• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Публичная история

Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Гагарина Динара Амировна, Исмакаева Илиана Дамировна, Колесник Александра Сергеевна, Максимова Алиса Сергеевна, Морозов Олег Владимирович, Русанов Александр Витальевич, Савельева Ирина Максимовна, Степанов Борис Евгеньевич
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен публичной истории — в настоящее время активно развивающейся области социальных и гуманитарных наук, в рамках которой исследуются способы производства исторического знания за пределами университета (исторические романы, кинофильмы, сериалы, настольные и компьютерные игры и др.). Наряду с этим, публичная история ставит ряд важнейших практических задач, связанных с новыми способами изучения и разговора о прошлом: от создания новых архивов и баз данных культурного наследия до подготовки и проведения музейных выставок, публикации графических романов, оказания консультационных услуг при съемках исторических фильмов. Для осмысления вопросов бытования прошлого в публичном пространстве публичная история сейчас активно осваивает арсенал современной гуманитарной и социальной теории ради понимания механизмов культуры памяти и работы с прошлым (прежде всего, трудным, неудобным, травматичным), обеспечения взаимодействия различных групп и коммуникации с разными аудиториями, работы с культурным наследием (в том числе с наследием маргинализированных социальных групп: мигрантов, жертв репрессий, заключенных и др.), экспертизы и поддержки деятельности различных институтов, участвующих в формировании исторической политики. В рамках курса студенты будут знакомиться с современным полем публичной истории (public history) и ключевыми теориями и подходами для анализа истории в публичном пространстве: исследованиями памяти, культурного наследия, музейных репрезентаций; актуальными дискуссиями о том, как в настоящее время понимается и проблематизируется прошлое и публика в Европе, США и России; а также освоят некоторые практические методики работы с прошлым – в частности цифровые (3D-моделирование, составление баз данных и каталогов, подготовка проектов виртуальных выставок и т.д.)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с современным полем публичной истории (public history)
  • Формирование у студентов представлений о том, как в настоящее время понимается и проблематизируется прошлое и публика в рамках публичной истории в Европе, США и России
  • Знакомство студентов с ключевыми теориями и подходами для анализа истории в публичном пространстве: исследования памяти, культурного наследия, музейных репрезентаций
  • Изучение возможностей цифровых инструментов и цифровых сред в реализации практик публичной истории, в том числе в музейных проектах, работе с историческим и культурным наследием, развитии партиципаторности культурных институций и краудсорсинга, а также освоение некоторых практических цифровых методик для работы с прошлым (3D-моделирование, составление баз данных и каталогов, подготовка проектов виртуальных выставок и т.д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные концепции и подходы к определению культурного наследия
  • Знать основные направления современных memory studies
  • Знать основные характеристики музеев памяти
  • Знать содержание концепции исторической культуры
  • Ориентироваться в современных подходах к изучению культурного наследия: heritage studies и critical heritage studies
  • Ориентироваться в современных подходах к изучению музеев памяти
  • Понимать основные направления Digital Public History
  • Понимать содержание понятий «культура памяти» и «мемориальная культура»
  • Понимать специфику культурной политики по отношению к культурному наследию в европейских странах
  • Понимать, какие существуют направления изучения популярной культуры как культурного наследия
  • Уметь использовать базовые навыки работы с онлайн-текстами в рамках Digital Public History
  • Знать, какие существуют центры по публичной истории в России, в чем их специфика
  • Знать, что такое публичная история как академическая дисциплина и как сфера деятельности
  • Ориентироваться в основных направлениях исследований исторической культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Публичная история и публичные историки в России.
  • Холокост и мемориальная культура
  • Концепция исторической культуры
  • Музеи как места формирования представлений о прошлом
  • История представлений о культурном наследии в Европе
  • Современные подходы к изучению культурного наследия: heritage studies и critical heritage studies
  • Digital public history
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальная работа на семинарах
  • неблокирующий Групповая работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Подготовка лонгрида
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Подготовка лонгрида + 0.24 * Эссе + 0.18 * Групповая работа на семинарах + 0.18 * Индивидуальная работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Akker, C. van den, & Legêne, S. (2016). Museums in a Digital Culture. Amsterdam University Press.
