• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История популярной культуры Европы XIX-XX вв.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Колесник Александра Сергеевна
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

В европейской и американской истории XIX–XX вв. популярная культура занимает видное место. Возникновение массовой литературы, появление и развитие радио, телевидения, звукозаписывающей индустрии, а вместе с ними кинематографа и популярной музыки существенно повлияло на многие социальные, политические и культурные процессы. Целью данного курса является знакомство студентов с современными методами изучения популярной культуры и с историей западноевропейской популярной культуры второй половины XIX – начала XXI вв. Слушатели познакомятся с исследовательской литературой, с методами анализа разных культурных форм (кино, музыка, фотография, радиопередачи и т.д.), с содержанием культурных высказываний. Особое внимание уделяется институтам популярной культуры: культурным индустриям, каналам дистрибуции, типам аудитории и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с методами анализа европейской популярной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (cultural studies, media studies, cinema studies, fan studies, социологии культуры, социологии литературы, музыковедения)
  • Получить первоначальное представление об особенностях истории развития и функционирования европейской популярной культуры XIX–XX веков
  • Выработать навыки анализа разных культурных высказываний как формы знания о прошлом
  • Сформировать представления о принципах написания истории популярной культуры сегодня
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать общие тенденции в современных исследованиях популярной культуры
  • Иметь представление об особенностях истории развития и функционирования европейской популярной культуры XIX–XX веков
  • Уметь включать знания по истории популярной культуры в общий исторический контекст
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные подходы к изучению популярной культуры: от cultural studies до новой культурной истории
    Введение в основную проблематику курса. Цель и задачи курса. Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной культурой в рамках cultural studies, popular music studies, media studies, textual studies, visual studies, социологии культуры, музыковедения и новой культурной истории. Проблематизация современной культуры Т. Адорно: деление на «высокую» и «низкую», роль социально-экономических институций и фигуры слушателя/зрителя при анализе и интерпретации культуры. Критика подхода Т. Адорно: терминология и абстрактный подход. Появление cultural studies: актуализация повседневной культуры в контексте исследовательских практик (от абстрактных понятий к конкретным культурным явлениям). Институционализация и академизация знания о популярной культуре: появление профессиональных ученых и институтов, специализирующихся на изучении популярной культуры. Понимание популярной культуры как сложного социального явления, имеющего свою институциональную структуру.
  • Развитие популярной культуры и культурные индустрии
    Технологические революции в культурном производстве XIX–XX веков: от изобретения фонографа до появления цифровых технологий. Изменения медиа и транформация культурной индустрии. Устройство литературы как социального института, антропология чтения. Массовая литература, массовый журнал. Литература как отражение общества, литература как средство социального контроля Появление визуальной культуры: фотография и рождение кинематографа. Основные направления изучения визуального. Особенности зрительного восприятия, формирования фотографического зрения (В. Беньямин, Р. Барт, современные cinema studies). Трансформация понятия современности с появлением кинематографа. Развитие звукозаписывающей индустрии, феномен Tin Pan Alley. Мюзик-холл в эпоху модерна.
  • Технологии культурного производства и дистрибуции: медиа, рынки и культурные практики
    Дистрибуция. Появление звуковых усилителей и электронных эффектов и их влияние на развитие популярной культуры. Экономическая составляющая технологии звукозаписи и распространения (носители). Изменение способов продажи и распространения музыки и кино (от «довиниловых» носителей к цифровым): шеллак, винил, кассеты, CD, DVD. Медиабум: Интернет как новый способ дистрибуции. Специфика развития традиционных медиа: радио, телевидение, журналистика. Британское пиратское радио и его роль в развитии популярной музыки 1960-х гг. Телевидение как неотъемлемая часть «фабрики звезд» (starmaking machinery) в музыкальном бизнесе. MTV и целый ряд других музыкальных телевизионных каналов. Появление института авторского права. Проблема плагиата, свободного творческого заимствования и защиты продукции. Музыкально-критическая журналистика как направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных): рецензии, обзоры, статьи. Письмо музыкального журналиста. Музыкальная критика в современной культуре. Многожанровость, многотемность, многоаспектность музыкальной критики как особые качества ее полистилистики, востребованной и объективно обусловленной условиями времени. Устройство музыкального журнала, типы статей, рубрик.
  • Зритель, слушатель, читатель: специфика массовой аудитории и культуры соучастия
    Представления об аудитории как об управляемой массе, которая является рабом медиа и готова потреблять любой товар, продукт, который получает через медиа (Т. Адорно и Франкфуртская школа). Аудитория как масса. Аудитория vs элита. Аудитория как бездумные потребители. Особенности зрительского/читательского/слушательского восприятия. Фигура слушателя в процессе конструирования музыкального «текста». Типы музыкальных слушателей (Т. Адорно, Дж. Фиске). Аффективное поведение как часть стиля. Возраст слушателя популярной музыки: молодость как обязательное качество поклонника музыки, как и самих музыкантов. Медленное изменение ситуации с возрастной сегрегацией. Старение самих музыкантов и их публики. Молодежная культура, контркультура и субкультура (Д. Хебдидж, С. Торнтон). Фэнзины и их роль в конструировании субкультур. Культуры соучастия (participatory cultures) и фанатские аудитории (Г. Дженкинс, fan studies).
  • Национальные и постнациональные идентичности в популярной культуре
    Национальные образы в популярной культуре Европы XIX–XX веков. Переход от национального к постнациональному в ХХ веке. «Столкновение идентичностей» и диалог культур в контексте поиска альтернативных моделей современности. Феномен европейского нового кино: французская «новая волна». Репрезентация «английскости» (Englishness) и «британскости» (Britishness) в английском романе, постколониальном кинематографе и британской популярной музыке. Идеология мультикультурализма в постколониальной Великобритании и ее рефлексия в популярной культуре.
