2020/2021
Лингвистическая антропология: язык, мышление, цивилизация
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
3 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Лингвистическая антропология, как междисциплинарная область знания, занимается описанием взаимосвязи языка и мышления, изучением влияния языка на культуру, а цивилизационных процессов – на язык. Лингвистическую антропологию интересуют различия в категоризации окружающей действительности различными языками и поиск в этом доказательств влияния языка на индивидуальное и массовое мышление. В рамках курса предполагаются, во-первых, рассказ о развитии идей лингвистической антропологии и их обсуждение и критика, начиная от немецкой философии Нового времени (В. фон Гумбольдт и др.) и далее к американской антропологии Ф. Боаса, гипотезе лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа, идее семантических примитивов А. Вежбицкой, появлению этнолингвистики и т. д., а во-вторых, рассмотрение того, как основные проблемы лингвистической антропологии экспериментально и теоретически раскрываются в частных областях (демонстрации конкретных категориальных различий языков мира, влияния языков на индивидуальное и общественное мышление): классификация цветов, описание ориентации в пространстве, родственные отношения, языковые основы систем счисления. Кроме того, в рамках курса планируется рассмотреть корреляцию между терминами "язык" и "власть", обсудить явление политкорректности и причины возникновения агрессивного дискурса в условиях массовой коммуникации, а также рассмотреть принципы рождения и смерти лингвистических структур.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина направлена на формирование представления о связи языка с мышлением с одной стороны и с цивилизацией – с другой. Эти знания необходимы для специалиста, по существу, в любой гуманитарной области: лингвистика не только дала гуманитарным наукам свой теоретический аппарат (речь идёт в первую очередь о структурной лингвистике), но и сама в XXI веке стала междисциплинарной областью, поскольку объект её изучения – язык – оказался связующим звеном в изучении мышления и познании цивилизационных процессов
Планируемые результаты обучения
- Знание основных понятий, методов анализа данных
- Понимание корреляции между явлениями "язык", "культура" и "пространство"
- Понимание соотношений ялений "язык", "сознание" и "культура"
- Представления об обозначении времени в различных языках
- Представления об отражении пространства в различных языках
- Представление о принципах цветообозначения в различных языках
- Знание о восприятии формы и материала у носителей различных языков
- Представление о психологических механизмах овладения языками
- Представление о номинации родственных связей в различных языках
- Знание об основных принципах овладения языком
- Представление о механизмах языковой эволюции
- Умение провести дискурсивный анализ
- Понимание принципов речевого воздействие на адресата
- Умение обнаружить и классифицировать конфликтную стратегию
- Знание основной типологии речевых конфликтов
- Владение стратегиями эффективной коммуникации
- Знание о трансформации коммуникативного процесса под влиянием новых технологий
- Понимание роли отдельных грамматических категорий
- Знание об общем влиянии языка на восприятие мира
- Овладение принципами анализа языковой интерференции
- Умение сопоставить различные системы обозначения родства
- Знание принципов формирования внутренней речи
- Знание основных принципов рациональной коммуникации
Содержание учебной дисциплины
- Что изучает лингвистическая антропология?Суть лингвистической антропологии, её задачи и основные термины. Понятие об антропологии. Физическая, социальная, культурная и лингвистическая антропология. Различия между лингвистической антропологией, антропологической лингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией, социолингвистикой, теорией межкультурной коммуникации.
- Язык, мышление и культураИдеи Вильгельма фон Гумбольдта и других европейских философов. Антропология Франца Боаса. Этнолингвистика. Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира–Уорфа): её появление, развитие, критика и возвращение интереса к ней. Частные проявления гипотезы лингвистической относительности: классификация цветов, концептуализация времени.
- Временно-пространственные отношения в различных языкахТрадиционное европейское ориентирование, стороны света и антропоцентризм. Ориентирование по естественным географическим объектам. Ориентирование по артефактам
- Механизм овладения языком и обучение животныхПринципы овладения языком в процессе социализации. Проблема обучаемости животных коммуникации с человеком
- Цвет, форма и материал в различных языкахОбозначение цвета в языках мира. Базовые цвета. Современные исследования в области цветообозначений.
- Отражение в языке родственных отношенийРазличные типы семей в разных культурах и цивилизациях. Наименования сиблингов и родственников по линиям отца и матери в разных языках и культурах.
- Язык и принципы восприятия мираКак знание одного или нескольких языков влияет на восприятие мира. Особенности формирования отдельных грамматическиз категорий. Влияние языковых паттернов на механизмы познание мира
- Социализация в многоязычной среде: внутренняя речь и билингвизмМеханизмы формирования речи. Связь между мышлением и речью. Явления билингвизма и диглоссии
- Коммуникация и новые коммуникативные пространстваИнтернет и влияние мультимедийного пространства на коммуникацию
- Язык и кооперация: функции вежливости в языкеТеория вежливости. Позитивная и негативная вежливость. Понятие «социального лица». Семейный этикет.
- Язык и конфронтация: речевая агрессия и массовая коммуникацияЛингвистическая (не)вежливость и ее функции. Основные роли участников конфликта. Стратегии ведения и выхода из конфликта
- Язык и власть: политический дискурсЯзык и политика. Язык пропаганды. Новояз
- Разговор о политкорректностиВласть языка и язык власти. Что такое "политкорректность" м её функции.
- Рождение и смерть языковПроцесс исчезновения языков. Основные причины. Возникновение пиджинов и креольских языков
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A first look at communication theory, Griffin, E., 2015
- An introduction to bilingualism : principles and processes, , 2008
- Bilingualism : a framework for understanding the mental lexicon, , 2017
- Foundations of bilingual education and bilingualism, Baker, C., 2017
- Handbook of bilingualism : psycholinguistic approaches, , 2005
- Historical (Im) politeness, , 2010
- Impoliteness : using language to cause offence, Culpeper, J., 2011
- Living language : an introduction to linguistic anthropology, Ahearn, L. M., 2012
- Meeting at Grand Central : understanding the social and evolutionary roots of cooperation, Cronk, L., 2013
- The handbook of sociocultural antropology, , 2013
- The pragmatics of politeness, Leech, G., 2014
- X-rated! : the power of mythic symbolism in popular culture, Danesi, M., 2009
- Зоопсихология. Элементарное мышление животных : учеб. пособие для вузов, Зорина, З. А., 2002
- Зоопсихология. Элементарное мышление животных : учеб. пособие для вузов, Зорина, З. А., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- A handbook of media and communication research : qualitative and quantitative methodologies, , 2002
- Beyond advertising : communication design, , 2007