  • Berry, D. M., & Fagerjord, A. (2017). Digital Humanities : Knowledge and Critique in a Digital Age. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535814
  • Carter, B. (2013). Digital Humanities. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=605070
  • Cassidy, C. A., Fabola, A. E., Miller, A., Weil, K., Urbina, S., Antas, M., & Cummins, A. (2019). Digital pathways in community museums. https://doi.org/10.1111/muse.12198
  • Cohen, D. J. (2004). Digital history: the raw and the cooked 1. Rethinking History, 8(2), 337–340. https://doi.org/10.1080/13642520410001683996
  • Cohen, S. (2015). Sites of Popular Music Heritage : Memories, Histories, Places. Routledge.
  • Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
  • Dekel, I. (2016). Subjects of memory? : On performing Holocaust memory in two German historical museums. Dapim; Studies on the Shoah, 30(3), 296–314. https://doi.org/10.1080/23256249.2016.1266990
  • Digital memory studies : media pasts in transition, , 2018
  • Film and the Holocaust : new perspectives on dramas, documentaries, and experimental films, Kerner, A., 2011
  • France, film, and the Holocaust : from le genocide to la shoah, Banaji, F., 2012
  • Holocaust impiety in literature, popular music and film, Boswell, M., 2011
  • Jerome de Groot. (2016). Consuming History : Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture: Vol. Second edition. Routledge.
  • People and their pasts : public history today, , 2009
  • Public history : a practical guide, Sayer, F., 2015
  • Public History : a textbook of practice, Cauvin, T., 2016
  • Public history and heritage today : people and their pasts, , 2012
  • Rudolff, B., Bernecker, R., & Albert, M.-T. (2013). Understanding Heritage : Perspectives in Heritage Studies. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=604327
  • The Oxford handbook of public history, , 2017
  • The public history reader, , 2013
  • Володин, А. (2014). Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки): В Поисках Самоопределения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.57CAFD22
  • Дмитриев А. Н. Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / А.Н. Дмитриев, А.Б. Каменский, Л.П. Репина, Н.Г. Дорова, А.П. Толочко, В.И. Чесноков, А.В. Антощенко. - Москва : ВШЭ, 2012. - 551 с. - ISBN 978-5-7598-0914-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/334272/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aldrich R. Vestiges of the colonial empire in France: monuments, museums, and colonial memories. Houndmills and New York: Palgrave Macmillan, 2004.
  • Alexander, E. P., Alexander, M., & Decker, J. (2017). Museums in Motion : An Introduction to the History and Functions of Museums (Vol. Third edition). Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1465805
  • Alexandra Bolintineanu, & Jaya Thirugnanasampanthan. (2018). The Typewriter Under the Bed: Introducing Digital Humanities through Banned Books and Endangered Knowledge. KULA, (1). https://doi.org/10.5334/kula.30
  • Benmamoun, E., Montrul, S., & Polinsky, M. (2014). Defining an “ideal” heritage speaker: Theoretical and methodological challenges | Reply to peer commentaries. https://doi.org/10.1515/tl-2013-0018
  • Campelo, A., Reynolds, L., Lindgreen, A., & Beverland, M. (2019). Cultural Heritage. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2115840
  • Commemorating the Holocaust : the dilemmas of remembrance in France and Italy, Clifford, R., 2013
  • Companion to Comparative Literature, World Literatures, and Comparative Cultural Studies. (2009). Foundation Books. https://doi.org/10.1017/upo9789382993803
  • Cross-Cultural Differences in Adopting Mobile Augmented Reality at Cultural Heritage Tourism Sites. (2018). https://doi.org/10.1108/IJCHM-02-2017-0084
  • Denton, K. A. (2014). Exhibiting the Past : Historical Memory and the Politics of Museums in Postsocialist China. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=732404
  • Different voices : women and the Holocaust, , 1993
  • Hai-Jew, S. (2017). Data Analytics in Digital Humanities. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1514614
  • Jane Stokes. (2012). How to Do Media and Cultural Studies. SAGE Publications Ltd.
  • Michael Ryan. (2010). Cultural Studies : A Practical Introduction. Wiley-Blackwell.
  • Museums, monuments, and national parks : toward a new genealogy of public history, Meringolo, D. D., 2012
  • Robert Blackwood, & John Macalister. (2019). Multilingual Memories : Monuments, Museums and the Linguistic Landscape. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2230136

Авторы

  • Савельева Ирина Максимовна
  • Морозов Олег Владимирович
  • Русанов Александр Витальевич
  • Бикташева Алсу Назимовна
  • Колесник Александра Сергеевна
  • Гагарина Динара Амировна
  • Степанов Борис Евгеньевич
  • Исмакаева Илиана Дамировна
  • Максимова Алиса Сергеевна