уже есть идея социального проекта, но нет навыков и знаний для его реализации. Студенты, у которых нет идеи, но есть интерес к решению социальных проблем, могут присоединиться к проектным группам и отработать необходимые для этого навыки. В рамках курса студенты • изучат варианты реализации социально-полезных инициатив в рамках правового поля в РФ; • получат представление о различных факторах, влияющих на реализацию таких инициатив; • ознакомятся с принципами сотрудничества со стейкхолдерами для успешной реализации социальных проектов; • научатся идентифицировать и использовать ресурсы для реализации социальных стартапов как коммерческого, так и некоммерческого характера, получат навыки планирования и распределения ресурсов; • ознакомятся с практикой реализации социальных проектов в российском и зарубежном опыте; • получат навыки разработки и планирования социальных проектов; • узнают о типичных проблемах реализации социальных проектов в НКО и социальных предприятиях и методах их преодоления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – сформировать у студентов теоретическую базу и практические навыки разработки общественно-полезных идей и их реализации в рамках волонтерских проектов, проектов НКО или социального предприятия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют основной терминологией по темам социального предпринимательства и некоммерческих организаций
  • Студенты понимают различия в организационно-правовых формах, возможных для осуществления социально-направленных проектов в РФ, и могут выбрать подходящий вариант для своей идеи
  • Студенты знают и умеют применять основные методы Customer Development и построения дерева проблем для разработки идеи социального проекта
  • Студенты знают из чего могут состоять ресурсы социальных проектов, имеют представление о возможных источниках финансирования, умеют планировать ресурсное наполнение своих проектов
  • Студенты имеют представление об основных закономерностях формирования команды проекта и вариантах привлечения членов команды, включая волонтерские позиции
  • Студенты понимают важность партнерских отношений для успешной реализации социально-направленных проектов и умеют выстраивать партнерские связи
  • Студенты владеют методами оценки социального воздействия проекта
  • Студенты понимают и могут использовать основные принципы в сфере этики, прозрачности и отчетности
  • Студенты знают основные принципы составления питчей и заявок на гранты и финансирование и могут их использовать для представления своих проектов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоммерческие организации и социальные предприниматели как инициаторы социальных изменений.
    Студенты познакомятся с основными понятиями, теориями и концепциями в области некоммерческого сектора и социального предпринимательства.
  • Разработка идеи. Построение дерева проблем/решений. Customer Development
    Методы оценки востребованности идеи. Оценка потребностей целевой аудитории. Customer Development. Построение дерева проблем/решений.
  • Команда для реализации социального проекта. Возможности привлечения волонтеров.
    Волонтеры и волонтерские организации. Правовое регулирование. Разделение ролей, ответственности и дохода в команде.
  • Ресурсы для реализации социально направленных проектов в коммерческих и некоммерческих организациях. Планирование и распределение ресурсов.
    Материальные и нематериальные ресурсы для стартапов и социальных проектов. Поиск инвесторов и/или доноров. Планирование и распределение ресурсов.
  • Варианты реализации социально-полезных инициатив в рамках правового поля в РФ.
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, особенности правового регулирования НКО. Правовой статус социального предпринимателя. Преимущества и недостатки.
  • Партнерство для успешной реализации социальных проектов.
    Возможности и варианты партнерских проектов. Нетворкинг.
  • Социальное влияние (импакт) . Оценка социального воздействия проекта.
    Влияние социального проекта. Теория социальных изменений. Логическая модель. Варианты и методы оценки социального влияния проекта/стартапа.
  • Этичность, прозрачность, отчетность.
    Вопросы этики при реализации социальных проектов. Возможные проблемы и варианты решения. Прозрачность и отчетность при реализации социальных проектов. Отчетность для доноров и инвесторов.
  • Подготовка и представление питча и/или заявки на финансирование.
    Студенты выбирают фонд или акселератор для подачи заявки, готовят письменные материалы и презентацию для подачи заявки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет-Рефлексия
  • неблокирующий Тест
    В тесте содержатся вопросы закрытого типа: выбор одного ответа, вставить слово, подобрать соответствия и т.д.
  • блокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Групповой проект + 0.1 * Отчет-Рефлексия + 0.4 * Письменная работа + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования - Издательский дом Высшей школы экономики - 2011 - 288с. - ISBN: 978-5-7598-0883-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66086
  • Cremades, A. (2016). The Art of Startup Fundraising : Pitching Investors, Negotiating the Deal, and Everything Else Entrepreneurs Need to Know. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216067
  • Klein, Kim. Fundraising for Social Change, John Wiley & Sons, Incorporated, 2016. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4509194
  • Mendel, Stuart C., and Jeffrey L. Brudney. Partnerships the Nonprofit Way : What Matters, What Doesn't, Indiana University Press, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5376653
  • Renz, David O.. The Jossey-Bass Handbook of Nonprofit Leadership and Management, John Wiley & Sons, Incorporated, 2016. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4643512
  • Social Accounting and Public Management : Accountability for the Public Good, edited by Stephen P. Osborne, and Amanda Ball, Taylor & Francis Group, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=957363
  • Social Enterprise : Accountability and Evaluation Around the World, edited by Simon Denny, and Frederick Seddon, Taylor & Francis Group, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1344549
  • Д.Борнштейн - Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961427134 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/235
  • Д.Кикал,Т.Лайонс - Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше - Альпина Паблишер - 2014 - ISBN: 9785961433579 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/1037
  • Некоммерческие организации в международном и национальном праве : монография / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, С. В. Чиркина. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА-М, 50. - 304с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/953159

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sargeant, Adrian, and Jen Shang. Fundraising Principles and Practice, John Wiley & Sons, Incorporated, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4802529
  • The Nonprofit Human Resource Management Handbook : From Theory to Practice, edited by Jessica K. A. Word, and Jessica E. Sowa, Taylor & Francis Group, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4890962
  • Социально ориентированные некоммерческие организации: Учебное пособие / Холостова Е.И. - Москва :Дашков и К, 2017. - 181 с. ISBN 978-5-394-02776-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/937241