• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Китайская модель модернизации: история и современность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет представляет собой изучение и рассмотрение основных подходов Китая к осуществлению модернизации в широком социально-экономическом и международном контексте исторического развития страны на протяжении последних трех с половиной веков ее истории. В курсе раскрывается объективная необходимость и обусловленность модернизации, влияние на нее как традиционных взглядов и представлений, так и зарубежного опыта. Рассматриваются особенности, главные движущие силы и результаты основных модернизационных проектов в Китае, в том числе попыток модернизации в поздние годы Цинской династии, в период правления Гоминьдана, а также проекты, реализовывавшиеся после создания КНР, включая модернизацию по советской модели, по ускоренной китаизированной модели, современные подходы к модернизационному процессу в Китае. В ходе изучения дисциплины студенты приобретают знания о ключевых событиях политической и экономической истории Китая, специфических закономерностях развития страны, имеющихся взаимосвязях между прошедшими и настоящими периодами. В ходе обучения слушатели должны приобрести навыки объективного анализа имеющейся информации, научиться самостоятельно вырабатывать суждения и формировать взгляды по актуальным проблемным вопросам социально-экономического и политического развития Китая.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные подходы Китая к вопросам осуществления модернизации и их влияние на современную модель экономического развития, трансформацию внутриполитической системы, осуществление внешней политики, развитие общества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет материалом по теме, понимает закономерности развития китайской государственности, способен назвать ключевые даты и события, а также имена исторических деятелей
  • Владеет материалом по теме, способен привести статические данные, объяснить логику проводимых в КНР реформ, дать определение основным терминам, назвать ключевых государственных деятелей, проанализировать ситуацию в различных секторах экономики КНР, привести данные по внешнеэкономической деятельности КНР и участию Китая в мировой экономике, знает ключевые китайские международные инициативы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Предпосылки формирования китайской модели модернизации Тема 1. Основные закономерности развития китайской государственности
    Циклический характер государственных образований на территории Китая. Чередование периодов распада, собирания, консолидации, возвышения, расцвета, упадка. Полные и неполные циклы. Попытки осуществить проекты модернизации страны в XIX-XXI вв.: общее и особенное, трансформация китайской государственности и ее соотношение с особенностями цикла. Последний полный цикл китайской государственности середина XVII – середина XX вв. Социальный кризис середины XVII в. Крестьянская война под руководством Ли Цзычэна, свержение минского императора, распад централизованной государственности. Вторжение маньчжуров в Китай, восстановление централизованной государственности под властью династии Цин. Укрепление основ централизованной власти в Китае, меры по оживлению сельского хозяйства ремесла и торговли. Китай в периоды подъема и расцвета в XVIII в (периоды правления Канси – Юньчжэна – Цяньлуна). Основные направления внутренней и внешней политики. Закрытость Китая от внешнего мира и ее последствия.
  • Тема 2. Закат императорского Китая
    Начало упадка китайской государственности (конец XVIII – 30-е годы XIX в). Усиление упадка и начало кризиса китайской государственности 40-50-е годы XIX века. Насильственное открытие Китая иностранными державами (первая и вторая опиумные войны), начало процесса «осовременивания Китая». Восстание тайпинов как точка бифуркации цинской государственности. Процесс ослабления центральной власти и складывания региональных клик. Политика «самоусиления» - первая попытка модернизации Китая (вторая половина 50-х- 90-е годы XIX в). Цели и методы осуществления «самоусиления», идеологическое обоснование, основные результаты. Китайско-японская война и неудача политики «самоусиления». Попытки продолжения модернизации Китая на рубеже XIX-XX вв. («сто дней реформ», «новая политика») в условиях углубляющегося кризиса китайской государственности. Попытки осуществления политических преобразований и введения конституции. Борьба между реформистами и революционерами. Синьхайская революция, провозглашение республики, провал проекта «Китайской империи» Юань Шикая, парад суверенитетов провинций, распад централизованной государственности в Китае.