  • Место прошлого в популярной культуре: ностальгия и ретромания
    Репрезентация прошлого и рецепция настоящего в популярной культуре, какие образы из прошлого были востребованы в популярной культуре, что для них характерно и что является причиной обращения к подобным образам. Европейское ностальгическое кино. Популярная музыка как форма знания о прошлом. Феномен «ностальгии» и «ретромании» в британской популярной музыке: одержимость современной британской музыки артефактами прошлого, стремление к аналоговым переживаниям прошлого. Ностальгия как способ обращения к различному прошлому: недавнему или давно ушедшему, собственному или чужому. Появление практики реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов, т.д.). Музыка и память в эру Youtube. Ретромания как общекультурное явление.
  • Коллективное воображение: фантастическое и утопическое в популярной культуре
    Роль коллективного воображения и фикционального мышления в культуре модерна (М. Сэлер). Фантастическое как социально-антропологический проект. Фантастические, утопические и антиутопические миры в английской литературе рубежа XIX и XX веков. Особенности фантастического реализма. Проблема рационального и иррационального в культуре. Научная фантастика и вымышленные «другие». Особенности фантастического кино. Репрезентация фантастического в популярной музыке. Появление отдельных музыкальных жанров, ориентированных на фантастическую тематику. Комиксы и комикс-реальность.
  • Городская культура и культурное наследие: публичные места, места памяти, музеи
    Конструирование истории популярной культуры. Музеи об истории популярной культуры. Понятие культурного наследия. Музыкальная история как часть культурного наследия Великобритании. Репрезентация городской истории через музыкальное прошлое: опыт Шеффилда, Ливерпуля и Бирмингема в Великобритании. Историческая политика и проекты городской регенерации в Западной Европе. Культурный туризм и места памяти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устные ответы на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Устные ответы на семинарах + 0.2 * Устный экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alison Landsberg. (2015). Engaging the Past : Mass Culture and the Production of Historical Knowledge. Columbia University Press.
  • Burke, P. (2018). What Is Cultural History? (Vol. 3rd edition). Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204994
  • Cohen, S. (2015). Sites of Popular Music Heritage : Memories, Histories, Places. Routledge.
  • Hebdige, D. (2002). Subculture : The Meaning of Style: Vol. Taylor & Francis e-Library ed. Taylor & Francis [CAM].
  • Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
  • Jerome de Groot. (2016). Consuming History : Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture: Vol. Second edition. Routledge.
  • John Connell, & Chris Gibson. (2003). Sound Tracks : Popular Music Identity and Place. Routledge.
  • K. Gildart. (2013). Images of England Through Popular Music : Class, Youth and Rock “n” Roll, 1955-1976. Palgrave Macmillan.
  • Leo Charney, & Vanessa R. Schwartz. (1995). Cinema and the Invention of Modern Life. University of California Press.
  • Michael Saler. (2012). As If : Modern Enchantment and the Literary Prehistory of Virtual Reality. Oxford University Press.
  • Milner, G. F. (2013). American Vernacular: Popular Culture, Performance, and the Question of National History, 1871-1915.
  • Raymond F. Betts, & Lyz Bly. (2013). A History of Popular Culture : More of Everything, Faster and Brighter: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Rüsen, J. (2006). Meaning and Representation in History. Berghahn Books.
  • Storey, J. (2018). Cultural Theory and Popular Culture : An Introduction (Vol. Eighth edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1692430
  • Stratton, J., & Bennett, A. (2010). Britpop and the English Music Tradition. Burlington, VT: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=389824

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beard, D., & Gloag, K. (2016). Musicology: The Key Concepts (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1159808
  • Bilby, K. (2000). ETHNICITY, IDENTITY, AND MUSIC: THE MUSICAL CONSTRUCTION OF PLACE (Book). Ethnic & Racial Studies, 23(1), 166–168.
  • Brown, J. (1996). The Art of Democracy: A Concise History of Popular Culture in the United States. By Jim Cullen. (Newark: Monthly Review Press, 1996. 320 pp. Cloth, $36.00, ISBN 0-85345-919-3. Paper, $18.00, ISBN 0-85345-920-7.). https://doi.org/10.2307/2945662
  • Cinephilia. Movies, Love and Memory. (2005). Amsterdam University Press. https://doi.org/10.25969/mediarep/3685
  • Classen, C. (2009). Balanced truth : Steven Spielberg’s “Schindler’s List” among history, memory, and popular culture. History and Theory, 48(2 [Theme Issue 47]), 77–102. https://doi.org/10.1111/j.1468-2303.2009.00499.x
  • Featherstone, S. (2009). Englishness : Twentieth Century Popular Culture and the Forming of English Identity. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268084
  • Mamiya, C. J. (2000). Too Soon, Too Late: History in Popular Culture. By Meaghan Morris. (Bloomington: Indiana University Press, 1998. xxvi, 310 pp. $39.95, ISBN 0-253-33395-4.). https://doi.org/10.2307/2567738
  • Musicology in the Context of Media - Media in the Context of Musicology. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCFEE54F
  • The Past as Popular Culture: Interpreting History through Graphic Novels. (2017). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199766024.013.5
  • Walsh, K. (1992). The Representation of the Past : Museums and Heritage in the Post-Modern World. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72295
  • Дубин, Б. (1996). Прошлое В Сегодняшних Оценках Россиян.