• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Философия сознания

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Веретенников Андрей Анатольевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Современная философия сознания представляет собой уникальное сочетание классического философского анализа с современными приемами научного рассуждения и исследования. С одной стороны, она находится на пересечении оснований таких дисциплинарных областей как компьютерные и нейронауки, современная лингвистика и когнитивная психология, а с другой - традиционной западноевропейской метафизики. Сегодня философия сознания является одной из наиболее популярных философских дисциплин в мировой университетской практике. В результате освоения дисциплины слушатели имеют возможность ознакомиться и составить свое мнение о классических и наиболее актуальных проблемах философии сознания. Особое значение для философии сознания имеет ее традиционная включенность в круг дисциплин, составляющих ядро когнитивной науки, а овладение основными приемами рассуждения и информированность в этой области подчеркивает ее междисциплинарный характер и актуальность для специалистов самых разных научных областей. Задачей курса является умение обучающихся формулировать и отстаивать свою позицию относительно абстрактных вопросов, имеющих непосредственное отношение к будущему и современному состоянию человечества. Среди них как базовые для юридических или этических дисциплин представления о природе человека и трансгуманизме, моральном и юридическом статусе искусственного интеллекта, так и традиционные мировоззренческие и этические вопросы, такие как тождество личности, свобода воли или понимание человека и живых существ в современном научном мировоззрении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - дать представление и возможность ориентироваться в современной философии и проблемах сознания, развить способность выстраивать рассуждение на абстрактные темы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует осведомленность в современных теориях и подходах и способность выдвигать новые решения.
  • Дает определения традиционным проблемам и может поместить их в современный контекст
  • Демонстрирует способность анализировать позиции и их обоснование, способен сформулировать аналогичные и новые аргументы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Понятия сознания и психики
    Философия психологии и философия сознания. Определения сознания и психики. Феноменальное сознание и сознание как субстанция ума. Нововременная теория идей и экспериментальная психология XIX века. Проблема ментальной каузальности - монизм, дуализм, плюрализм. Проблема центра сознания.
  • 2. Философский бихевиоризм и философия языка
    Эмпирические исследования психики и идеализм в начале ХХ века. Философский бихевиоризм и философия языка Витгенштейна и Райла. Диспозиции и предрасположенности к поведению. Проблема “чужого сознания” и аргумент по аналогии. Концептуальные и эмпирические проблемы бихевиоризма.
  • 3. Появление современной философии сознания
    Появление когнитивных наук и современной философии сознания. Связь философии сознания и философии языка. Типы теории тождества: тождество типа и тождество признака. Тождество по переводу и буквальное тождество. Научный материализм и бихевиористская программа. Квалиа и анализ феноменальных состояний от первого лица. Аргументы от знания.
  • 4. Функционализм как исследовательская программа
    Функционалистская революция: ментальная жизнь машин и компьютерная метафора. Разновидности функционализма: машинный, каузальный и коннекционизм. Нейтральность теории и аномальный монизм. Концептуальные проблемы функционализма.
  • 5. Метафизика в философии сознания. Редукционизм и анти-редукционизм
    Редукционизм и анти-редукционизм: физикализм и материализм. Элиминативизм и модальные аргументы против материализма. Нередуктивный материализм: эмерджентность и супервенция, дуализм свойств.
  • 6. Философии сознания и философская традиция.
    Возрождение традиционных тем: тождество личности и свобода воли, интенциональность и ментальное содержание. Натурализм в философии сознания. Эмерджентные свойства и эпифеноменализм.
  • 7. Философия сознания и когнитивная наука.
    Трудная проблема сознания. Память, внимание, воображение и другие когнитивные функции. Проблемы искусственного интеллекта: сильный vs слабый интеллект. Границы разума и тела: трансгуманизм и “выгрузка” сознания. Аргументы от анимализма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе и его презентация
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий активность на семинаре
  • неблокирующий Финальный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * активность на семинаре + 0.1 * Тест + 0.3 * Финальный тест + 0.4 * Эссе и его презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rene Descartes. (2019). Meditations on First Philosophy. [N.p.]: Dancing Unicorn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229240

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brentano, F. (2014). Psychology From An Empirical Standpoint (Vol. New edition with a new foreword by Tim Crane). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=846796