  • Тема 3. Китай в период раздробленности (20-40-е годы XX в).
    «Золотое десятилетие» китайского капитализма. Попытки объединить Китай под властью Гоминьдана. Проект модернизации Китая Гоминьданом («нанкинское десятилетие»). Борьба за объединение Китая между КПК и Гоминьданом. Китаизация марксизма Мао Цзэдуном. Лозунг «новой демократии». Победа КПК в гражданской войне, образование КНР, восстановление централизованной государственности.
  • Блок 2. Новый цикл китайской государственности 50-е годы XX в по н/в. Тема 1. Особенности развития КНР в эпоху Мао Цзэдуна
    Укрепление политических основ централизованного государства. Курс «новой демократии», выбор «советской» модели модернизации, социалистические преобразования в экономике, помощь СССР, первая пятилетка. Попытка осуществить модернизацию по ускоренной «китаизированной» модели (политика «трех красных знамен», «большого скачка») и ее провал. Урегулирование китайской экономики. Потрясения и политическая борьба в период «культурной революции». Борьба вокруг выбора дальнейших путей социально-экономического развития страны в середине 70-х годов. Выдвижение лозунга проведения «четырех модернизаций», смерть Мао Цзэдуна, устранение «банды четырех». Возвращение к власти Дэн Сяопина, III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, курс на реформы и открытость внешнему миру.
  • Тема 2. Китай при Дэн Сяопине: начало и первые результаты экономических реформ
    Экономические реформы и политические изменения в первое десятилетие политики реформ. Реформа в сельском хозяйстве, создание основ многоукладной экономики, расширение внешней открытости. Введение системы коллективного руководства, ограничений сроков пребывания на высших партийных и государственных должностях. Выдвижение Дэн Сяопином концепции трех шагов модернизации. Политический кризис 1989 г, события на площади Тяньаньмэнь.
  • Тема 3. Вклад «третьего поколения» руководителей в экономическое развитие КНР
    Борьба по вопросам дальнейших путей осуществления реформ и открытости. Поездка Дэн Сяопина на юг и принятие положения о «социалистической рыночной экономике». Преобразования в государственном секторе, создание основ банковской системы, развитие ориентированной на экспорт экономики. Достижение Китаем уровня умеренного процветания (сяокан).
  • Тема 4. «Мирное возвышение Китая»: КНР при Ху Цзиньтао
    Присоединение Китая к ВТО, начало политики выхода во вне, расцвет ориентированной на экспорт экономической модели, рост удельного веса Китая в мировой экономике и международной торговле, начало процесса интернационализации юаня.
  • Тема 5. Китай в условиях международного финансового кризиса (2008-2009 гг.)
    Тема 5. Китай в условиях международного финансового кризиса (2008-2009 гг.) Слабость экспортной модели, попытки перехода на внутренние источники развития для преодоления «неполноты» развития, замедление темпов экономического роста.
  • Тема 6. Приход к власти «пятого поколения» китайского руководства во главе с Си Цзиньпином.
    Курс на возрождение авторитарной модели руководства, укрепление партийного контроля над общественной и экономической жизнью. Антикоррупционная кампания. Установки о «китайской мечте» и «великом возрождении китайской нации». Выдвижение глобальной международной инициативы «Один пояс, один путь». XIX съезд КПК о пересмотре графика достижения целей модернизации. Ухудшение внешних условий развития Китая. Попытки США сдержать возвышение Китая. Китайско-американская торговая война, санкционные ограничения на деятельность китайских высокотехнологичных кампаний. Изменения в стратегии выполнения задач модернизации, выдвижение положений о «двух циркуляциях», программа 14-й пятилетки и основные подходы к развитию Китая до 2035 года.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тест
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Итоговый тест + 0.3 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рябченко, Н. (2013). История Китая в xx веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFE7085B

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Zhao, S. (2010). The China Model: can it replace the Western model of modernization? Journal of Contemporary China, 19(65), 419–436. https://doi.org/10.1080/10670561003666061